Программа элективного курса «Народы России: национальное восприятие истории» для 10 классов общеобразовательных учреждений
(тип: общеразвивающий тренинг)
Пояснительная записка
Цель курса – научить обучающихся применять методы рационального познания действительности на практике через анализ культурного наследия народов России и непосредственные контакты с его этническими носителями.
Особенность курса: практические занятия в рамках курса проводятся в формате видеоконференций с привлечением обучающихся из других регионов России, в том числе и из национальных республик.
В результате изучения данного элективного курса обучающиеся:
1. научатся обобщать, сравнивать ранее изученный материал по истории, обществознанию, географии, русскому и национальным языкам;
2. принимают участие в проектной деятельности;
3. совершенствуют коммуникативные компетенции (речевые, языковые, социокультурные, компенсаторные, учебно-познавательные) через самопрезентацию полученных результатов на сеансах видеоконференций с обучающимися школ России;
|
|
4. оформляют интернет-ресурс «Красная книга народов России».
Описание способов оценки планируемых результатов
Контроль результативности курсапроводится по каждой теме в форме экспертной оценки (приложение 1). Каждое занятие по теме предполагает выполнение текущих заданий. Содержание страниц ресурса проводится по форме взаимооценки (приложение 2).
Критерии оценки планируемых результатов:
Результат | Критерии оценки |
научатся обобщать, сравнивать ранее изученный материал по истории, обществознанию, географии, русскому и национальным языкам | - в ответе: умеет выделить общие и отличительные черты в культуре разных этнических групп России (строение языка, речевые заимствования, фольклорные сюжеты, обычаи); - может объяснить культурные особенности народа с точки зрения этногенеза. |
принимают участие в проектной деятельности | Каждая тема предполагает свой промежуточный результат проектной деятельности, например: - эскиз эмблемы народов, изучаемой группы, отражающих их цветовые, символические предпочтения, обычаи и особенности культуры; - составление презентаций и сообщений. |
совершенствуют коммуникативные компетенции (речевые, языковые, социокультурные, компенсаторные, учебно-познавательные) через самопрезентацию полученных результатов на сеансах видеоконференций с обучающимися школ России | -содержание выступления на видеоконференции лаконично, построено логично; - отсутствуют ошибки в произношении слов и терминов; - употребляет специфические термины или понятия, соответствующие языку изучаемого народа; -текст выступления соответствует теме проекта и раскрывает ее; - самостоятельность получения информации. |
оформляют интернет-ресурс «Красная книга народов России» | - цветовое и стилистическое оформление ресурса соответствует особенностям культуры изучаемых народов; - содержание ресурса отражает результаты проектной деятельности обучающихся; - удобство пользования ресурсом: его наглядность, доступность информации для восприятия. |
Описание оснований для отбора содержания элективного курса
|
|
Содержание элективного курса в первую очередь соответствует цели курса и направлено на ее непосредственное выполнение. Современное российское общество – многонационально, а следовательно, в нем актуален профессионал, умеющий правильно налаживать и осуществлять межнациональную коммуникацию, развитие навыков которой связано с практическим применением таких методов рационального мышления, как сравнительный анализ и метод по аналогии. В качестве среды для практического применения данных навыков могут выступать проектная деятельность и видеоконференции.
Тематическое содержание курса построено вокруг трех ведущих этнических групп российского общества – финно-угорского, тюркского и славянского народов. На занятиях рассматриваются особенности их географического расселения, этногенеза, национальной культуры. Перед обучающимися ставятся такие основные задачи, как: 1. проследить национальные особенности культуры, которые стали «визитной карточкой» того или иного народа или, наоборот, вошли в общероссийский культурный фонд; 2. выявить общенациональные исторические вопросы, которые объединяют народы России как, например, Великая Отечественная Война.
К участию в реализации элективного курса привлекаются учащиеся Хакасской национальной гимназии интерната (г.Абакан), Элистинского лицея (г.Элиста), Изборского лицея (д. Изборск), Звениговского лицея (п.г.т. Звенигово), гимназии №1 г. Чебоксары, что позволяет развивать коммуникативные навыки обучающихся гимназии №35. Позволяет им увидеть один и тот же народ и его культурное наследие с разных сторон.
Основная часть занятий организована следующим образом:
- лекционное изложение проблемного материала (в рамках видеоконференции);
- закрепление материала в ходе игры-практикума (в рамках видеоконференции);
- обсуждение проблемы в командах школ (в рамках видеоконференции);
- выполнение проектного задания командами;
- презентация результатов проекта (в рамках видеоконференции) и размещение полученной информации на сайте «Красная книга народов России» finno-ugry.ucoz.ru.
Основные методы, использующиеся в реализации элективного курса: дебаты, мозговой штурм, групповая дискуссия, игровой.
Ресурсы, необходимые для реализации курса:
1) Дидактические: тематические презентации в PowerPoint.
2) Материальные: кабинет информатики с возможностью выхода в интернет, ноутбук, экран, мультимедийный проектор, веб-камера.
3) Организационные: продолжительность видеоконференций составляет 1, 5 часа, поэтому занятия проводятся во второй половине дня.
Тематическое планирование
Тема 1. В мире финно-угорских народов.
География расселения финно-угров. Роль финно-угров в истории России. Основные этнические группы финно-угров: мордва, марийцы, сету, вепсы, водь, саамы, ханты и манси.
Основные темы для индивидуальных проектов: «Родина и дом в понимании финно-угорских народов», «Национальные герои», «Финно-угры, ты и я», «Пословицы и поговорки финно-угров».