В 1980-е гг. тенденции к региональной интеграции отчетливо наметились в отношениях государств Северной Америки — США, Канады и Мексики. В 1989 г. США заключили соглашение с Канадой о зоне свободной торговли, положив начало интеграции, а уже в следующем, 1990 г., президент Дж. Буш в ответ на углубление западно-европейского альянса выдвинул доктрину, предусматривающую создание режима свободной торговли на территории от Аляски до Огненной Земли, т.е. панамериканского общего рынка. В феврале 1991 г. к соглашению США и Канады присоединилась Мексика. Подписанное трехстороннее соглашение предусматривает: ликвидацию всех таможенных пошлин к 2010 г.; поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами; смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике; либерализацию условий для деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке их южного партнера; урегулирование вопросов, связанных с правами на интеллектуальную собственность; создание трехсторонней арбитражной комиссии.
Несмотря на очевидные и, казалось бы, односторонние выгоды, получаемые США и Канадой, по мнению многих аналитиков, наибольшую пользу от интеграции получает Мексика. На протяжении 1990 -х гг. в стране происходят глубокие рыночные преобразования: ускоренная приватизация, либерализация налоговой и финансовой системы, внешнеэкономического режима и т.п. В результате Мексике удалось привлечь значительные иностранные инвестиции, несколько сократить огромный внешний долг, сбить гиперинфляцию, несколько стабилизировать остроту социальных конфликтов. Мексика выступает своеобразным мостом интеграции стран Центральной и Южной Америки с североамериканским альянсом. Финансовая помощь США несколько смягчила протекание финансовых кризисов 1990-х гг. в Мексике, которые сильно ударили по другим странам Латинской Америки.
Североамериканская интеграция рассматривается ее инициатором (США) как противовес ЕС и юго-восточной интеграции, что накладывает на нее известный геополитический отпечаток. Помимо этого один из трех ее участников находится на стадии индустриального развития, в то время как остальные успешно переходят или перешли в постиндустриальное состояние. К тому же в отличие от ЕС в интеграции существует единственный абсолютный лидер. Помимо этого североамериканский альянс формируется преимущественно не на институциональной основе, а представлен соглашениями частных субъектов хозяйства стран-участниц. В этом состоят основные отличия североамериканского альянса (НАФТА) от европейской интеграции.
В) Азиатско-тихоокеанская интеграция
Интеграционные процессы с 1980-х гг. наблюдаются и в обширном Азиатско-Тихоокеанском регионе. Центром интеграции является безусловный экономический лидер региона — Япония. В ноябре 1989 г. возникла Организация экономического сотрудничества азиатско-тихоокеанских государств (АПЭК). Помимо Страны восходящего солнца в нее вошли Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур и Филиппины, а также Австралия, Гонконг, Китай и Новая Зеландия — всего 11 государств. Целью этого самого большого по численности населения альянса является создание
зоны свободной торговли в течение 15 лет с одновременным развитием интеграции в других сферах экономических отношений. Данная интеграция представляет собой менее устойчивое образование как из-за своей относительной молодости, так и по составу участников, уровень хозяйственного развития которых чрезвычайно различен. К тому же среди участников интеграции существуют серьезные противоречия, которые едва ли можно разрешить в ее рамках.
Таким образом, в интеграцию вовлечены все развитые страны мира и большинство стран со средним уровнем развития. Интеграционные тенденции не обошли и сравнительно молодые хозяйства развивающихся стран. К объединению их подталкивает необходимость защиты национальных интересов в основном на рынках сырья, продовольствия, энергетических ресурсов, рабочей силы и т.д. Примерами такой интеграции являются: наиболее ранняя интеграция стран Латинской Америки — так называемый Латиноамериканский общий рынок; Организация стран—экспортеров нефти (ОПЕК), железной руды (во главе с Индией), экспортеров меди (Заир, Замбия, Перу, Чили), многочисленные региональные двух- и многосторонние альянсы и т.д. В недавнем прошлом возник ряд межгосударственных банков и кредитно-финансовых учреждений, различных экономических группировок стран Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и Африки. Правда, в отличие от трех интеграционных гигантов данные объединения весьма непрочны и менее эффективны.