Формирование общественного мнения молодежи

 

Сторонник процессной трактовки развития общественного мнения А.В. Гарник отмечал, что общественное мнение предполагает «процесс осуществления совместной оценочной деятельности масс, детерминируемый определенным общественным интересом и находящий свое результативное выражение в коллективно выработанных и широко распространенных суждениях, а также в практических действиях и поведенческих актах людей»1. В свою очередь, В.К. Падерин подчеркивал, что «общественное мнение - сложный феномен, пронизывающий все сферы общественной жизни, но наиболее тесно он связан с политической областью жизнедеятельности людей». В наиболее общем виде объектом общественного мнения является вся сфера общественно-политической жизни общества или, другими словами, вся система политических отношений. Безусловно, на политические отношения оказывает существенное влияние вся гамма общественных отношений - правовых, экономических, идеологических, национальных и др.

В качестве одного из носителей общественного мнения можно выделить молодежь. Сознание молодежи легко поддается влиянию политических, экономических и социальных факторов. Под воздействием этих факторов происходит консолидация интересов молодых людей и формирование общественного мнения. При этих условиях молодежь становится влиятельной политической силой.

Общественное мнение весьма избирательно в своем выборе объектов окружающего мира. То, что может вызвать появление мнения у одного молодого человека и даже у группы молодых людей, совсем не обязательно заденет за живое всю молодежь. Общественное мнение устанавливает свои связи с действительностью методом отбора, используя в этих целях достаточно жесткие критерии. Главным критерием отбора объектов общественного мнения выступают интересы молодежи. Лишь те явления действительности, которые вызывают познавательный интерес всех или большинства молодых людей, могут рассчитывать на пристальное внимание к себе со стороны общественности. Кроме того, из всего бесконечного ряда явлений действительности, вызывающих интерес, объектом рассмотрения становятся только те, которые предполагают различие в оценках, суждениях, характеристиках, т.е. заключают в себе больший или меньший момент спорности, дискуссионности.

Что же интересует современную молодежь, каков ее спектр интересов к общественной жизни? В результате социологического обследования в Новосибирском государственном педагогическом университете, проведенного группой исследователей под руководством доктора социологических наук Л.Г. Борисовой, была получена возможность ранжировать сферы общественной жизни, которые вызывают наибольший интерес студентов-старшекурсников. Анализ полученных ответов дает информацию двоякого рода, он показывает: 1) что именно интересно, каково содержание общественно значимых явлений, привлекающих внимание большинства молодых людей; 2) насколько сильно это внимание, какова мера заинтересованности в тех или иных сферах общественной жизни. Ранжирование ответов по числу активно интересующихся с учетом величины индифферентных, не проявляющих интереса, позволяет распределить все сферы общественной жизни на четыре группы интересов:

-         первая группа - образование, культура, искусство. Эти сферы пользуются самой высокой популярностью, здесь больше всех интересующихся и меньше безразличных;

-         вторая группа - спорт, зарубежная жизнь, Интернет, наука. К этим сферам жизни проявляют внимание многие, и примерно столько же не интересуются;

-         третья группа - экономика, криминал, экология, политика. Эти сферы жизни можно назвать группой «средней заинтересованности», здесь, хотя и много интересующихся (около 20%), однако больше индифферентных (от 30 и более процентов);

-         четвертая группа - техника, армия, религия. Эти сферы не вызывают заинтересованности, число тех, кто сказал «очень интересуюсь», оказалось довольно низким при большом количестве (от 50 и более процентов) индифферентных.

Как видим, политика в качестве объекта познавательного интереса находится на периферии интересов молодежи. К аналогичному выводу приводят результаты исследования «Молодежь и медиа», проведенного И.В. Жилавской. Тематические приоритеты, как утверждает она, учащихся и студенческой молодежи выстраиваются следующим образом (по нисходящей): спорт, криминал, мода, политика, культура, звезды, эротика. Гораздо шире спектр интересов у молодых людей, которые занимаются созданием собственных информационных продуктов. Медиаобразованная молодежь выбирает темы в иной последовательности: политика, культура, мода, звезды, экономика, криминал, спорт. И добавляет к списку: новости из жизни мира, страны, своего края, молодежные организации, социальная жизнь, образование, высокие технологии, жизнь и взгляды творческих людей, электронная индустрия.

Содержание политических интересов молодежи многообразно, так как оно зависит от самой молодежи, от конкретно-исторических условий, от взаимосвязи с другими субъектами политического процесса и т.п. Раскрыть подлинное содержание интересов молодежи - значит, показать возможности и способы реализации ее потребностей. Без учета истинных политических интересов невозможно эффективно вести формирование общественного мнения нового подрастающего поколения.



Заключение

 

Как мы отметили, основы политики в современном обществе тесно связаны с обществом и социальными отношениями в нем, поэтому власть строит диалог с гражданами, узнавая их общественное мнение, их интересы. Также пытается доводить до граждан свои идеи и предложения, конечно же подчиняясь высшему закону государства - Конституции РФ.


 


Список литературы

 

1. Галюк А.Д. Особенности представлений молодежи о жизненном успехе в современной России. Екатеринбург, 2004.

2. Гарник А.В. Взаимосвязь общественного мнения и социального опыта масс (методологический анализ). Л., 1988.

3. Жилавская И.В. Оптимизация взаимодействия СМИ и молодежной аудитории на основе медиаобразовательных стратегий и технологий. М., 2008.

4. Лебедева М. М. Политическое урегулирование конфликтов: подходы, решения, технологии. М. М. Лебедева. М., Аспект Пресс, 2009.

5. Малкин Е. Основы избирательных технологий. Изд. 2. Е. Малкин, Е. Сучков. М., SPSL. Русская панорама, 2010.

.   Морозова Е. Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. Е.Г. Морозова. М., РОСПЭН, 1998.

7. Падерин В.К. Общественное мнение в политической системе советского общества. М., 1988.

8. Связи с общественностью в политике и государственном управлении. Под общ. ред. В. С. Комаровского. М., РАГС, 2001.

9. Специалист с высшим педагогическим образованием: качество подготовки и социальные ориентиры / Сост.: Р.М. Антропова, Л.Г. Борисова, А.Н. Валов, С.Ф. Некрасов и др. Новосибирск, 2002.

10. Федеральный закон №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», принятый 9 февраля 2009 г., предусматривает расширение открытости и доступности информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. См.: Российская газета, 2009,13 февраля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: