Г. Ссылки на авторитеты

В некотором смысле все, что говорит оратор, имеет за со­бой те или иные авторитетные источники. Большинство при­меров, определений и статистических данных, предлагаемых им вниманию аудитории, представляет собой наблюдения и вы­воды, которые он непосредственно или косвенным путем тща­тельно собирал из других источников.

Кроме того, как бы ни было обработано и значительно со­держание речи, слушатель не склонен относиться к оратору с почтительным вниманием, пока не почувствует, что перед ним человек, или обладающий личным авторитетом, или опира­ющийся на чужой авторитет.

1. Виды авторитетных ссылок

В общем существуют три вида авторитетных утверждений:

а) утверждения, покоящиеся на авторитете самого оратора;

б) утверждения, в основе которых лежит общественное мнение;

в) утверждение сведущих лиц.

а) Авторитет оратора

В течение некоторого, а иногда довольно долгого времени слушатели не могут знать, добросовестно ли или произволь­но оратор обращается с фактами, которые он докладывает. Чтобы поверить ему на слово, им нужно или лично знать вы­ступающего, или положиться на его репутацию и опыт. Ора­тор не может просто исходить из незыблемого предложения, что он обладает правом на доверие. Лучший способ - в действительности обладать качествами, внуша­ющими доверие, т. е. быть добросовестным, искренним, объективным и хорошо знать предмет. Иногда бывает умест­но и небесполезно в скромных выражениях дать понять, что обладаешь особой квалификацией и что имеешь право вы­ступить по вопросу.

Но в любом спорном вопросе, когда у слушателей нет ос­нований считать оратора сведущим или незаинтересованным лицом, он должен принять на себя труд несколько больший, чем изложение собственных взглядов, и ему понадобятся до­казательства.

б) Общественное мнение

Вторым по своему значению является авторитет обществен­ного мнения. Оно включает все, начиная с официальных дан­ных, например, об итогах голосования, о результатах массово­го опроса и изучения анкет и кончая народной мудростью, вы­раженной в поговорках и обычаях, а также многими очевидны­ми и основанными на здравом смысле соображениями, пред­ставляющими для слушателя бесспорную истину.

Многое из того, что считается формальной логикой, пред­ставляет собой сложный продукт незыблемой народной муд­рости. Равным образом трудно бывает различать, что прини­мается как основанное на авторитете оратора и что принимает­ся только потому, что совпадает с мнением большинства. Каж­дое личное наблюдение и голословное суждение оратора мо­жет стать для слушателя приемлемым как мнение всех здраво­мыслящих людей: в этом и заключается сила подлинного крас­норечия.

в) Авторитет сведущих лиц

В некоторых речах ссылка на заключение эксперта - наи­более важная, особенно когда речь идет о новом или техничес­ком предмете, в котором оратор имеет весьма малый опыт. Студент или неспециалист, готовясь к докладу по вопросам экономики, обществоведения, истории, археологии, биологии или управления промышленным предприятием, не обойдется без помощи сведущих лиц.

Привести в речи авторитетное мнение - вопрос не только ее доходчивости, но и этики оратора. Было бы прямым посяга­тельством на истину, если бы оратор вторгся в область слож­ных экономических, социологических и иных вопросов и при этом пренебрег необходимостью познакомить аудиторию со взглядами специалистов. Обычно следует назвать источник авторитетного мнения, и часто приведение цитаты представля­ется наиболее впечатляющим способом. Но если цитирование отнимает больше времени, чем это нужно по значению приво­димого мнения, уместно и даже лучше ограничиться простым пересказом. Можно также в краткой форме передать основную мысль, выраженную в книге или журнальной статье.

Д. Статистические данные

1. Роль статистических данных и их применение

Рассматривая явления в цифровом выражении и соотно­шении, мы количественно определяем и измеряем нашу дей­ствительность. Статистика - это факты в цифрах, подверга­ющихся сравнению или указывающих пропорциональность: «Сто крупнейших банков в настоящее время хранят у себя 46 процентов вкладов населения». Сама по себе статистика ка­жется сухой и отвлеченной, но для оратора она представляет два преимущества - точность и экономию изобразительных средств.

Каждый раз, когда нельзя пользоваться такими термина­ми, как все, никто или один, единственный способ быть точ­ным заключается в обращении к статистическим данным. Благодаря сочетанию точности и сжатости «сухая» статистика может придать материалу необычайно впечатляющую силу.

Е. Наглядные пособия

Если нужно описать или объяснить предмет, который мож­но доставить в аудиторию, проще всего показать его слушате­лям в натуре. Но если он слишком велик, слишком мал, черес­чур сложен, то можно дать его в виде изображения или моде­ли. В число наглядных пособий входят чертежи на доске, кар­ты, плакаты, иллюстрации, модели, образцы.

Всякое наглядное пособие привлекает внимание слушате­ля.

Но главное назначение наглядных пособий заключается в подкреплении устного изложения и даже в замене его в речи информационного содержания. Многие предметы, технические вопросы, формулы слишком сложны, чтобы дать представле­ние о них только путем устных объяснений. Изображение или диаграмма в несколько секунд пояснят то, на изложение чего пришлось бы затратить не менее часа. Необходимо только тща­тельно соблюдать следующие правила.

1. Пользуйтесь наглядными пособиями целесообразно

Если наглядный материал не существенно необходим для пояснения или возбуждения интереса к речи в целом, то при­менение его бессмысленно: он будет только отвлекать внима­ние слушателя от оратора и от того, что он говорит.

2. Приготовьте пособия до начала речи

Если данные, которые наносятся на доску, очень сложны, их лучше выписать на нее заранее, до начала речи. Для речей, произносимых в классе, лучше сделать это до заполнения класс­ной аудитории. Необходимо самому освоить весь материал це­ликом. Также следует прорепетировать объяснения, сопровож­дающие показ пособий.

 

3. Придайте наглядным пособиям общедоступный вид

Не включайте в чертежи, модели или таблицы словесных обозначений и вообще деталей, которые не были бы достаточ­но видны всем слушателям. Статистические таблицы часто бывают очень сложны и непонятны. Их содержанию нетрудно придать доступную форму диаграмм - линейных, плоско­стных, изобразительных и иных схематических обозначений, демонстрирующих размеры, тенденции и т. п. Сопровождая речь показом пособий, не становитесь между ними и слушате­лями.

 

4. Тесно свяжите речь с наглядными пособиями

Ваши суждения должны быть крепко увязаны с показом пособий. Какими бы простыми и ясными ни казались диаг­рамма или объект, слушатели всегда захотят, чтобы им точно указали связь темы с пособиями.

 

 

5. Говорите, обращаясь к слушателям, а не к пособиям

Станьте рядом с пособиями и обращайтесь непосредствен­но к аудитории, за исключением моментов, когда приходится показать какую-нибудь деталь. Пожалуй, главный недостаток при пользовании пособиями тот, что волей-неволей несколько отрываешься от слушателей.

 

6. Уберите пособие, как только миновала в нем надобность

Сотрите с доски все написанное, как только закончили с одними объяснениями и перешли к другим, иначе наглядный материал будет отвлекать внимание аудитории.

 

7. Держите пособия при себе

Не раздавайте изображений и предметов слушателям, если только они не тождественны и не имеют непосредственного отношения к вашим замечаниям, которые делаются при обо­зрении. Если слушатели заняты разглядыванием пособий, луч­ше сделать паузу.

Заключение

В этой курсовой работе исследовано шесть видов вспомогательного материала, применяемого при произнесении речи: определе­ния, сравнения, примеры, ссылки на авторитеты, статисти­ческие данные и наглядные пособия. Впрочем безотносительно к характеру речи полезно при­бегнуть к следующей проверке целесообразности данных средств.

1.Отвечают ли они моим намерениям и требованиям аудитории?

2.Достаточно ли они интересны, ясны и убедительны?

3.Можно ли сделать их еще интереснее, яснее, убедитель­нее, короче?

4.Позволит ли время применить их?

5.Нет ли данных, заслуживающих предпочтения?

6.Не будет ли целесообразнее обратиться к ним в другом
месте речи?

Оратор должен иметь ясное и определенное представление о том, что он будет говорить. Тема для выступления должна глубоко затрагивать оратора, вызывать у него глубокий интерес. Это должно быть нечто такое, что произвело на него сильное впечатление. «Разве помимо вашей воли вас не тянет к тому оратору, ум и сердце которого, как вы чувствуете, поглощены действительно важной идеей и он страстно стремится воздействовать на ваш ум и сердце?»

    Тема для выступления должна глубоко затрагивать не только оратора, но и аудиторию. Некоторые люди, говоря о своих делах, совершают непростительную ошибку, – касаются только тех сторон, которые интересуют их самих, но совершенно не интересны тем, кто их слушает.

    В процессе подготовки к публичному выступлению необходимо изучить свою аудиторию, подумать о нуждах, пожеланиях слушателей, и это часто обеспечивает половину успеха. Нужно прочитать как можно больше литературы по теме выступления, так как сведения, известные оратору, но не изложенные в его речи, придадут ей убедительность и яркость. Лютер Бербенк сказал однажды: «Я часто выращивал миллион растений, чтобы отобрать одно или два, обладающих исключительными свойствами.» Публичное выступление следует готовить примерно в том же духе – так же расточительно и с таким же жестким отбором. «Подберите сто мыслей и отбросьте из них девяносто»

 

Список использованной литературы:

 

1.Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А.,Михайлова О.А., Николина Н.А.

Русский язык. - М.: Наука, 2001.

2.Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи. - М.: Наука, 2000.

3.Максимова В.И. Русский язык и культура речи. - М.: Гардарика,2001.

4.Грудина Л. Культура русской речи. - М.: ИНФРА-М, 2000.

5.Гируцкий А.А. Общее языкознание. - М.: Гетра-Сист, 2001.

6.Культура устной речи и письменной речи делового человека. - М.:

Наука, 2001.

7.Казарцева О.М. Культура речевого общения. - М.: Наука, 2001.

8.Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. - М.: УРАО, 2000.

9.Поль Л.Сопер. Основы искусства речи/Пер. с англ.Чижовой С.Д.-Ростов н/Д: Феникс, 2002.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: