Социальная система и организационная

КУЛЬТУРА

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ГЛАВЫ

Функционирование социальных систем

Психологический контракт

Социальные культуры и их воздействие на организации

Значение разнообразия культур

Роли и ролевые конфликты в организации

Статус и его символы

Организационная культура и ее влияние

Гетерогенность — огромный неиспользованный человеческий ресурс мультикультурного менеджмента.

Магоро Марияма 1

В условиях изменяющейся природы современных организаций организационная культура имеет большее значение, чем когда-либо, и гораздо большее, чем мы себе представляем.

Питер Делиси 2

Компания Herman Miller, Inc. — крупный производитель офисной мебели. Инновационная продукция компании хорошо знакома всем специалистам по промышленному дизайну, однако известность Herman Miller во многом связана с ее исключительной организационной культурой.

Сотрудники объединены в рабочие команды, руководители и члены которых дважды в год оценивают друг друга. Работники, которые активно участвуют в деятельности команд и выступают с предложениями по сокращению производственных издержек, имеют право на ежеквартальные премии. Но основной ключ к культуре компании — «соглашение» между высшим менеджментом и трудовым коллективом, в котором компания утверждает, что она будет стремиться «уважать ценности, идеалы, цели каждой личности и участвовать в работе вместе со всеми». Компания Herman Miller достигла значительных успехов и в соответствии с регулярно проводимыми опросами постоянно находится в первых рядах «вызывающих наибольшее восхищение компаний» США.

4

L^

♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦


84

Часть 1. Основы организационного поведения

В таких компаниях, как Herman Miller, трудовая деятельность сотрудников осуществляется в рамках сложных социальных систем, оказывающих существенное влияние на рабочие процессы. Организационная культура отражает убеждения и ценности основателей компании, а также ее персонала. Более того, социальные системы оказывают глубокое воздействие на методы совместной деятельности сотрудников. Культура компании предоставляет работникам как непосредственно, так и косвенно «ключи» к достижению успеха. Среди методов прямой поддержки можно назвать ориентирующее обучение, формулировку политики, советы менеджеров и равных по положению коллег. Косвенная поддержка включает в себя умозаключения, сделанные на основе примеров приемлемого поведения. В этой главе вы познакомитесь с основными понятиями социальных систем, такими как социальное равновесие, влияние изменений системы, психологические контракты, разнообразие культур, роли и статус сотрудников. Мы также рассмотрим природу и влияние общественной (исследуется на национальном уровне) и организационной (исследуется внутри фирмы) культур.


ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Социальная система — комплекс отношений, возникающих в результате различных взаимодействий индивидов. Количество возможных взаимодействий так же бесконечно, как и количество звезд во Вселенной. Каждая небольшая группа людей представляет собой подсистему внутри более крупных объединений, в свою очередь, являющихся подсистемами еще более крупных сообществ, и так до тех пор, пока не будет охвачено все население Земли. Внутри отдельной организации социальная система включает всех ее сотрудников и их отношения друг с другом и с окружающим миром.

В сложных взаимодействиях социальных систем выделяются два момента. Поведение любого члена группы может оказать прямое или косвенное влияние на действия любого другого ее участника. И хотя сила этих воздействий различна, все части системы являются взаимозависимыми. Проще говоря, изменение в одной части системы оказывает влияние на все остальные ее элементы (вне зависимости от его силы).

Второй важный момент относится к границам системы. Любая социальная система участвует во взаимодействиях с окружающей средой, получая внешние сигналы и реагируя на них своими собственными (исходящие сигналы затем становятся входящими для расположенных по соседству систем). Социальные системы являются, таким образом, открытыми, взаимодействующими с внешним миром системами. Следовательно, их участники должны быть заранее проинформированы о природе окружающей их среды, а также о влиянии их действий на других субъектов как внутри, так и вне рассматриваемой социальной системы. Такая осведомленность приобретает особое значение по мере развития мировой торговли и международных рынков, на которые поставляется продукция и услуги предприятий, что обусловливает необходимость адаптации организаций и их работников к внешней, отличающейся жесткой конкуренцией среде.


Глава 4. Социальная система и организационная культура

85



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: