В. Составление заметок

По вопросу о том, как составлять заметки, нет единого мнения. Но все согласны в одном - необходима какая-то сис­тема записи данных, подлежащих использованию.

Большинство авторитетов рекомендует делать записи на карточках. Преимущество карточек в том, что каждая справка регистрируется отдельно и без труда может быть найдена. Кар­точки легко разложить на столе, сгруппировать, перегруппи­ровать; они легко обозримы, их быстро можно сравнивать и классифицировать. Главный недостаток - их не так удобно носить с собой, как блокноты.

При занесении справочного ма­териала в карточку внизу приводится название источника, на­верху - заголовок, содержащий указание, где именно матери­ал может пригодиться.

Тщательное соблюдение следующих правил избавит от зна­чительных затруднений:

1.Пользуйтесь карточками одинакового размера и пишите только на одной стороне.

2.На каждой карточке делайте только одну запись.

3.Сделайте больше записей, чем вам понадобится для подготовки речи.

4. Четко, при помощи кавычек, указывайте, является ли приводимая ссылка прямой цитатой.

Если это книга, необходимо привести полное имя автора, название книги, год издания, страницу (или страницы), с кото­рой взят материал.

Если это журнал, необходимы имя автора, название ста­тьи, название журнала, дата выпуска, страница.

Если это брошюра, укажите название организации, выпус­тившей ее, имена лиц (или группы лиц), собравших материал и составивших брошюру.

Если речь идет о передаче по радио или телевидению, ука­жите имя выступавшего, название сообщения, вещательную компанию, организацию, которая заказала программу.

Из справочника или антологии нужно взять имя автора от­дельной заметки или статьи (если представится возможность).

Не ссылайтесь на издателя или на само издание как на автора. В большинстве энциклопедий указаны инициалы авторов в конце каждой ста­тьи, и в начале тома приведены имена сотрудников.

Подводя итог, нужно сказать следующее. Не смущайтесь, если способы собирания материала в библиотеке и в других местах сначала покажутся сложными. Овладев ими, вы изба­витесь от большой затраты времени и от лишних хлопот. Если усвоено, как пользоваться библиотекой, вы приобрели самое важное - исследовательские навыки и неутолимое желание знать досконально все по интересующему вас вопросу. Будьте настойчивы: факты, обнаруживаемые с наибольшим трудом, несомненно, самые необходимые для ясности и убедительнос­ти речи.

 

II.ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Вспомогательный материа­л речи: А. Определения; Б. Сравнения; В. Примеры; Г. Ссылки на авторитеты; Д. Статистические данны­е; Е. Наглядные пособия.

Иногда между перечисленными видами данных нет точ­ной границы. Пример, серьезный или шутливый, может при­нять форму определения: «Государственный деятель - это по­литик, но уже умерший». Статистика придет на помощь при сравнениях. Авторитетное мнение будет представлено в форме определения, примера или статистической справки. Наглядное пособие заменит устное изложение одного из остальных пяти видов вспомогательных данных. При всех условиях необходи­мо иметь представление об их достоинствах и применении.

Назначение их разнообразно и зависит от темы, аудитории и цели оратора. Некоторые темы по своему характеру требуют многочисленных примеров, другие - обращения к авторите­там, третьи - приведения статистических данных. Одним слу­шателям необходимы определения, примеры, ссылки на авто­ритеты, другие не нуждаются в этом.

В общем, назначение вспомогательного материала в инфор­мационной речи - придавать изложению ясность и поддержи­вать интерес слушателя; в речи агитационного характера он уже играет роль доказательств, а в иных случаях склоняет аудито­рию к желательному настроению или действию. Но в каждой речи большинство вспомогательных средств, если не все, мо­жет оказаться весьма полезным.

 

 

А. Определения

«Что вы этим хотите сказать?» - такой вопрос почти неиз­бежен в частном разговоре. К сожалению, слушатель во время речи не может его задать. Нет ничего более важного и более связанного с неуловимыми трудностями, чем бережное обра­щение со словом.

1. Применение определений

Определения нужны для слов, значения которых аудито­рия не знает, и для терминов, имеющих особый смысл в при­менении их оратором. Второй вид определений наиболее ва­жен для большинства речей, но им чаще всего пренебрегают. Всякую неясность в вопросе об объеме, отличительных свой­ствах, назначении обсуждаемого предмета можно устранить при помощи точного его определения. Иногда определения бывают нужны, чтобы внести поправку в представления, которые оши­бочно связаны с тем или иным термином. «Беда большинства людей не в их невежестве, а в том, что о массе вещей у них совершенно превратное представление».

Определения встречаются во вступительной части, но мо­гут найти место и на протяжении всей речи наравне с другими вспомогательными данными. Например, они входят в состав первого положения, подкрепляющего основную мысль, выра­женную при помощи непонятного термина. III. Хронометраж повышает производительность завода. А. Хронометраж - это планирование затрат рабочего времени на выполнение элементов трудового процесса в ин­тересах производительности труда и выгоды.

2. Виды определений

Для оратора важны три вида определений: а) классифика­ция; б) синоним и антоним; в) пример.

а) Классификация

Определение при помощи классификации указывает род, к которому принадлежит понятие, и его видовые отличия. На­пример:

Ноктюрн - музыкальное произведение, которое пере­дает настроения, навеянные ночной обстановкой.

Таким образом, ноктюрн относится к роду музыкальных произведений и отличается от других музыкальных произведе­ний тем, что связан с настроениями ночи. Как правило, слуша­тель знает род понятия, но ему необходимо знать точно его отличительную видовую характеристику: размер, объем, назна­чение, свойства и т. д. Характеристику можно дать не только утвердительно, но и путем показа явлений, с которыми опре­деляемое явление ничего общего не имеет. Например:

Лучшее средство от хандры - труд. Под словом труд я подразумеваю не нудную, не изнуряющую работу за пла­ту изо дня в день в течение долгих часов. Я имею в виду труд интересный, созидательный, когда достигнутое все­ляет чувство удовлетворения.

6) Синоним и антоним

Определения при помощи синонима и антонима вряд ли требуют объяснений. Обычно этот тип определений применя­ется к отдельным словам.

Запачкать значит замарать (синоним); противополож­ностью запачкать будет очистить (антоним).

Но и понятия, выражения, намерения и планы оратора мо­гут найти свое определение в синонимах и антонимах.

Выражением: «В большинстве случаев тоска по добро­му старому времени есть всего лишь дань слепой романти­ке» - я просто хочу сказать, что и в это доброе старое вре­мя люди были не более счастливы, разумны, справедливы и не более преуспевали, чем в наши дни.

в) Пример

Обычно самый выразительный способ определить что-ни­будь заключается в том, что вы скажете: «Приведу пример, поясняющий, что я имею в виду», - и затем изложите конк­ретный и характерный случай, который типичен для нуждаю­щегося в определении понятия. Иногда в примере как бы вы­кристаллизован весь смысл понятия.

Б. Сравнения

Умственный процесс сравнения - существенный фактор познания. Пока мы не знаем, на что вещь похожа и чем она отличается от остальных вещей, мы не можем понять ее. По­этому, хотя вопрос об уподоблениях и противопоставлениях затрагивается при обсуждении других вспомогательных дан­ных речи, по своему значению он заслуживает особого освеще­ния.

Уподобление указывает сходство, противопоставление или контраст - разницу. Но первое отличается от второго только значением; их применение и преимущества одинаковы. В даль­нейшем они будут рассматриваться вместе.

1. Виды сравнений

Как и примеры, сравнения могут быть краткими или про­странными, фактическими или выдуманными, серьезными или шутливыми. Они могут быть устными и также найти применение при показе наглядных пособий, о которых будет сказано далее. В своей наиболее краткой форме уподобления - это от­дельные слова и выражения. Выражение, вызывающее пред­ставление о предмете в целом, называется метафорой. Во фра­зе: «Его слова были оазисом в пустыне светской болтовни» - выражения «оазис» и «пустыня» сразу наводят на мысль о сход­стве с явлениями, представление о которых оратор желает выз­вать у слушателя. Слушатель сравнивает качества слов и раз­говора с характерными чертами оазиса и пустыни.

При уподоблениях пользуются иногда словами подобно, как...: «Любовь подобна цветку, распускающемуся на краю мо­гилы». Метафора находит место и для выражения контраста: «Путь прогресса человечества - не гоночный трек».

Более пространная форма уподобления - аналогия - пред­ставляет собой умозаключение: если два или более предмета схожи в одном и более отношениях, то они схожи и в других. Особо важное значение аналогия имеет в речах агитационных, поскольку она играет роль умозаключения от одной частности к другой. Главное и наиболее целесообразное ее назначе­ние - иллюстративное. В мыслях и в словах мы постоянно прибегаем к аналогиям. Притча о блудном сыне - одна из са­мых изящных аналогий-иллюстраций. Как земной отец любит и прощает блудного сына, так и отец небесный любит и проща­ет нас - его заблудших детей. Аналогии, как и уподобления, бывают фигуральные и аналогии в буквальном смысле. Фигу­ральная аналогия сравнивает две совокупности явлений из раз­личных областей, явлений разного порядка. Они имеют только символическую связь.

“Трудно определить, что такое демократия. Она подоб­на жирафу. Раз посмотришь - и уж больше ни с чем не спутаешь”.

Аналогия в буквальном смысле сравнивает две совокупно­сти явлений одной области, одного порядка:

Кондиционирование воздуха подняло производитель­ность труда на фабрике искусственного волокна А, следо­вательно, оно поднимет производительность труда и на фабрике Б.

Аналогия в буквальном смысле обладает большой значи­мостью как доказательство в споре: фигуральная аналогия обыч­но стимулирует работу воображения.

Особое место занимает форма противопоставления или кон­траста - парадокс. В нем заключены, на первый взгляд, со­вершенно несовместимые утверждения. Часто его цель - со­здать драматический или юмористический эффект.

“Посол - это порядочный человек, которого посылают за границу врать в интересах Отечества”.

Но в целом сравнения при помощи фактов, предположе­ний, мнений, предложений или принципов служат одной цели - сделать более ясными, интересными и убедительными те идеи, к которым они имеют отношение. Это вполне удаёт­ся, если они отличаются конкретностью, новизной и доходчи­востью.

В. Примеры

При­меры - наиболее эффективный доходчивый прием, к которо­му прибегают ораторы. При их помощи удается как бы прибли­зить предмет к слушателю. Существенные качества примера - конкретность и уместность. В речах информационного харак­тера главные его достоинства - ясность и возбуждаемый им интерес; в речах агитационных - убедительность и заключаю­щийся в нем призыв к чувству.

1. Виды примеров

Примеры могут быть: а) краткими или более подробными иллюстрациями, б) фактическими или выдуманными, в) шу­точными или серьезными.

а) Краткие и подробные иллюстрации. Краткую иллюстрацию иногда называют «случаем». Она может служить деталью в подробной иллюстрации.

б) Пример-факт и пример-предположение

При прочих равных условиях фактический пример произ­водит большее впечатление, чем предположительный. Пред­ставление, что нечто произошло на самом деле, вызывает ин­терес уже при словах: «А теперь позвольте рассказать вам об одном случае, действительно имевшем место...» Кроме того, только примеры-факты могут найти применение как доказа­тельства или обоснования в агитационной речи. Тем не менее, и предположительные примеры имеют свои преимущества. К ним можно обратиться, когда не располага­ешь фактическими данными, что неизбежно, если дело идет о видах на будущее.

Предположительные примеры могут оказать­ся более типичными и поэтому более отвечающими действи­тельности, чем какой-нибудь единственный реальный случай.

Пример-предположение может оказать­ся полезным, когда отвлеченные и общие идеи нужно сделать наглядными и подчеркнуть специфику положения.

Но предположительные примеры, хотя и не содержат ут­верждений о подлинных фактах, должны быть по своей приро­де жизненны. Оратор не имеет права в своих интересах выду­мывать разные небылицы и претендовать на их правдоподо­бие, типичность и допустимость в качестве иллюстраций. Слушатель всегда разгадает фальшь примера, далекого от действи­тельности.

в) Шуточные примеры

Пока мы имели дело только с серьезными примерами. Соб­ственно говоря, четкой границы между серьезными и шуточ­ными примерами нет. Шутка или смешная история заставят слушателя рассмеяться, прыснуть или только улыбнуться. Они могут просто вызвать дружеское или благожелательно-критическое настроение. Юмор во всех проявлениях затрагивает не­достатки человека и его слабые струнки. Его изобразительные средства - несуразности, преувеличения, смешное.

Юмористические приемы классифицируются в зависимос­ти от тона, оригинальности и степени краткости. Во-первых, юмористическая часть речи может быть резкой (до высмеива­ния) и дружеской.

Дружеский юмор, имеющий целью вызвать расположение к оратору со стороны аудитории, часто встречается во вступи­тельной части речи.

Тонкий налет юмора придает «трудным» темам легкий, непринужденный характер.

Не так просто пользоваться юмористическими приемами, если нет того, что называется юмористической жилкой. Смеш­ная история не будет уместна только потому, что она забавна, к тому же если она заранее не подработана, то может быть только помехой, поскольку четко не выразит мысль или ока­жется уже известной аудитории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: