Анализ производства и реализации продукции

 

Успех или неуспех хозяйствующего субъекта зависит от того, насколько тщательно изучены и определены уровень, характер, структура спроса и тенденции его изменения. Результаты исследования рынка кладутся в основу разработки хозяйственной стратегии и товарного ассортимента. Они определяют темпы обновления продукции (работ, услуг), техническое совершенствование производства, потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах. Хозяйствующий субъект при планировании объема производства и определении производственной мощности определяет, какую продукцию, в каком объеме будет производить, где, когда и по каким ценам будет продавать. От этого зависят конечные финансовые результаты и финансовая устойчивость.

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыли и рентабельности. Деятельность хозяйствующих субъектов должна быть направлена на то, чтобы произвести и продать максимальное количество продукции высокого качества при минимальных затратах. По этому анализ объема производства и реализации продукции имеет важное значение.

Цель анализа производства и реализации продукции состоит в выявлении наиболее эффективных путей увеличена объема выпуска продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства.

Основными задачами анализа объема производства и реализации продукции на предприятиях являются:

оценка динамики по основным показателям объема структуры и качества продукции;

проверка сбалансированности и оптимальности бизнес планов, плановых показателей, их напряженности и реальности;

выявление степени количественного влияния факторов на изменение величины объема производства и реализации продукции;

выявление внутрихозяйственных резервов увеличена выпуска и реализации продукции;

разработка мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов для повышения темпов роста продукции, улучшения ассортимента и качества.

Источниками информации для анализа производства и реализации продукции являются унифицированная статистическая форма отчетности № 1-П, форма № 1-П (квартальная)"Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте", форма № 2 "Отчет о прибылях и убытках", ведомость № 16 "Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация", бизнес-план, оперативные планы-графики и т.д.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

Необходимо оценить также риск невостребованной продукции. Для этого нужно проанализировать обеспеченность продукции контрактами или заявками на поставку, динамику остатков готовой продукции по каждому виду, их долю в общем объеме продаж.

) Выполнение плана реализации

 

Таблица 2.6

Показатель Базисный год

Отчетный год

Отклонение (+; -)

Процент

    план факт От плана От базиса Выполне-ния плана Темп роста
Объем реализованной продукции, рублей 114000 113000 114700 +1700 +700 101,5% 100,6%

 

Решение:

 

∆ от плана = 114700 - 113000 = +1700

∆ от базиса = 114700 - 114000 = +700

% Выполнения плана = факт / план * 100% (3)

% темпа роста = факт / базисный год * 100% (4)

% Вп = 114700/113000 * 100% = 101,5%

% темпа роста = 114700/114000 * 100% = 100,6%

 

где ∆ - абсолютное отклонение;

% Вп - процент выполнения плана.

Вывод: В отчетном году продукции было реализовано на 0,6% больше, чем в базисном, т.е. на 700 тысяч рублей и на 1,5% больше, чем было запланировано, что составляет 1700 тысяч рублей.

Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения необходимо, чтобы предприятие выполняло план не только по общему объему продукции, но и по ассортименту.

Ассортимент - состав однородной продукции по видам, сортам и маркам.

Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешние и внутренние.

Внешние - конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально - технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам и т.д.

Внутренние причины - недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, недостаток электроэнергии, недостаток в системе управления и т.д.

) Выполнение плана по ассортименту, тысяч рублей

 

Таблица 2.7

Наименование План Отчет В счет плана % выполнения плана по ассортименту
Брюки мужские 39000 41300 39000 105,9
Халат женский 31000 29900 29900 96,45
Платье детское 43000 43500 43000 101,16
Итого 113000 114700 111900 101,5

 

Решение:

 

Итого по плану = 39000 + 31000 + 43000 = 113000

Итого фактически = 41300 + 29900 + 43500 = 114700

% Вп б. м. = 41300/39000 * 100% = 105,9%

% Вп х. ж. = 29900/31000 * 100% = 96,45%

% Вп п. д. = 43500/43000 * 100% = 101,16%

% Вп Итого = 114700/113000 * 100% = 101,5%

 

где % Вп - процент выполнения плана по ассортименту.

Вывод: План по брюкам мужским предприятие перевыполнило на 5,9% или на 2300 тысяч рублей. Платьев детских предприятие выпустило на 1,16% больше, чем было запланировано, что составляет 500 тысяч рублей. План по выпуску женских халатов был недовыполнен на 3,55% или на 1100 тысяч рублей. В целом, работу предприятия можно признать удовлетворительной, т.к. итого план по ассортименту был выполнен предприятием на 101,5%.

Основные факторы, влияющие на объем производства и реализации продукции:

.   обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования;

2. обеспеченность предприятия основными средствами и эффективность их использования;

.   обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования.

3) Анализ влияния факторов на объем реализованной продукции, рубли

 

Таблица 2.8

 Показатели План Отчет Отклонение (+; -) % выполнения плана

Товарные ресурсы

Остатки готовой продукции на складе на начало года 14900 15600 +700 104,7
Поступление продукции из производства 109000 110000 +1000 100,9
ИТОГО 123900 125600 +1700 101,37

Наименование использования товарных ресурсов

Реализованная продукция покупателям 113000 114700 +1700 101,5
Остатки готовой продукции на складе на конец года 10900 10900 0 100
ИТОГО 123900 125600 +1700 101,37

 

Решение:

 

Итого запланировано товарных ресурсов = 14900 + 109000 = 123900

Итого фактических товарных ресурсов = 15600 + 110000 = 125600

Ок. г. по плану = Итого Т. р. - Рпл. (5)

Ок. г. факт. = Итого Т. р. - Рфакт. (6)

Ок. г. по плану = 123900 - 113000 = 10900

Ок. г. факт. = 125600 - 114700 = 10900

∆ Он. г. = 15600 - 14900 = +700

∆ П = 110000 - 109000 = +1000

∆ Р = 114700 - 113000 = +1700

∆ Ок. г. = 10900 - 10900 = 0

∆ Итого Т. р. = 125600 - 123900 = +1700

% Вп Он. г. = 15600/14900 * 100% = 104,7%

% Вп П. = 110000/109000 * 100% = 100,9%

% Вп Р. = 114700/113000 * 100% = 101,5%

% Вп Ок. г. = 10900/10900 * 100% = 100%

% Вп Итого = 125600/123900 * 100% = 101,37%

 

∆ - абсолютное отклонение;

% Вп - процент выполнения плана;

Он. г. - остатки готовой продукции на складе на начало года;

Р - реализованная покупателям продукция;

П - поступление продукции из производства;

Т. р. - товарные ресурсы;

Ок. г. - остатки готовой продукции на складе на конец года.

Вывод: По факту остатков готовой продукции на складе на начало года оказалось больше, чем было запланировано на 4,7% или на 700 рублей. Произведено продукции больше, чем планировалось на 1000 рублей, что составляет 0,9%. Итого товарных ресурсов на предприятии оказалось на сумму 125600 рублей, что больше, чем было запланировано на 1700 рублей или на 1,37%. Покупателям было реализовано продукции на 1700 тысяч рублей больше, чем было запланировано, т.е. план по реализации выполнен на 101,5%. Остатков готовой продукции на складе на конец года столько же, сколько и было запланировано - 10900 тысяч рублей.

Из таблицы видно, что план по реализации продукции перевыполнен за счет увеличения ее выпуска и сверхплановых остатков товаров, отгруженных покупателям на начало года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: