А) США. Экономические проблемы страны-лидера

После окончания войны на долю США в совокупном мировом доходе приходилось 33%, в то время как на довоенного лидера -Великобританию — всего 6%. Страна производила 37% мировой промышленной продукции и обладала более 70% мирового резерва монетарного золота.

Положение финансового и промышленного лидера официально закрепилось за США в годы войны. Так, в июле 1944 г. в амери­канском городке Бреттон-Вудс (штат Нью-Гэмпшир) состоялась международная конференция с участием 44 стран, включая СССР. На ней были определены основные черты послевоенного эконо­мического устройства. Важнейшим решением стало принятие си­стемы завуалированного золотого стандарта, которая оставляла за золотом значение мировых денег, однако в качестве расчетного средства принималась валюта тех стран, которая обеспечивалась их золотым запасом.

Реально только США и Англия могли предложить свои валюты в качестве расчетного средства. Однако в 1947 г. в Англии разразил­ся острый кризис конвертируемости фунта стерлингов. Несмотря на огромный по тем временам льготный заем, полученный от США (3,75 млрд долл.), Англии в конечном счете пришлось отказаться от мировой привязки своей валюты к золоту. С этого момента доллар стал выполнять функцию резервной валюты. Прочие страны коти­ровали курсы национальных валют по отношению к доллару.

Помимо новой мировой золотовалютной системы взаиморас­четов, на конференции было принято решение о создании Меж­дународного валютного фонда (МВФ) и Международного банка ре­конструкции и развития (МБРР)3. Основной задачей МВФ в пер­вый период его деятельности являлось проведение согласованной валютной политики, сводившейся к восстановлению режима сво­бодной конвертируемости национальных валют стран-участниц, паритет которых был, как уже отмечалось, привязан к установлен­ному золотому содержанию американского доллара. МВФ прово­дил политику, направленную на предотвращение национальных

В настоящее время Международный банк реконструкции и развития (МБРР), вместе с относящимися к нему финансовыми учреждениями при­нято называть Всемирным банком. Оформление МВФ и МБРР проходи­ло в условиях начала «холодной войны», что привело к отказу СССР от вступления в эти организации. Россия вступила в МВФ только в 1992 г. На июнь 1945 г. внешний долг Англии составил 3355 млрд ф. ст. вместо 476 млн ф. ст. в 1939 г. Для сравнения: прямые и косвенные потери стра­ны в войне исчисляются суммой в 8,6 млрд ф. ст. и мировых финансовых кризисов, осуществляя не только жесткий контроль за выполнением обязательств по поддержанию парите­та национальных валют, но и кредитуя страны, оказавшиеся в сложном финансовом положении. Кредиты носили краткосроч­ный и льготный характер. Однако в условиях крушения колони­альной системы в 1960-х гг. и образования многочисленных но­вых государств кредитование приобретало все более долгосрочный характер, а внутренняя экономическая политика стран-должни­ков все более попадала под жесткий контроль МВФ.

Укреплению внешнеэкономических позиций США в первые послевоенные годы способствовала также «программа возрожде­ния Европы», вошедшая в историю под названием плана Маршал­ла (по имени ее инициатора, госсекретаря США Дж. Маршалла), для осуществления которой была создана Организация европей­ского экономического сотрудничества (ОЕЭС). По плану Маршал­ла с апреля 1948 по февраль 1952 г. 16 европейских стран: Авст­рия, Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Ислан­дия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Турция, Франция, Швейцария, Швеция и несколько позднее ФРГ — получили помощь на сумму 17 млрд долл. Наряду с гума­нитарной помощью (поставки продовольствия, одежды, топлива) осуществлялись поставки промышленного оборудования, сырья и т.д. на кредитных условиях. При этом страны, принявшие план Маршалла, выполняли ряд обязательств, облегчавших экспансию товаров и капиталов из США, — в одностороннем порядке снижа­ли таможенные тарифы для американских товаров, отказывались от торговли с социалистическими странами и др. Американские компании получили возможность приобретать на выгодных усло­виях предприятия в этих странах. Осуществление плана Маршалла способствовало поддержанию необходимого уровня развития ряда отраслей национального хозяйства в самих США в непростой кон­версионный период. Вместе с тем следует отметить благотворное влияние американской помощи на восстановление и последующее развитие экономики европейских стран.

Одним из важных факторов экономического развития США в начале 1950-х гг. явилась война в Корее (1950—1953). Она способ­ствовала поддержанию высоких темпов роста в промышленных отраслях, связанных с ВПК, а также общего уровня занятости.

Следует учитывать, что отрасли ВПК являлись одной из то­чек развития на протяжении всего послевоенного периода, что

определялось сначала длительным военно-политическим проти­востоянием двух общественно-политических систем на междуна­родной арене. После распада социалистического блока высокий уровень милитаризации сохранялся из-за амбициозного стремле­ния США к абсолютному военно-политическому превосходству в мире.

Крайняя непопулярность войны в Корее определила победу республиканской партии на выборах 1952 г. Приоритеты в облас­ти экономической политики не претерпели существенных изме­нений при новой администрации. С помощью мер косвенного регулирования финансово-кредитной сферы республиканцам уда­лось преодолеть кризис 1953—1954 гг. и завершить процесс кон­версии.

Последующий период в послевоенном развитии США можно условно обозначить рамками рецессии 1957—1958 гг. и кризисом начала 1970-х гг. С середины 1950-х гг. на развитие хозяйства стра­ны все возрастающее влияние оказывала НТР. Ведущие отрасли экономики активно переходили на поточное производство на ос­нове автоматизации производственных процессов, применения робототехники, ЭВМ. Производство отчетливо ориентировалось на выпуск стандартизированной, массовой продукции в условиях весьма благоприятной внутренней и мировой конъюнктуры. В этот период рост производства серьезно не сталкивался с проблемой насыщения рынков сбыта, не испытывал острого дефицита сырья, базовых материалов и источников энергии, о чем свидетельство­вали достаточно стабильные цены на эти производственные бла­га. О влиянии НТР на хозяйственное развитие США наглядно свидетельствовали сравнительные данные темпов роста произво­дительности труда и реального ВНП в расчете на душе населения. В 1948—1966 гг. среднегодовой рост производительности состав­лял 3,2%, а рост ВНП - 2,2%. В период с 1966 по 1973 г. эти по­казатели были одинаковыми и равнялись 2%. Обгоняющий рост производительности труда говорил об интенсификации производ­ства на основе новейших технологий и техники.

В этот период правительство США строило экономическую политику в соответствии с неокейнсианскими рецептами, что от­вечало в целом сложившимся условиям. Так, программа «Новые рубежи», разработанная в начале 1960-х гг. в период президент­ства Дж. Кеннеди, основывалась на методе дефицитного финан­сирования для поддержания равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением и обеспечения экономического роста при условии сохранения оптимального уровня занятости и цен.

В ходе осуществления программы индекс промышленного производства за четыре года после ее принятия вырос на 20%. Однако в 1960-е гг. происходит заметное замедление общих тем­пов роста в США. Их доля в мировом производстве неуклонно со­кращается. Экономика страны вступает в полосу кризиса индуст­риальной модели развития, которая, несмотря на постоянные тех­нико-технологические новации, связана с вовлечением все больших объемов благ в процесс производства, что в условиях наполнения рынков, а также растущей дефицитности природных ресурсов постоянно снижает эффективность индустриальной мо­дели развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: