Перспективы внешнеэкономических отношений РФ в сфере экспорта при вступлении в ВТО

 

Статус «сырьевого экспортера» для России, пока устраивает ее правительство. Страна, как минимум, в ближайшие три года не изменит структуру своего экспорта - упор по-прежнему будет делаться на вывоз нефти, газа и металлов, только теперь их будут больше продавать в Азию, чем на Запад.

Правительство определило основные направления таможенно-тарифной политики до 2015 года - снижение пошлин в рамках вступления в ВТО и интеграция в единое экономическое пространство.

Минэкономразвития подготовило проект основных направлений таможенно-тарифной политики на 2013-й и плановый период 2014-2015 годов. Как и предполагалось, основным определяющим фактором нового тарифного регулирования станет присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО). Вторым по значимости - дальнейшее развитие евразийской экономической интеграции. Со следующего года наднациональная составляющая в формировании предпринимательского климата на едином экономическом пространстве начнет усиливаться.

От мировых рынков Минэкономразвития ожидает рецессии, масштабных сдвигов и усиления инновационности. Нестабильность в нефтедобывающих странах ОПЕК сыграет на руку России: цена на нефть, по мнению чиновников, будет находиться на уровне $97-104 за баррель. Газовый рынок Европы перенасытится, но в других регионах спрос, напротив, будет расти за счет развития электроэнергетики. Министерство прогнозирует сохранение спроса на российскую медь, никель, минеральные удобрения, зерно, продукцию черной металлургии и химической промышленности.

В ведомстве смирились с тем, что в ближайшие годы, кроме сырья, экспортировать России нечего.

В среднесрочной перспективе сохранится общая сырьевая направленность экспорта, - говорится в проекте документа. - Прогнозируется, что в 2013 году улучшатся условия торговли для России, так как цены сырьевого экспорта будут расти быстрее, чем цены импорта.

В политике регулирования импорта в ближайшие годы основной тенденцией станет пересмотр ставок ввозных пошлин в рамках переходного периода вступления в ВТО. Значительная часть ставок вернется на уровень 2004-2006 годов.

Почти на 5% упадут пошлины на ковры, рыбу, цветы, ювелирные изделия, одежду, чай, мебель, шины, самолеты, научные приборы, тропические фрукты и орехи. На обувь и некоторые виды продовольствия пошлины, наоборот, поднимут до предельного уровня.

Для части товаров (например, молока, риса, сахара, а также проката черных металлов, комбайнов и автомобилей) комбинированные пошлины заменят на адвалорные (в процентах от стоимости) или специфические (абсолютные суммы в евро).

Все эти изменения должны внести в единый свод ставок таможенных пошлин (ЕТТ) и товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности уже к июлю этого года. К сентябрю новые уровни ставок утвердит Евразийская экономическая комиссия.

Следующий этап (2014-2015 годы) должен стать, по мнению Минэкономразвития, расцветом Таможенного союза. Власти намерены сконцентрироваться на выполнении обязательств по договорам с ЕАСТ, Новой Зеландией, Монголией и Вьетнамом, а также создать межблоковые зоны свободной торговли с АСЕАН и Евросоюзом. К этому моменту тарифные ставки будут приведены в соответствие с требованиями ВТО.

Главная ставка во внешней торговле России будет сделана на высокие цены на сырьевые товары, а экспорт страны «сохранит сырьевую направленность», признают чиновники в документе (копия есть в распоряжении «Финмаркета»). Основная задача - вовсе не модернизация, а переориентация поставок сырья с проблемных развитых на более динамично развивающиеся азиатские рынки.

Что касается присоединения к ВТО, то оно, если верить документу, ничем страшным России не грозит - импорт будет расти, но в стоимостном выражении экспорт сырья будет его перекрывать. В крайних случаях, когда импорт создаст угрозу какой-либо отрасли или платежному балансу страны, можно задействовать весь арсенал разрешенных ВТО способов защиты внутреннего рынка.

Основные характеристики таможенно- тарифной политики России в 2013-2015 гг.:

Экономическая стагнация в развитых странах, прежде всего в Европе, будет сопровождаться ростом деловой и инвестиционной активности в развивающихся - странах БРИКС, Восточной и Юго-Восточной Азии. Соответственно усилятся их позиции на глобальном рынке и возрастет спрос на импорт. Исходя их этих условий Россия будет формировать свои страновые приоритеты в сфере внешней торговли.

В среднесрочной перспективе сохранится сырьевая направленность экспорта, что при благоприятной внешней конъюнктуре обеспечит стране значительный профицит торгового баланса, ведь цены на сырьевой экспорт, скорее всего, будут расти быстрее импортных. Ситуация на мировом газовом рынке будет определяться перенасыщением европейского рынка при одновременном росте спроса на газ в других регионах и странах за счет развития там электроэнергетики.

Нестабильность в основных нефтедобывающих странах-членах ОПЕК может привести к сокращению предложения нефти и появлению новых рыночных возможностей для России. Цена на нефть до 2015 года будет находиться на уровне $97-104 за баррель. Умеренный дефицит меди сохранится и будет поддерживать объемы российского экспорта и цены, несмотря на ограниченную сырьевую базу и нестабильность рынка. Спрос на никель на протяжении всего периода будет относительно устойчивым; прогнозируется повышение цен в связи с увеличением спроса в КНР и других крупных странах Азии.

Благоприятной конъюнктура будет и на рынках черной металлургии, химии, минеральных удобрений и зерна. Правда, при одном условии - сохранении положительной динамики роста мировой экономики.

Спрос на импорт внутри страны будет формироваться за счет стабильного роста конечного потребления - домашние хозяйства будут ежегодно увеличивать его на 5,9%. При этом, несмотря на снижение барьеров из-за присоединения России к ВТО, темпы прироста импорта в 2013-2015 гг, не должны превысить 8-9% в год. Замедлению динамики импорта будут способствовать импортозамещение внутри единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана, и стабилизация курса рубля на уровне 29,7-31,5 руб. за доллар.

Основные изменения ставок импортных пошлин из-за присоединения России к ВТО в 2012 - 2013 гг:

Уровень средневзвешенной ставки ввозных пошлин к моменту официального присоединения России к ВТО должен составить 9,5%.

Доступ на рынок высококачественной говядины будет облагаться по 15%-ой ставке без количественных ограничений (квотирование).

Для изделий из шоколада и прочих пищевых продуктов, содержащих какао, ставка снизится с текущих 20%, но не менее 0,23 евро/кг, до 8,8% в 2013 году.

Для сливочного масла ставка снизится с 20%, но не менее 0,147 евро/кг, до 18,8% в 2013 и до 15% в 2015 году (но не менее 0,12 евро/кг).

Обнуление пошлин на IT-товары - вычислительную технику, «интеллектуальные карточки», другие виды дисков и устройств хранения данных, телескопические и спутниковые антенны.

Для новых легковых автомобилей в 2013-2015 гг. ставка составит 25% с соответствующей составляющей в евро.

В отношении свежего, охлажденного и замороженного мяса будет сохранен режим квотирования. Для крупного рогатого скота при квотном ввозе пошлина составит 15%, при внеквотном - 55%, пошлины на ввоз свинины при квотном ввозе не будет, при внеквотном ставка составит 65%, пошлина на мясо птицы при квотном ввозе установлена в 25%, при внеквотном - в 80%.

Основные изменения ставок импортных пошлин в 2014-2015 гг:

Уровень средневзвешенной ставки в 2014 и 2015 году составит 6,93 и 5,94% соответственно.

С10 до 5% будет снижена ставка на тунец, сельдь и скумбрию.

С 20 до 15% - на шины, покрышки и шинные протекторы.

С 20 до 10% снизится ставка на одежду из натурального меха.

С 15 до 8% - на необработанную древесину хвойных пород.

На 3,3% понизится уровень среднего импортного тарифа к 2015 году на агропромышленную продукцию и сельскохозяйственное сырье, на лес, драгоценные и недрагоценные металлы, транспортные средства и оборудование - на 4%, на текстиль и обувь - на 4,4%, на химические товары - на 3,2%

Для того, чтобы свести к минимум негативные последствия от присоединения России к торговой организации, Минэкономразвития предлагает активно задействовать такой эффективный инструмент противодействия импорту, как тарифные квоты - его, к примеру, уже решено применять к мясу и мясной продукции. А также все другие разрешенные ВТО способы защиты внутреннего рынка, если снижение пошлин на импорт станет прямой угрозой конкурентоспособности важнейших отраслей промышленности и сельского хозяйства.

На основании исследования, проведенного в третей главе дипломной работы можно сделать следующие выводы:

Сырьевую экономику называли проклятьем России. Наделенная уникальными природными ресурсами страна за многовековую историю так и не научилась грамотно ими распоряжаться.

Решающую роль в богатстве недр играют горючие полезные ископаемые, в первую очередь - углеводородное сырье.

Внешнеторговый оборот России за последние 18 лет значительно увеличился, но его рост происходил в основном за счет повышения стоимости нефти и других энергоносителей и увеличения их доли в общей структуре экспорта.

Основной проблемой ВЭД России в настоящее время является низкая товарная диверсификацияэкспорта. Доля топлива, сырья и полуфабрикатов в последние годы составляет более 90% экспорта Российской Федерации в страны дальнего зарубежья, и она не имеет тенденции к снижению.

Непомерный рост экспорта продукции минерально-сырьевого комплекса, наблюдавшийся в последние 10 лет, негативно влияет на развитие экономики России.

Предпосылки для технологического модернизационного рывка и отказа от чрезмерно сырьевого характера экономики нужно искать в интеллектуальном потенциале страны.

Статус «сырьевого экспортера» для России, пока устраивает ее правительство. Страна, как минимум, в ближайшие три года не изменит структуру своего экспорта - упор по-прежнему будет делаться на вывоз нефти, газа и металлов, только теперь их будут больше продавать в Азию, чем на Запад.

Минэкономразвития подготовило проект основных направлений таможенно-тарифной политики на 2013-й и плановый период 2014-2015 годов. Как и предполагалось, основным определяющим фактором нового тарифного регулирования станет присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО).

От мировых рынков Минэкономразвития ожидает рецессии, масштабных сдвигов и усиления инновационности. Нестабильность в нефтедобывающих странах ОПЕК сыграет на руку России: цена на нефть, по мнению чиновников, будет находиться на уровне $97-104 за баррель. Газовый рынок Европы перенасытится, но в других регионах спрос, напротив, будет расти за счет развития электроэнергетики. Министерство прогнозирует сохранение спроса на российскую медь, никель, минеральные удобрения, зерно, продукцию черной металлургии и химической промышленности. В среднесрочной перспективе сохранится общая сырьевая направленность экспорта.

Для того, чтобы свести к минимум негативные последствия от присоединения России к торговой организации, Минэкономразвития предлагает активно задействовать такой эффективный инструмент противодействия импорту, как тарифные квоты - его, к примеру, уже решено применять к мясу и мясной продукции. А также все другие разрешенные ВТО способы защиты внутреннего рынка, если снижение пошлин на импорт станет прямой угрозой конкурентоспособности важнейших отраслей промышленности и сельского хозяйства.

 

 



Заключение

 

На основании исследования, проведенного в первой главе дипломной работе можно сделать вывод, что экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимости национальной экономики, её стабильности и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию.

Основными задачами экономической безопасности являются: обеспечение пропорционального и непрерывного экономического роста, обуздание инфляции и безработицы, формирование эффективной структуры экономики и развитого рынка ценных бумаг, сокращение дефицита бюджета и государственного долга, обеспечение социальной защиты и повышения качества жизни населения, поддержание устойчивости национальной валюты и т.п.

Эти задачи определяют стратегию экономической безопасности как формирование и обоснование стратегических приоритетов, национальных интересов, средств и механизмов решения проблем.

Объектами экономической безопасности является государство, общество, граждане, предприятия, учреждения и организации, территории, отдельные составляющие экономической безопасности. Основным субъектом экономической безопасности выступает государство, которое осуществляет свои функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

Экономическая безопасность оценивается по определенным критериям - показателями-индикаторами. Важнейшими из них являются: структура ВВП, объем и темпы развития промышленности, объем и динамика инвестиций; природно-ресурсный производственный и научно-технический потенциалы страны; эффективность использования ресурсов; конкурентоспособность экономики на внутреннем и внешнем рынках; темпы инфляции; уровень безработицы; качество жизни, т.е. ВВП на душу населения, степень дифференциации доходов, обеспеченность населения материальными благами и услугами; дефицит бюджета и государственного долга; энергетическая зависимость; интегрированность в мировую экономику.

Исследовав порядок правового регулирования экономической безопасности в РФ, выяснили, что впервые принятый в нашей стране Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-I «О безопасности» закрепил основные понятия, в т.ч. базовое определение безопасности, как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

В настоящее время принята «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009г.

Критерий экономической безопасности - это оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности.

Система показателей - индикаторов, получивших количественное выражение, позволяет заблаговременно сигнализировать о грозящей опасности и предпринимать меры по её предупреждению.

Пороговые уровни снижения безопасности характеризуются системой показателей общехозяйственного и социально-экономического значения.

Во второй главе дипломной работы были исследовано современное состояние российского экспорта и его влияние на экономическую безопасность страны.

Экспорт - это вывоз товаров и услуг за границу для реализации их на внешнем рынке; противоположен ввозу товаров и услуг - импорту.

Методы государственного регулирования ВЭД в целом и экспорта, в частности, по своему характеру делятся на тарифные - те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. К методам регулирования экспорта относятся: антидепинговые меры (добровольное ограничение), лицензирование, субсидии, кредитование, демпинг.

Внешнеторговый оборот России за последние 18 лет значительно увеличился, но его рост происходил в основном за счет повышения стоимости нефти и других энергоносителей и увеличения их доли в общей структуре экспорта. Постоянно увеличивается экспортная квота: в советский период она не превышала 8%, в середине 1990-х гг. составляла 20%, сейчас она составила 26,6% (примерно в полтора-два раза выше, чем у развитых стран), что делает экономику страны весьма уязвимой к колебаниям конъюнктуры мировых рынков.

В настоящее время наблюдается положительное сальдо внешнеторгового баланса России, по данным таможенной статистики, в 2011 г. оно выросло на 25,3 % по сравнению с 2010 г. Внешнеторговый оборот России в 2011 году составил 742,7 млрд.долларов США и по сравнению с 2010 годом возрос на 32,6%.

Индексы средних цен в 2011 г и по экспорту и по импорту увеличились, а индексы физического объема увеличились только по импорту, по экспорту произошло сокращение.

Россия экспортирует в основном углеводородное сырьё (нефть и нефтепродукты, газ, уголь), металлургическую и химическую продукцию, машины и оборудование, вооружения, продовольствие.

Экспорт России в 2010, 2011 гг. имеет тенденцию к увеличению, которая обусловлена как ростом средних цен экспортируемых Россией товаров, так и увеличением физических объемов их поставок. Индекс средних цен экспорта за этот период составил 119,8%, а индекс физического объема экспорта - 110,0%.

Наибольший удельный вес в структуре экспорта занимает нефть сырая - 30,8% в 2010 г., 32,2 % в 2011 г., причем объемы ее экспорта выросли в 2011 г. На 20,2 % по сравнению с 2010 г.

Основной проблемой ВЭД России в настоящее время является низкая товарная диверсификация экспорта. Доля топлива, сырья и полуфабрикатов в последние годы составляет более 90% экспорта Российской Федерации в страны дальнего зарубежья, и она не имеет тенденции к снижению.

Непомерный рост экспорта продукции минерально-сырьевого комплекса, наблюдавшийся в последние 10 лет, негативно влияет на развитие экономики России, в частности:

возросший экспорт минерально-сырьевой продукции при резком снижении объемов добычи не только усиливает диспропорции между производством и потреблением, но и ухудшает макроструктуру экономики, все более приближая ее к модели экспортно-сырьевого типа;

гипертрофированное развитие экспорта топливно-энергетических ресурсов и основных ликвидных металлов повлекло за собой снижение сырьевой обеспеченности национальной промышленности и ограничило возможности ее эффективного функционирования;

экспорт стратегических и критических видов минерального сырья не сопровождался эффективным использованием валютных поступлений в промышленном секторе экономики;

рост объемов поставок продукции минерально-сырьевого комплекса на мировой рынок повлек за собой падение мировых цен на эту продукцию и, как следствие этого, снижение доходности экспортных операций;

наконец, развивается сырьевая ориентация экспорта, и это усиливает зависимость социально-экономического положения России от цен мирового рынка и негативных, дискриминационных действий в отношении российских компаний-продуцентов.

Предпосылки для технологического модернизационного рывка и отказа от чрезмерно сырьевого характера экономики нужно искать в интеллектуальном потенциале страны.

Однако, статус «сырьевого экспортера» для России, пока устраивает наше правительство. Страна, как минимум, в ближайшие три года не изменит структуру своего экспорта - упор по-прежнему будет делаться на вывоз нефти, газа и металлов, только теперь их будут больше продавать в Азию, чем на Запад.

Правительство определило основные направления таможенно-тарифной политики до 2015 года - снижение пошлин в рамках вступления в ВТО и интеграция в единое экономическое пространство.

Минэкономразвития подготовило проект основных направлений таможенно-тарифной политики на 2013-й и плановый период 2014-2015 годов. Как и предполагалось, основным определяющим фактором нового тарифного регулирования станет присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО).

От мировых рынков Минэкономразвития ожидает рецессии, масштабных сдвигов и усиления инновационности. Нестабильность в нефтедобывающих странах ОПЕК сыграет на руку России: цена на нефть, по мнению чиновников, будет находиться на уровне $97-104 за баррель. Газовый рынок Европы перенасытится, но в других регионах спрос, напротив, будет расти за счет развития электроэнергетики. Министерство прогнозирует сохранение спроса на российскую медь, никель, минеральные удобрения, зерно, продукцию черной металлургии и химической промышленности.

Таким образом, в среднесрочной перспективе сохранится общая сырьевая направленность российского экспорта.

 

 



Список использованной литературы

 

1.Абель Э. Макроэкономика: учебное пособие / Э. Абель, Б. Бернарке. - СПб.: ПИТЕР, 2010. - 768 с.

.Абалкин Л. И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики, 2004, № 12. - 231 с.

.Архипов А. и др. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. 2006. № 12. - 145 с.

.Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник / Е.Ф. Борисов. - М.: Велби, 2008. - 544 с.

.Бродский М.Н. Правовой статус и экономическое развитие субъекта Российской Федерации. / М.Н. Бродский, А.А. Ливеровский. - СПб., 2000. - 243 с.;

.Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики (развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации) / Гаджиев Г.А. - М., 2002. - 245 с.

.Гайдар Е. Т. Экономические записки. / Е. Т. Гайдар, А. Б. Чубайс - М.: «Российская политическая энциклопедия», 2008. - 192 с.

.Государство и его экономические функции. [Электронный ресурс] // Современная экономическая теория [сайт]. - URL: http://modern-econ.ru/micro/gosudarstvo/funkcii/ekonomika.html (дата обращения: 28.04.2012).

.Ж.Ж. Руссо в трактате «Об общественном договоре» отмечал, что забота о самосохранении и безопасности - самая важная из всех забот государства. См.: Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. М. 2000.

.Коваленко Е.Г. Региональная экономика и управление: учебное пособие. [Электронный ресурс] / Е.Г. Коваленко. - СПб.: Питер, 2005. - 288 с. - URL: http://www.smartcat.ru/RegionEconomic/RegionalnayaEkonomikaIUpravlenie.shtml (дата обращения: 01.05.2012).

.Конституционная экономика для вузов. - М., 2002. - 275 с.

.Мазаев В.Д. Публичная собственность в России: конституционные основы. / В.Д. Мазаев. - М., 2004. - 298 с.

.Максимцев И.А. Модернизация России: социально-экономический и технологический аспект. Учебное пособие / И.А. Максимцев. - СПб.: ГУЭФ, 2008. - 150 с.

.Николаева Л.А. Экономическая теория: методическое пособие. [Электронный ресурс] / Николаева Л.А., Черная И.П. // Библиотекарь.Ру: сайт - URL: http://www.bibliotekar.ru/economicheskaya-teoriya/index.htm (дата обращения: 28.04.2012).

.Павлов Д. Б. О правовом обеспечении экономической безопасности // Законы России: опыт, анализ, практика, 2006. № 4. - 284 с.

.Пискунов А. П. Военно-экономическая безопасность России на современном этапе // Военная мысль - 2006. № 2. - 142 с.

.Прудиус Е. В. О понятии и системе экономической безопасности // Законодательство и экономика, № 1, 2008. - 53 с.

.Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: учебное пособие / Б.А. Райзберг. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 384 с.

.Савченко П.В. Национальная экономика: учебник / П.В. Савченко. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 832 с.

.Тихомиров Ю.А. Юридические режимы государственного регулирования экономики // Право и экономика. - 2000. - № 5. - С. 3 - 6.

.Чернявский А.Г. Теоретические и методологические аспекты экономической функции права и региональная власть в период становления и развития рыночных отношений в Российской Федерации: Автореф. дис... д-ра юрид. наук. / А.Г.Чернявский. - Н. Новгород, 2002. - 56 с.

.Чимитова А.Б. Вопросы устойчивого и безопасного развития экономики региона: Учебное пособие [Электронный ресурс] / А.Б Чимитова., Е.А.Микульчинова. - Улан-Удэ: Изд-вo ВСГТУ, 2007. - 216 с. - URL: http://www.gaudeamus.omskcity.com/PDF_library_economic_9.html (дата обращения: 02.05.2012).

.Экономические функции государства. [Электронный ресурс] // - URL: http://www.budgetrf.ru/Publications/Education/distant/publfinance_2003 (дата обращения: 28.04.2012).

.Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. 1991-1997 / под ред. Е. Т. Гайдара - М.: ИЭПП, 1998. - 1096 с.

.Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. 1998−2002/ под ред. Е. Т. Гайдара. - М.: Дело, 2003. - 832 с.

.Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. Экономический рост 2000 - 2007 / под ред. Е. Т. Гайдара - М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2008.- 1328 с.

.Экономическая безопасность. Производство, финансы, банки. - М. 2004. С. 12. - 74 с.

.Валовой внутренний продукт [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики [сайт]. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/account/ (дата обращения: 7.05.2012).

.Википедия, свободная энциклопедия. -URL: ru.wikipedia.org.

.Википедия, экспорт [Электронный ресурс] //- URL http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82 (дата обращения: 19.05.2012).

.Государственные финансы [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики [сайт]. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/finance/ (дата обращения: 7.05.2012).

.Индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики [сайт]. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/account/ (дата обращения: 7.05.2012).

.Инновационное испольхование минерально-сырьевого потенциала России [Электронный ресурс] //- URL: http://www.samoupravlenie.ru/44-09.php (дата обращения: 28.05.2012).

.Кошелев А. Н.Национальная экономика: конспект лекций ЛЕКЦИЯ № 1. Структура национальной экономики [Электронный ресурс] //- URL: http://fictionbook.ru/author/anton_nikolaevich_koshelev/nacionalnaya_yekonomika_konspekt_lekciyi/read_online.html?page=1 (дата обращения: 19.05.2012)

.Методы государственного регулирования [Электронный ресурс] //- URL: http://bibliotekar.ru/biznes-35/20.htm (дата обращения: 19.05.2012)

.Национальная экономика [Электронный ресурс] //- URL: http://www.ereport.ru/articles/mirecon/nationalec.htm (дата обращения: 19.05.2012)

.Нефть защитит Россию от всех бед [Электронный ресурс] //- URL: http://adi19.ru/2012/05/04/neft-zashhitit-rossiyu-ot-vseh-bed/ (дата обращения: 21.05.2012).

.Ориентация на интеллектуальный потенциал [Электронный ресурс] //- URL: http://www.luxurynet.ru/russian-market/4789.html (дата обращения: 21.05.2012).

.Проблемы совершенствования внешней торговли России при переходе к инновационной модели развития экономики [Электронный ресурс] //- URL:

.РОССИЯ В ТИСКАХ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОГО ЭКСПОРТА [Электронный ресурс] //- URL: http://www.promved.ru/july_2003_03.shtml дата обращения: (20.05.2012).

.Россия сохранит сырьевую направленность экспорта [Электронный ресурс] //- URL: http://izvestia.ru/news/522616 (дата обращения: 21.05.2012).

.Серьезная помеха - коррупция [Электронный ресурс] //- URL: http://www.luxurynet.ru/russian-market/4789.html (дата обращения: 21.05.2012).

.Сырьевая экономика России: быть или не быть? [Электронный ресурс] //- URL: http://www.luxurynet.ru/russian-market/4789.html (дата обращения: 20.05.2012).

.ФТС России Товарная структура экспорта со странами СНГ [Электронный ресурс] //- URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_newsfts&view=category&id=125&Itemid=1976 (дата обращения: 20.05.2012).

.ФТС России Внешняя торговля [Электронный ресурс] //- URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_newsfts&view=category&id=125&Itemid=1976 (дата обращения: 20.05.2012).

.ФТС России Индексы внешней торговли [Электронный ресурс] //- URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_newsfts&view=category&id=125&Itemid=1976 (дата обращения: 20.05.2012)

.ФТС России [Электронный ресурс] //- URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_newsfts&view=category&id=125&Itemid=1976 (дата обращения: 20.05.2012)

.ФТС России статистические данные за период [Электронный ресурс] //- URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_newsfts&view=category&id=125 (дата обращения: 20.05.2012)

.Экспорт-импорт России важнейших товаров за январь - декабрь 2011 года [Электронный ресурс] //- URL http://www.customs.ru/index2.php?option=com_content&view=article&id=15581:--------2011-&catid=53:2011-01-24-16-29-43&Itemid=1981 (дата обращения: 19.05.2012)

.Экспортная деятельность [Электронный ресурс] //- URL:http://texts-and-articles.blogspot.com/2009/02/blog-post_16.html (дата обращения: 19.05.2012)

.Экономическая безопасность [Электронный ресурс] //- URL:http://abc.informbureau.com/html/yeiiiiexaneass_aaciianiinou.html (дата обращения: 19.05.2012).

.Экономическая безопасность [Электронный ресурс] //- URL: http://econominfo.ru/view-article.php?id=143 (дата обращения: 19.05.2012).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: