Глава 1. Теоретические аспекты проблемы оценки качества труда педагогов ДОУ

Введение

качество педагогический учитель детский

Введение федеральных требований к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования влечёт за собой особый подход к профессиональной компетенции педагогических кадров. Переходный период требует от педагогов внутренней готовности к реализации основных идей вводимых стандартов. А отсюда, именно от педагогического коллектива в полной мере зависит, насколько будет обеспечено качество предоставляемых образовательных услуг.

Эффективный менеджмент, какое бы образовательное учреждение мы не рассматривали, невозможен без понимания мотивов и потребностей человека и правильного использования стимулов к труду.

А значит, руководитель современного дошкольного образовательного учреждения должен анализировать вопросы мотивации для достижения поставленной цели в рамках решения проблемы организации труда других людей, тем более, что детский сад по своей сущности имеет специфику в управлении.

Многие специалисты по дошкольному образованию (Р.Б. Стеркина, В.И. Логинова, Н.М. Крылова, С.А. Козлова, У.В. Ульенкова, Е.Е. Шулешко и др.) отмечают, что главная особенность современной ситуации состоит в демократических преобразованиях и изменениях педагогического процесса ДОУ, вызванных реформированием российского дошкольного образования.

Изучение практики управления качеством образования в дошкольных учреждениях свидетельствует о том, что в инновационном опыте идет поиск путей формирования эффективной системы управления качеством. Однако, во-первых, этот процесс осуществляется чаще всего методом проб и ошибок; во-вторых, создание систем управления качеством зачастую сводится к формированию систем контроля за качеством образовательного процесса. Между тем, контроль - лишь один из этапов, одна из функций управления качеством, реализация которой лишь частично решает проблему управления качеством образования.

Цель работы: изучить мотивацию оценки качества труда педагогов ДОУ.

Объект исследования: управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия управления качеством образования в дошкольном образовательном учреждении.

Исходя из цели, объекта и предмета исследования, для реализации поставленной цели были определены задачи работы:

. Провести анализ содержания и сущности основных подходов и моделей управления качеством дошкольного образования в педагогической теории.

. Определить основные пробелы существующей системы управления качеством образования дошкольников.

. Разработать модель управления качеством образования в дошкольном образовательном учреждении.

Характер объекта и предмета исследования определили отбор методов, предполагающих сочетание изучения теории и практики. Из числа теоретических методов в работе были использованы анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы; синтез данных из различных областей наук.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 



Глава 1. Теоретические аспекты проблемы оценки качества труда педагогов ДОУ

 

Анализ проблемы подготовки кадров и оценки качества труда педагогов ДОУ

 

Обращаясь к истории педагогики можно отметить, что большое внимание значению педагогического труда, его анализу уделяли в своих работах К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский.

Научное исследование проблем становления и формирования оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников было подготовлено появлением работ по социальному и духовному развитию личности (JI.M. Митина, В.А. Разумный, С.В. Сальцева и др.); системной методологии в педагогике (Ю.К. Бабанский, Д.В. Вилькеев, В.А. Караковский, Л.И. Новикова и др.); теории целостного педагогического процесса (Л.Ю. Гордин, В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев и др.); теории личности и деятельности (T.C. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, В.А. Розанова, С.Л. Рубинштейн и др.); оценке качества педагогической деятельности, анализу профессионального роста педагога (Б.Г. Ананьев, В.В. Андреева, А.А. Бодалев, Л.М. Денякина, Н.В. Кузьмина и др.).

Теоретическим фундаментом исследования вопросов по управлению качеством профессиональной деятельности работников явились зарубежные источники (М. Вудкок, Д. Джеймс, Р.Л. Джонс, А. Маслоу, Ф.У. Тэйлор, А. Файоль и др.).

Анализ данных научных трудов показал, что управление профессиональной деятельностью работников осложнено противоречиями в развитии экономики, своеобразием социальных и политических структур.

