Успех или неуспех хозяйствующего субъекта зависит от того, насколько тщательно изучены и определены уровень, характер, структура спроса и тенденции его изменения. Результаты исследования рынка кладутся в основу разработки хозяйственной стратегии и товарного ассортимента. Они определяют темпы обновления продукции (работ, услуг), техническое совершенствование производства, потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах. Хозяйствующий субъект при планировании объема производства и определении производственной мощности определяет, какую продукцию, в каком объеме будет производить, где, когда и по каким ценам будет продавать. От этого зависят конечные финансовые результаты и финансовая устойчивость.
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыли и рентабельности. Деятельность хозяйствующих субъектов должна быть направлена на то, чтобы произвести и продать максимальное количество продукции высокого качества при минимальных затратах. По этому анализ объема производства и реализации продукции имеет важное значение.
|
|
Цель анализа производства и реализации продукции состоит в выявлении наиболее эффективных путей увеличена объема выпуска продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства.
Основными задачами анализа объема производства и реализации продукции на предприятиях являются:
оценка динамики по основным показателям объема структуры и качества продукции;
проверка сбалансированности и оптимальности бизнес планов, плановых показателей, их напряженности и реальности;
выявление степени количественного влияния факторов на изменение величины объема производства и реализации продукции;
выявление внутрихозяйственных резервов увеличена выпуска и реализации продукции;
разработка мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов для повышения темпов роста продукции, улучшения ассортимента и качества.
Источниками информации для анализа производства и реализации продукции являются унифицированная статистическая форма отчетности № 1-П, форма № 1-П (квартальная)"Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте", форма № 2 "Отчет о прибылях и убытках", ведомость № 16 "Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация", бизнес-план, оперативные планы-графики и т.д.
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.
|
|
Необходимо оценить также риск невостребованной продукции. Для этого нужно проанализировать обеспеченность продукции контрактами или заявками на поставку, динамику остатков готовой продукции по каждому виду, их долю в общем объеме продаж.
) Выполнение плана реализации
Таблица 2.6
Показатель | Базисный год | Отчетный год | Отклонение (+; -) | Процент | |||
план | факт | От плана | От базиса | Выполне-ния плана | Темп роста | ||
Объем реализованной продукции, рублей | 114000 | 113000 | 114700 | +1700 | +700 | 101,5% | 100,6% |
Решение:
∆ от плана = 114700 - 113000 = +1700
∆ от базиса = 114700 - 114000 = +700
% Выполнения плана = факт / план * 100% (3)
% темпа роста = факт / базисный год * 100% (4)
% Вп = 114700/113000 * 100% = 101,5%
% темпа роста = 114700/114000 * 100% = 100,6%
где ∆ - абсолютное отклонение;
% Вп - процент выполнения плана.
Вывод: В отчетном году продукции было реализовано на 0,6% больше, чем в базисном, т.е. на 700 тысяч рублей и на 1,5% больше, чем было запланировано, что составляет 1700 тысяч рублей.
Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения необходимо, чтобы предприятие выполняло план не только по общему объему продукции, но и по ассортименту.
Ассортимент - состав однородной продукции по видам, сортам и маркам.
Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешние и внутренние.
Внешние - конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально - технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам и т.д.
Внутренние причины - недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, недостаток электроэнергии, недостаток в системе управления и т.д.
) Выполнение плана по ассортименту, тысяч рублей
Таблица 2.7
Наименование | План | Отчет | В счет плана | % выполнения плана по ассортименту |
Брюки мужские | 39000 | 41300 | 39000 | 105,9 |
Халат женский | 31000 | 29900 | 29900 | 96,45 |
Платье детское | 43000 | 43500 | 43000 | 101,16 |
Итого | 113000 | 114700 | 111900 | 101,5 |
Решение:
Итого по плану = 39000 + 31000 + 43000 = 113000
Итого фактически = 41300 + 29900 + 43500 = 114700
% Вп б. м. = 41300/39000 * 100% = 105,9%
% Вп х. ж. = 29900/31000 * 100% = 96,45%
% Вп п. д. = 43500/43000 * 100% = 101,16%
% Вп Итого = 114700/113000 * 100% = 101,5%
где % Вп - процент выполнения плана по ассортименту.
Вывод: План по брюкам мужским предприятие перевыполнило на 5,9% или на 2300 тысяч рублей. Платьев детских предприятие выпустило на 1,16% больше, чем было запланировано, что составляет 500 тысяч рублей. План по выпуску женских халатов был недовыполнен на 3,55% или на 1100 тысяч рублей. В целом, работу предприятия можно признать удовлетворительной, т.к. итого план по ассортименту был выполнен предприятием на 101,5%.
Основные факторы, влияющие на объем производства и реализации продукции:
. обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования;
2. обеспеченность предприятия основными средствами и эффективность их использования;
. обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования.
3) Анализ влияния факторов на объем реализованной продукции, рубли
Таблица 2.8
Показатели | План | Отчет | Отклонение (+; -) | % выполнения плана |
Товарные ресурсы | ||||
Остатки готовой продукции на складе на начало года | 14900 | 15600 | +700 | 104,7 |
Поступление продукции из производства | 109000 | 110000 | +1000 | 100,9 |
ИТОГО | 123900 | 125600 | +1700 | 101,37 |
Наименование использования товарных ресурсов | ||||
Реализованная продукция покупателям | 113000 | 114700 | +1700 | 101,5 |
Остатки готовой продукции на складе на конец года | 10900 | 10900 | 0 | 100 |
ИТОГО | 123900 | 125600 | +1700 | 101,37 |
|
|
Решение:
Итого запланировано товарных ресурсов = 14900 + 109000 = 123900
Итого фактических товарных ресурсов = 15600 + 110000 = 125600
Ок. г. по плану = Итого Т. р. - Рпл. (5)
Ок. г. факт. = Итого Т. р. - Рфакт. (6)
Ок. г. по плану = 123900 - 113000 = 10900
Ок. г. факт. = 125600 - 114700 = 10900
∆ Он. г. = 15600 - 14900 = +700
∆ П = 110000 - 109000 = +1000
∆ Р = 114700 - 113000 = +1700
∆ Ок. г. = 10900 - 10900 = 0
∆ Итого Т. р. = 125600 - 123900 = +1700
% Вп Он. г. = 15600/14900 * 100% = 104,7%
% Вп П. = 110000/109000 * 100% = 100,9%
% Вп Р. = 114700/113000 * 100% = 101,5%
% Вп Ок. г. = 10900/10900 * 100% = 100%
% Вп Итого = 125600/123900 * 100% = 101,37%
∆ - абсолютное отклонение;
% Вп - процент выполнения плана;
Он. г. - остатки готовой продукции на складе на начало года;
Р - реализованная покупателям продукция;
П - поступление продукции из производства;
Т. р. - товарные ресурсы;
Ок. г. - остатки готовой продукции на складе на конец года.
Вывод: По факту остатков готовой продукции на складе на начало года оказалось больше, чем было запланировано на 4,7% или на 700 рублей. Произведено продукции больше, чем планировалось на 1000 рублей, что составляет 0,9%. Итого товарных ресурсов на предприятии оказалось на сумму 125600 рублей, что больше, чем было запланировано на 1700 рублей или на 1,37%. Покупателям было реализовано продукции на 1700 тысяч рублей больше, чем было запланировано, т.е. план по реализации выполнен на 101,5%. Остатков готовой продукции на складе на конец года столько же, сколько и было запланировано - 10900 тысяч рублей.
Из таблицы видно, что план по реализации продукции перевыполнен за счет увеличения ее выпуска и сверхплановых остатков товаров, отгруженных покупателям на начало года.