Цель курсовой работы состоит в изучении особенности психологической культуры воспитателя в ДУ.
Задачи исследования:
1. проанализировать на основе психолого-педагогической литературы особенности психологической культуры воспитателя.
2. изучить уровень психологической культуры воспитателя при помощи методикой разработанной американским психологом Марион Снайдером «Оценка самоконтроля в общении».
3. выявить отношение старших дошкольников к воспитателям.
Гипотеза исследования: предполагается, что психологическая культура воспитателя проявляется в стиле педагогического общения с детьми и влияет на атмосферу эмоционального благополучия в детском коллективе, которое, в свою очередь, во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности.
Объект исследования: психологическая культура.
Предмет исследования: особенности психологической культуры воспитателя в дошкольном учреждении.
Метод исследования: В данной курсовой работе были использованы теоретические и практические методы исследования: анализ литературы по данной теме; анкетирование воспитателей, рисуночная диагностика «Моя воспитательница».
|
|
База исследования – детский сад №2, города Могилева.
Исходя из поставленных задач, мы построили следующую структуру работы: первая глава посвящена теоретическому аспекту данной работы, в ней дан анализ литературы по проблеме психологической культуры воспитателя ДУ. Вторая (практическая глава) посвящена конкретному психологическому исследованию, которое направлено на выявление зависимости стиля педагогического общения и влияния его на эмоциональное благополучие детей. Заключение содержит выводы, сделанные на основе имеющихся материалов.
В эксперименте принимало участие 10 детей 5-6 лет. Воспитатели группы «Фантазеры» Павлова Е.И. и Гаврилова Н.А.
Оценка самоконтроля в общении
Разработан американским психологом Марион Снайдером.
Внимательно прочтите десять предложений, описывавших реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или преимущественно верным, поставьте рядом с порядковым номером букву "В",если неверным или преимущественно неверным - букву"Н".
1. Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других людей.
2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это на самом деле.
5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
|
|
7. Я могу отстаивать только то, что в чем я искренне убежден.
8.Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.
9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.
10. Я не всегда такой, каким кажусь.
Подсчет результатов: по одному баллу начисляется за ответ "Н'' на 1,5 и 7 вопросы и за ответ "В" на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Если вы искренне отвечали на вопросы, то о Вас, по-видимому, можно сказать следующее:
0-3 балла - у Вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и вы не считаете нужным изменятся в зависимости от ситуаций. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают Вас "неудобным"в общении по причине вашей прямолинейности.
4-6 баллов - у вас средний коммуникативный контроль, вы искренни, но не сдержаны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своем поведении с окружающими людьми.
7-10 баллов - у вас высокий коммуникативный контроль, Вы входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих.
Для выявления стиля педагогического общения воспитателей мы использовали:
«Опросник по определению стиля общения воспитателя с детьми в педагогическом процессе ДОУ».
Инструкция воспитателю.
Внимательно прочитайте вопрос и выберите наиболее подходящий вариант ответа.
1. Считаете ли вы, что ребенок должен:
а) делиться всеми своими мыслями и чувствами;
б) говорить только то, что захочет;
в) оставлять свои мысли и переживания при себе.
2. Если ребенок без разрешения взял у другого малыша в его отсутствие дидактический материал для занятий, то вы:
а) доверительно с ним побеседуете и предоставите самому принять нужное решение;
б) представите самим детям разбираться в проблеме;
в) скажите об этом всем детям и предложите вернуть взятый материал.
3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен и внимателен. Как вы поступите:
а) похвалите и всем детям покажете его работу;
б) проявите заинтересованность и выясните причину такого поведения;
в) скажите ему: "Вот всегда бы так занимался".
4. Ребенок плохо себя чувствует и отказывается принимать участие в занятиях. Как вы поступите:
а) доверительного с ним побеседуете, выясните причину плохого состояния и предложите ему заниматься в силу его возможностей;
б) предложите ему заняться чем-либо другим;
в) заставите ребенка принять участие.
5. Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минутка. Что предпочтете сделать:
а) спокойно, не вмешиваясь понаблюдать, как они работают, занимаются;
б) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание;
в) займетесь своими делами.
6. Какая точка зрения вам кажется наиболее правильной:
а) чувства ребенка еще поверхностны, быстро проходящие и на них не стоит обращать особого внимания;
б) эмоции ребенка, его переживания - важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать;
в) чувства ребенка удивительны, переживания значимы, к ним нужно относиться бережно.
7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:
а) ребенок неопытен, и только взрослый может и должен его воспитывать и обучать;
б) у ребенка много возможностей для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно способствовать максимальному повышению активности самого ребенка;
в) ребенок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности и семьи и, поэтому главное - заботиться о том, чтобы он был накормлен, здоров и не нарушал дисциплину.
8. Ваше отношение к активности ребенка:
а) положительное - без нее невозможно полноценное развитие;
|
|
б) отрицательное - часто это мешает вести обучение и воспитание;
в) положительно тогда, когда активность согласована с педагогом.
9. Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это. Ваши действия:
а) не обратите на это внимание;
б) предложите выполнять задание;
в) предложите другое задание.
10. Какая позиция, по-вашему, болев правильная:
а) ребенок должен быть благодарен взрослому за заботу о нем;
б) если он не осознает заботу, то это его дело, но когда-нибудь он об этом пожалеет;
в) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь?
Обработка ответов
Полученный ответ оценивается указанной суммой баллов.
Варианты ответов | Вопросы | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
А | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 |
Б | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 |
В | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 3 | 3 |
Общая сумма баллов характеризует склонность воспитателя к определенному стилю:
25-30 баллов - предпочтение к демократическому стилю;
10-19 - выраженность либерального стиля общения;
1 -9 - выраженность авторитарного стиля.
Диагностика – «Моя воспитательница».
Цель: изучение отношения детей к воспитателю.
Старших дошкольников просили нарисовать свою воспитательницу.
Результат исследования оценивался исходя из:
а) графического расположения
б) использование цветовой гаммы
в) комментарий ребёнка во время рисования и после.
Через 1 неделю ребятам было предложено нарисовать вторую воспитательницу данной группы – Гаврилову Н.А.
Анализ результатов
Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдеру, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем, у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция:"Я такой, какой я есть в данный момент "Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более устойчивое "Я",мало подверженное изменениям в различных ситуациях.
Анализ уровня психологической культуры воспитателя показал:
|
|
Павлова Е.И. – 9 баллов. Высокий уровень коммуникативный контроля, психологической культуры. Она легко входит в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствует и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое производит на окружающих.
Гаврилова Н.А. – 6 баллов. Средний уровень психологической культуры. Она искренна, но не сдержана в своих эмоциональных проявлениях, считается в своем поведении с окружающими людьми.
Обработка результатов анкетирования воспитателей группы «Фантазеры» показала, что Павлова Е.И. в своей работе придерживается демократического стиля воспитания. При демократическом стиле воспитания воспитатель стимулирует самостоятельность ребенка. Дети обсуждают с ним проблемы жизни в детском саду, семье и в результате делают определенный выбор. Но окончательное решение формулирует воспитатель, или оно должно быть им одобрено. Воспитатель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям детей, стремится понять их, вникнуть в их личные дела и проблемы.
Гаврилова Н.А. свойственен авторитарный стиль воспитания ребенка, основные черты автократического. Но при этом детям позволяет участвовать в обсуждении проблем общественной жизни, вопросов, их затрагивающих. Однако решение, в конечном счете, всегда принимает воспитатель в соответствии со своими установками.
После обработки результатов и сопоставления рисунков детей мы имеем следующие результаты:
80 % детей показали положительное отношение к Павловой Е.И.
20 % детей нуждаются в дополнительном обследовании с целью уточнения результата. Негативное отношение к Павловой Е.И. дети не показали.
Через 1 неделю ребятам было предложено нарисовать вторую воспитательницу данной группы – Гаврилову Н.А.
Результаты следующие:
50% - детей показали явно положительное отношение
20% - нуждаются в дополнительном обследовании с целью уточнения результата
30 % - негативное отношение к Гавриловой Н.А.