Решение управленческих проблем (рациональное управление профессиональной деятельностью коллектива, психология человеческих отношений и др.) на уровне дошкольных образовательных учреждений может быть использовано нами при соответствующей переработке. С этой целью были изучены работы М.Т. Громковой, И.Д. Жданова, А.Я. Кибанова, Т.П. Колодяжной, B.C. Лазарева, Л.М. Митиной, В.И. Михеева, В.П. Панасюк, Л.П. Погребняк, Ю.Н. Полетаева, М.М. Поташника, Л.И. Фалюшиной, Т.И. Шамовой и др.

К настоящему времени накоплены определенные научные исследования, характеризующие основы профессионализма, особенности анализа педагогического труда учителя (А.А. Деркач, В.И. Загвязинский, Н.В. Кузьмина, Н.В. Кухарев, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.).

Профессиональная деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения имеет много общего с трудом учителя, но в то же время у нее свои особенности, которые подробно раскрыты в исследованиях В.Н. Белкиной. Образовательный процесс в детском саду кроме образовательной функции включает воспитательную функцию; значительная часть отводится педагогическому руководству игровой, бытовой, первоначальной трудовой и коммуникативной деятельностью, формированию социального опыта ребенка. Педагогу приходится учитывать физические, психологические и индивидуальные особенности развития воспитанников от 1 года до 7 лет.

Анализ работ, посвященных историческим аспектам дошкольного воспитания (Е.А. Гребенщикова, Г.П. Ларионова, Л.Н. Литвин, В.И. Логинова, Э.В. Онищенко, С.Ф. Ракова, Л.К. Савинова и др.), позволяет проследить историю становления и развития взглядов на подготовку кадров к управлению системой дошкольного образования.

Проблема подготовки специалистов к управленческой деятельности в системе дошкольного образования становится актуальной для России в период становления общественного дошкольного воспитания в начале ХХ века. Так, к началу 1917 года в стране было открыто 285 детских садов, из них в Челябинске - 9 частных детских садов (с высокой платой за содержание ребенка), 4 частных детских сада для детей военных, действовавших в войне 1914-1917 года, и 3 народных детских сада [4].

Руководство детскими садами в основном осуществляли их создатели - педагоги (С.А. Люгебиль, А.С. Симонович, Е.П. Смидович, В. Соловьева, Н.Ф. Бунаков, Е.П. Залесская, Е.И. Тихеева, и др.). Внимание руководителей детских садов на данном историческом этапе в первую очередь было сосредоточено на проблемах организации и содержания педагогической деятельности.

Изменение политического строя в 1917 году и установление советской власти в России существенно повлияло на систему образования. Уже с самых первых документов об организации общественного дошкольного воспитания в Советском государстве проводится тезис о включении дошкольных учреждений в общую систему народного образования. Государственный характер дошкольного воспитания обеспечил ассигнования на организацию детских учреждений и подготовку кадров для их функционирования. Рост сети дошкольных учреждений обусловил внимания к уровню образования заведующих детских садов.

Для целенаправленной подготовки специалистов в области управления в сентябре 1918 году открывается Педагогический институт дошкольного образования в Петрограде. Учебный план института предполагал подготовку специалистов в течение трех с половиной лет. При этом курс распадался на два концентра: первый длился в течение первых двух лет, второй - был рассчитан на полтора года обучения. На каждом из них преследовались разные цели: на первом концентре готовили руководительниц (воспитателей) детских садов, на втором концентре - инструкторов по дошкольному образованию. Инструктора становились как организаторами детских садов, так и преподавателями в разных педагогических учреждениях и организациях (курсы, клубы и пр.).

В учебный план подготовки будущих заведующих детскими садами был включен курс «Организация учреждений для детей дошкольного возраста» в объеме 92 часов. Анализ программы учебного курса показал, что его основным содержанием являлось знакомство студентов с проблемами организации системы дошкольного воспитания в России и особенностями использования различных образовательных программ в работе детского сада.

Учебным пособием по данному курсу являлась книга Е.И. Тихеевой «Современный детский сад, его значение и оборудование». Дополнительно студентами изучались эпизодические курсы, освещающие вопросы организации дошкольных учреждений различных типов: детских площадок, детских колоний. С целью обеспечения готовности студентов к реализации культурно-просветительной работы с населением в подготовку были включены следующие дисциплины: «Организация дошкольного дела и работа в деревне», «Культработа с населением». Большое внимание при подготовке специалистов уделялось формам организации учебного процесса. Использовался широкий диапазон практикумов, экскурсий в детские учреждения, различные виды педагогической практики.

В 30-50-е годы 20-го века развитие системы дошкольного воспитания в СССР вызвало необходимость научно-исследовательской деятельности по вопросам организации педагогического процесса в детском саду. На данном этапе главным направлением подготовки студентов к деятельности руководителя детского сада являлось обеспечение его психолого-педагогической подготовки и готовности к взаимодействию с ребенком и воспитателями. Во многом это было определено спецификой организации работы заведующей детского сада того времени. Так, в соответствии с нормативными документами, она была обязана вести воспитательную работу с детьми в течение 3 часов в день, а большую половину рабочего времени проводить в группах, наблюдая и анализируя деятельность воспитателей (2, с. 19). Считалось, что непосредственное выполнение воспитательной работы помогает руководителю в оказании методической помощи педагогам, которая являлась главным направлением в деятельности руководителя детского сада.

В 60-80 годы XX века развитие системы дошкольного воспитания осуществлялось за счет расширения сети дошкольных учреждений и введения новых типов дошкольных учреждений. Поступательное развитие сети дошкольных учреждений обеспечивалось постоянным вниманием государства к дошкольному воспитанию.

К 1965 г. правительством была поставлена задача увеличить сеть детских дошкольных учреждений в два раза. К концу 10 пятилетки в СССР насчитывалось 129 тыс. постоянных государственных и колхозных детских садов и яслей-садов, в которых воспитывалось 14,6 млн. детей. Кроме того, 2 млн. детей ежегодно охватывалось сезонными дошкольными учреждениями [10].

В Российской Федерации к 1985 г. существовала разветвленная сеть в составе 81,8 тыс. дошкольных учреждений с числом детей - 9180 тыс. человек [5].

Согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 08.03. 1960 г. организуется новый тип дошкольных учреждений - «ясли-сады». Повышаются требования к уровню квалификации руководителей. На должность заведующей ясли-садом назначаются лица, имеющие высшее педагогическое образование, окончившие специальные медицинские курсы и имеющие стаж работы не менее 5 лет. В связи с расширением функций заведующей, увеличением объема её работы и необходимостью квалифицированного управления педагогическим процессом в штат вводится новая должность - педагог-воспитатель (1960). В последствии эта должность переименовывалась в должности воспитателя-методиста (1971), старшего воспитателя (1985), заместителя заведующего по воспитательной и методической работе (1993).

Обозначенные изменения инициируют научные исследования в области дошкольной педагогики и обуславливают необходимость изучения учеными вопросов методического руководства педагогического процесса (И.Л. Гусарова, Р.Г. Жуковская, Г.П. Лескова, А.М. Леушина, В.И. Логинова, Н.Б. Мчелидзе, Р.М. Римбург, П.Г. Саморукова и др.). Так, в 1960 году П.Г. Саморуковой опубликованы рекомендации к планированию руководства игрой (14). В 1973 году ею было подготовлено учебное пособие для студентов «Планирование и учет воспитательно-образовательной работы в детском саду», в котором анализируются педагогические основы планирования, определяется его содержание и раскрываются виды планирования (годовое, перспективное, календарное).

Изучение учебных планов подготовки специалистов дошкольного воспитания в педагогических вузах СССР данного периода свидетельствует о том, что основным курсом, обеспечивающим готовность студентов к реализации обязанностей заведующим детским садом, был учебный курс «Организация дошкольного воспитания в страны и руководство им».

Большое количество учебного времени (около 1/3) посвящалось изучению студентами содержания работы инспектора отдела народного образования. Полученные знания и умения закреплялись и углублялись в ходе инспекторско-методической практики в дошкольных учреждениях. В процессе практики студенты изучали организацию руководства педагогической и административно-хозяйственной работой в ДОУ и состояние воспитательной работы по возрастным группам, материально-хозяйственное состояние в учреждении, организацию питания детей. С этой целью осуществлялось фронтальное обследование дошкольного учреждения (9). По результатам фронтального контроля студенты составляли обобщенные акты состояния дошкольного воспитания в районах города, чем оказывали большую помощь инспекторам отделов народного образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: