Тема 1. В мире финно-угорских народов

Программа элективного курса «Народы России: национальное восприятие истории» для 10 классов общеобразовательных учреждений

(тип: общеразвивающий тренинг)

Пояснительная записка

Цель курса – научить обучающихся применять методы рационального познания действительности на практике через анализ культурного наследия народов России и непосредственные контакты с его этническими носителями. 

Особенность курса: практические занятия в рамках курса проводятся в формате видеоконференций с привлечением обучающихся из других регионов России, в том числе и из национальных республик.

В результате изучения данного элективного курса обучающиеся:

1. научатся обобщать, сравнивать ранее изученный материал по истории, обществознанию, географии, русскому и национальным языкам;

2. принимают участие в проектной деятельности;

3. совершенствуют коммуникативные компетенции (речевые, языковые, социокультурные, компенсаторные, учебно-познавательные) через самопрезентацию полученных результатов на сеансах видеоконференций с обучающимися школ России;

4. оформляют интернет-ресурс «Красная книга народов России».

Описание способов оценки планируемых результатов

Контроль результативности курсапроводится по каждой теме в форме экспертной оценки (приложение 1). Каждое занятие по теме предполагает выполнение текущих заданий. Содержание страниц ресурса проводится по форме взаимооценки (приложение 2).

Критерии оценки планируемых результатов:

Результат Критерии оценки
научатся обобщать, сравнивать ранее изученный материал по истории, обществознанию, географии, русскому и национальным языкам - в ответе: умеет выделить общие и отличительные черты в культуре разных этнических групп России (строение языка, речевые заимствования, фольклорные сюжеты, обычаи); - может объяснить культурные особенности народа с точки зрения этногенеза.
принимают участие в проектной деятельности Каждая тема предполагает свой промежуточный результат проектной деятельности, например: - эскиз эмблемы народов, изучаемой группы, отражающих их цветовые, символические предпочтения, обычаи и особенности культуры; - составление презентаций и сообщений.
совершенствуют коммуникативные компетенции (речевые, языковые, социокультурные, компенсаторные, учебно-познавательные) через самопрезентацию полученных результатов на сеансах видеоконференций с обучающимися школ России -содержание выступления на видеоконференции лаконично, построено логично; - отсутствуют ошибки в произношении слов и терминов; - употребляет специфические термины или понятия, соответствующие языку изучаемого народа; -текст выступления соответствует теме проекта и раскрывает ее; - самостоятельность получения информации.
оформляют интернет-ресурс «Красная книга народов России» - цветовое и стилистическое оформление ресурса соответствует особенностям культуры изучаемых народов; - содержание ресурса отражает результаты проектной деятельности обучающихся; -  удобство пользования ресурсом: его наглядность, доступность информации для восприятия.

Описание оснований для отбора содержания элективного курса

Содержание элективного курса в первую очередь соответствует цели курса и направлено на ее непосредственное выполнение. Современное российское общество – многонационально, а следовательно, в нем актуален профессионал, умеющий правильно налаживать и осуществлять межнациональную коммуникацию, развитие навыков которой связано с практическим применением таких методов рационального мышления, как сравнительный анализ и метод по аналогии. В качестве среды для практического применения данных навыков могут выступать проектная деятельность и видеоконференции.

Тематическое содержание курса построено вокруг трех ведущих этнических групп российского общества – финно-угорского, тюркского и славянского народов. На занятиях рассматриваются особенности их географического расселения, этногенеза, национальной культуры. Перед обучающимися ставятся такие основные задачи, как: 1. проследить национальные особенности культуры, которые стали «визитной карточкой» того или иного народа или, наоборот, вошли в общероссийский культурный фонд; 2. выявить общенациональные исторические вопросы, которые объединяют народы России  как, например, Великая Отечественная Война.

К участию в реализации элективного курса привлекаются учащиеся Хакасской национальной гимназии интерната (г.Абакан), Элистинского лицея (г.Элиста), Изборского лицея (д. Изборск), Звениговского лицея (п.г.т. Звенигово), гимназии №1 г. Чебоксары, что позволяет развивать коммуникативные навыки обучающихся гимназии №35. Позволяет им увидеть один и тот же народ и его культурное наследие с разных сторон.

Основная часть занятий организована следующим образом:

- лекционное изложение проблемного материала (в рамках видеоконференции);

- закрепление материала в ходе игры-практикума (в рамках видеоконференции);

- обсуждение проблемы в командах школ (в рамках видеоконференции);

- выполнение проектного задания  командами;

- презентация результатов проекта (в рамках видеоконференции) и размещение полученной информации на сайте «Красная книга народов России» finno-ugry.ucoz.ru.

Основные методы, использующиеся в реализации элективного курса: дебаты, мозговой штурм, групповая дискуссия, игровой.

Ресурсы, необходимые для реализации курса:

1) Дидактические: тематические презентации в PowerPoint.

2) Материальные: кабинет информатики с возможностью выхода в интернет, ноутбук, экран, мультимедийный проектор, веб-камера.

3) Организационные: продолжительность видеоконференций составляет 1, 5 часа, поэтому занятия проводятся во второй половине дня.   

Тематическое планирование

Тема 1. В мире финно-угорских народов.

География расселения финно-угров. Роль финно-угров в истории России. Основные этнические группы финно-угров: мордва, марийцы, сету, вепсы, водь, саамы, ханты и манси.

Основные темы для индивидуальных проектов: «Родина и дом в понимании финно-угорских народов», «Национальные герои»,  «Финно-угры, ты и я», «Пословицы и поговорки финно-угров».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: