К настоящему времени сформировались и выделились отдельные модели государственной политики занятости со своими национальными или региональными особенностями.
Американская модель - создание рабочих мест с низкой производительностью и низкой оплатой. В итоге - формальное сокращение безработицы и появление обширного слоя "новых бедных".
Скандинавская (шведская) модель - обеспечение всеобщей занятости с помощью создания рабочих мест в государственном секторе. Предлагаются средние, удовлетворительные условия труда и оплаты.
Европейская модель - сокращение числа занятых при повышении производительности труда и росте доходов работающего населения. Одновременно действует дорогостоящая система пособий для возрастающей численности безработных.
Японская модель - характеризуется наличием системы пожизненного найма и зависимостью уровня зарплаты от стажа работы, возраста, состава семьи. Трудовые ресурсы Японии отличаются высокой мобильностью, гибкостью и многоукладностью.
Таким образом, модель представляет собой некую теоретическую абстрактную конструкцию, а сущностную реальность, учитывающую социально-экономические и демографические особенности страны, ее регионов. Ее основной целевой установкой необходимо определить неуклонное повышение качества рабочей силы на рынке труда как наиболее эффективного средства социальной защиты людей от безработицы, в основе которого лежит стратегия самореализации работника. Она должна быть основана на двух принципах: "Работа вместо безработицы" и "Финансирование труда, а не пособий по безработице”.
Таким образом, речь идет об активной политике занятости и ее приоритетных направлениях. Их несколько:
- совершенствование всех звеньев системы профессионального образования (профессиональные училища, техникумы, вузы, учебные центры дополнительного образования) и их ориентация на потребности работодателей и изменение спроса и предложений на рынке труда;
- организация на всех уровнях управления постоянного мониторинга рынка труда с целью корректировки объемов и профилей подготовки специалистов и рабочих. Данные мониторинга должны стать базой для разработки реального прогноза потребности в подготовке квалифицированных кадров и специалистов как на долгосрочный, так и на краткосрочный периоды;
- определение на законодательном уровне объемов выделяемых работодателями средств на подготовку и повышение квалификации кадров, в том числе на упреждающую переподготовку высвобождаемых работников (по примеру Франции, где на эти цели каждое предприятие обязано выделять не менее 1,5 процента от фонда оплаты труда);
- сохранение эффективно работающих и открытие новых рабочих мест, поддержка, стимулирование предпринимательской деятельности населения посредством упрощенного учета и освобождения от части налогов в первые 2-3 года после открытия собственного дела;
- трудоустройство незащищенных слоев населения (молодежь, инвалиды, женщины с детьми, мигранты, лица, уволенные из Вооруженных Сил, и др.) на основе целевых программ.
Глава 3. Политика занятости в современной России