Политические коммуникации

Введение

 

В современном мире роль политики становится очень важной. Рассмотрим основы власти:

коммуникации

государственное управление

формирование общественного мнения (на примере молодежи)

правовая основа власти - конституция и законы РФ.

Итак, основным законом нашего государства является конституция, поэтому все остальные законы не должны ей противоречить. Власть управляет государством посредством народных избранников, осуществляя коммуникации и формируя общественное мнение.



Государственное управление

 

Чаще всего работа политических управленцев (менеджеров) бывает основана на собственном опыте (опыте проведения избирательных кампаний, политических рекламных акций и т. д.). Апробированные методики решения политических задач действительно необходимы и широко представлены в литературе по социально-политической тематике.

Однако знание, основанное на опыте, на здравом смысле, имеет ограниченную ценность. В практике политического управления оно может быть с большим эффектом использовано лишь в стандартных ситуациях, когда воспроизводятся основные условия, обеспечивающие успех тому или иному политическому решению. Поскольку социальная жизнь изменчива, многообразна, по-своему уникальна, то ориентация только на предшествующий опыт неизбежно сужает поле эффективного политического управления, особенно в переломные моменты, когда рушатся сложившиеся ранее традиции и стереотипы, быстро меняются ценностные ориентации людей, их настроения, устремления и оценки.

Важно осознавать, что для полноценного политического управления требуется ориентация не только на полученные практикой умения и навыки, но и на соответствующую методологию и научно-теоретическую базу, которая в абстрактном и обобщенном и сущностном виде представляет социально-политическую реальность. Поэтому для эффективного функционирования политического управления необходимы знание теорий, концепций, парадигм, объясняющих и описывающих данный вид политического управления, а также определенная совокупность научных методов, позволяющих расширять представления о данном управленческом процессе.

Специфика научного знания о политическом управлении может быть раскрыта путем анализа некоторых присущих ему существенных черт.

Во-первых, в той или иной форме политическое управление как особый вид управленческого взаимодействия, отличающийся стремлением одной стороны оказать воздействие на другую не прибегая к насилию, принуждению а действуя более тонкими методами и средствами, представлен в любом обществе, составляет устойчивую часть политической жизни. То упорство, с которым совершенно непохожие люди, принадлежащие к разным культурам и живущие в разных странах и в разные исторические эпохи, воспроизводят данный тип политического управления, говорит о том, что описываемые управленческие отношения носят объективный характер. Они складываются, существуют, развиваются не потому, что появились какие-то исключительные люди, обладающие особыми намерениями и целями, а потому, что логика политической жизни вынуждает людей в определенных ситуациях прибегать к соответствующим действиям.

Во-вторых, многообразие видов политического управления и конкретных форм развития политических кампаний породило тенденцию к специализации в изучении этого феномена. Исследователи предпочитают отдельно говорить об избирательных кампаниях, отдельно о деятельности PR-служб государственных учреждений, отдельно о технологиях регулирования политических конфликтов и т. д. Эта тенденция привела к тому, что в современной научной литературе неплохо описаны конкретные виды политического управления, но практически отсутствуют общие работы по этой проблематике.

Можно сказать, что научное знание о политическом управлении развивается по направлению от частного к общему, то есть от описания конкретных его видов к пониманию того общего, что объединяет все эти виды.

В-третьих, особенностью научного знания о политическом управлении является его междисциплинарный характер. Исследование этого вида управленческих отношений в политике в настоящее время осуществляется учеными различных направлений - политическими философами, политологами, социологами, психологами.

Атрибутивными компонентами политического искусства можно считать:

а) опыт, мастерство в реализации возможностей политического действия (политическое управление - это искусство возможного);

б) способность угадывать, «нащупывать», улавливать верный способ действия (помимо логических умозаключений);

в) способность к маневрированию, нахождению путей к компромиссам, своеобразному отступлению, выбору подходящего момента для решительных действий.

Итак, политическое управление - это особый вид управленческих отношений и действий, складывающихся в политике, но с другой стороны - этим же термином можно обозначить и систему знаний об этом виде управления. Научное знание о политическом управлении - это знание об условиях возникновения данного вида управленческих отношений, о факторах, влияющих на его развитие и конкретные формы проявления, о процессах, связывающих участников политических кампаний, и о тех способах действия, которые могут обеспечить политическим управленцам успешное достижение поставленных целей.

Научное знание о политическом управлении должно быть междисциплинарным, интегрирующим научные достижения в области различных социальных наук - политологии, политической философии, социологии, психологии и менеджмента.

Политические коммуникации

 

Всё увеличивающаяся «медиатизация» политики и использование государственной властью и СМИ технологий манипуляции несут в себе опасность превращения граждан из непосредственного источника власти в управляемую в определённом русле массу людей. Данные процессы являются предпосылками образования медиакратической формы политического режима взамен демократического, когда контроль над информационными обменами в политическом пространстве принадлежит правящей элите, интересы общественности игнорируются. Это ведёт к потере доверия граждан к государственной власти и, как следствие, создаётся угроза дестабилизации всей политической системы в целом.

В этих условиях актуализируется феномен публичности политики, осуществляемой органами государственной власти по социально значимым вопросам. Как указывает И.М. Дзялошинский, смысл публичности политики заключается в том, чтобы «поддерживать и расширять участие самого общества в политическом процессе».

Основным содержанием публичной политики выступает, полагаем, деятельность органов государственной власти, направленная на интересы, нужды и ожидания общества, которая осуществляется посредством взаимодействия государства, структур гражданского общества, бизнеса, экспертных сообществ («фабрик мысли» и «центров публичной политики»), СМИ и иных акторов публичной сферы. К характеристике публичной политики относятся также наличие свободного политического пространства; свободный доступ к информации и свобода выражения мнения для всех политических акторов, включая оппозиционных; наличие независимых общественных информационных каналов (СМИ); институциональное обеспечение публичного характера власти; открытый характер деятельности органов власти; общественный контроль за деятельностью органов власти; создание «электронного правительства».

Безусловно, в этом же ряду находится и феномен политической коммуникации, понимаемой как процесс взаимодействия политических акторов, предполагающий передачу политической информации от одного актора политической сферы другому и осуществляемый с целью достижения поставленных целей или принятия и реализации политических решений.

Мир политики - это поле взаимодействий, центростремительной силой которых выступает власть. Взаимодействие эффективно только тогда, когда властвующий имеет с подвластными общий язык, который способствует конструктивному диалогу, приводящему к консенсусу. Публичная политика, таким образом, предстаёт как коммуникация, в ходе которой осуществляется открытое согласование интересов, охватывающих всё общество.

Таким образом, в пространстве публичной политики необходим не односторонний акт информирования, а процесс устойчивой обратной связи между участниками политико-коммуникационных процессов, что предполагает равноправный обмен точными, полными, заверенными и проверяемыми сведениями о политических явлениях и процессах, сопрягаемыми с нормами и ценностями, характерными для данного общества, фундаментальными правами и свободами граждан. Особое значение при этом имеют свобода открыто выражать свое мнение, свобода искать, получать и распространять информацию в пределах заданной политической системы.

Наличие или отсутствие в процессе коммуникации обратной связи является показателем контроля деятельности государственной власти со стороны общества. Для его осуществления необходимо, чтобы граждане обладали достаточным количеством достоверной информации о деятельности органов государственной власти, что сопряжено со степенью прозрачности политического пространства. Таким образом, осуществление контроля общества над властью невозможно без открытости и прозрачности пространства публичной политики, которые обеспечиваются информационно-коммуникационными процессами как внутри политической системы, так и во взаимодействии с внешней средой.

Можно выделить ещё одно важное предназначение политической коммуникации: обеспечение стабильности и устойчивости всей политической системы. Уровень стабильности, в первую очередь, определяется эффективностью политической системы: насколько принятые решения органов государственной власти соответствуют тем общественным требованиям и интересам, которые артикулировались и агрегировались на входе политической системы. Соответственно, качественное выполнение функций выхода невозможно без публичных коммуникационных взаимодействий общества и власти, предполагающих обратную связь.

Таким образом, процесс осуществления публичной политики в самой своей основе характеризуется как коммуникационный. Политическая коммуникация представляет собой необходимый атрибут осуществления публичной политики. политический управление коммуникация молодежь

В России, как в советский, так и в постсоветский периоды, характер общения власти с обществом не отвечал критериям партнёрства, диалога, и представлял собой скорее монолог государства-коммуникатора. Следствием этого выступает коррумпированность и бюрократизация власти, одностороннее административное принятие решений. Демократизация взаимоотношений государства и общества предполагает создание атмосферы доверия и согласия в постоянном диалоге между государственными структурами и обществом как таковым.

Проблема в том, что процесс политической коммуникации в современной российской действительности носит однонаправленный характер. В большинстве своём политическая информация спускается сверху вниз от органов государственной власти к обществу в виде законов, указов, постановлений, распоряжений и т.д. А это, в свою очередь, затрудняет диалогичность акта политической коммуникации, так как отсутствует немаловажный элемент обратной связи.

Российское общество привыкло к патерналистским моделям государственной власти, но с другой стороны, сами госслужащие не считают важным участие граждан и институтов гражданского общества в подготовке принятия государственных решений, а также не видят полезности контроля за властными структурами со стороны последних. С учётом этого обстоятельства следует отметить значение принятого по инициативе президента РФ Д. А. Медведева федерального закона о повышении информационной открытости органов власти. Дальнейшее развитие публичной политики в России будет зависеть от характера государственной информационной политики и самосознания граждан, их непосредственного желания участвовать в осуществлении политики государственной власти в вопросах жизнеобеспечения и социального значения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: