Проблемы совершенствования политико-географического устройства Украины

 

В современный период четко выделяются две основные проблемы: усовершенствование существующего устройства и федерализация.

Проблема федерального устройства Украины характеризуется двумя аспектами — внешним и внутренним.

Внешняя сторона федерализма — это вопрос, быть Украине самостоятельным государством или федеральной частью другой страны. В прошлом склонялись к тому, что Украина должна быть федеральной частью соседнего государства — Польши, России, Литвы или Турции или выступать равноправным членом федерации, как правило, восточнословянских народов. Поклонниками такой "внешней федерации" были одно время члены Кирило-Мефодиевского братства, выдающиеся украинские ученые, общественные деятели, ученые — Михаил Драгоманов, Степан Подолинский, Михаил Павлик, Михаил Грушевский. Но уже с конца XIX — начала XX ст. начала проявляться ограниченность этой идеи. Позже, и особенно в наше время, она стала реакционной. Так, в 20-30-х годах прошлого века в Польше была разработана "доктрина "Труйпанства" — федерации трех государств — Польши, Литвы и Украины. Да и до сих пор еще, особенно в связи с распадом СССР, в специальной литературе и в средствах массовой информации много говорят о государственном и экономическом союзе восточных славян. Например, О. Солженицин в труде "Как нам обустроить Россию".

Внутренний аспект федерализации неприемлемый во многих отношениях. Во-первых, в Украине нет традиций федерального устройства. Во-вторых, федеральное (автономно-федеральное) устройство Украины стало бы средством закрепления, сформированных в прошлом региональных отличий в сфере языка, культуры, етно-национальных отношений. В-третьих, такое устройство породило бы вместо целостного государства систему отчужденных регионов, что неприемлемо именно сейчас, когда идет речь об укреплении соборного Украинского государства. В-четвертых, федеральное устройство может стать основой нового раздела ослабленной таким образом Украины между соседними государствами и воссоединения ее частей, особенно восточных, с Россией.

Очень часто к коренным нациям зачисляют т. зв. русинов Закарпатья, новороссов Юга Украины, представителей "крымской нации". Все эти примеры явно неудачные, ибо в действительности таких наций не существует. В другом случае, если идти этим путем, список псевдонаций можно продолжить: галичане, Волыньчане, гуцулы, бойки, буковинцы, слободжани и т.д.

Что же касается аналогий с США и ФРГ, то создать федеральную структуру Украины, подобную к устройству этих стран, невозможно. Американская нация — это сплав представителей разных наций — эмигрантов из Европы, Африки и Латинской Америки. Она, в отличие от украинской, является не этнической, а политической нацией. Украина является государством украинской нации.

 Главная проблема заключается в другом: насколько территориально-политическое устройство отвечает интересам украинской нации и этнических меньшинств, которые здесь проживают, реализации прав и свобод человека. Поэтому отдельным территориальным частям Украины необходимо предоставить столько прав в их самоуправлении, чтобы они могли обеспечить вышеназванные интересы и потребности. Другими словами, необходимо перераспределить права и обязанности между "центром" и "местами" в интересах последних. Уже говорилось, что каждая из 24 областей Украины имеет в среднем площадь свыше 20 тыс. км2. Тогда как две трети европейских стран имеют административные единицы (воеводства, кантоны, графства, департаменты) площадью от 2 до 6 тыс. км2 и населением от 0,2 до 0,7 млн. чел. Сегодня в наименьшей среди областей Украины — Черновицкой — проживает 0,9 млн. чел. Следовательно, в подавляющем большинстве европейские страны имеют общую площадь меньше, чем Украина. Близкие по площади к нашей стране лишь Швеция, Финляндия, Испания, Германия, Франция и Румыния. Три последние, особенно Франция и Германия, близки и по количеству населения. Поскольку Германия федеральная страна, то моделью для Украины остается Франция, которая поделена на 96 административных единиц — департаментов.

Во Франции осуществляется государственная регуляция социально-экономическим развитием территории, которое охватывает несколько смежных департаментов. Но эта регуляция является не прямой, а рекомендательной.

Совершенствуя территориально-административное деление (ТАД), Украина должна исходить из таких положений:

1. ТАД должно быть не многостепенным. В современных условиях оно имеет три или четыре степени: область—район—село (город), или область—район—город—район города. Это чрезвычайно забюрократизированная, а значит, малоэффективная система, которая лишает более низкие уровни ТАД возможностей эффективно работать. Оптимальным вариантом ТАД может быть двухступенчатый. При этом произойдет размельчение областей. В каждой из них образуется 2-6 округов (название может быть и другое). Это, однако, не означает, что новые единицы ТАД полностью будут совпадать в границе современных областей.

2. ТАД Украины должно стимулировать эффективный труд всех структурных звеньев государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), производственной и социальной сферы, обеспечение населения всеми необходимыми материальными и духовными благами, гарантировать права и свободы человека, возможности местного самоуправления в селах, поселках и городах.

3. Создавать слишком большие единицы ТАД, которые объединяли бы несколько современных областей, невыгодно. Но правильно выделенные социально-экономические районы, которые включают территорию нескольких соседних областей, могут лечь в основу региональной социальной, экономической, этнической, культурной и т.д. политики государства. В таких больших районах (социально-экономических, а не административных) может осуществляться саморегулируемое и взаимокоординированное развитие административных округов, формирования региональных межотраслевых систем и ассоциаций, способных решать коренные проблемы в сфере энергетики, продовольствия, производственной и социальной инфраструктуры.



Заключение

 

Современный мир — чрезвычайно сложная, противоречивая, но целостная система стран и народов, которая образует земную цивилизацию конца XX ст. В этой системе функционирует молодое государство Украина. Украинский народ вошел в мировую систему не сегодня, а по крайней мере тысячу лет тому назад, когда существовало первое его государство — Киевская Русь, сделал большой взнос в мировую цивилизацию, обогатил ее своей самобытной культурой, миропониманием, научными открытиями.

Но как раз на изломе XX и XXI веков именно перед украинским народом как никогда остро встала проблема выживания. Она связана с двумя большими группами условий и факторов — локально-региональными и глобальными.

Локально-региональные условия и факторы, которые поставили украинскую нацию на грань выживания, связанны с геополитическим положением Украины. В последние несколько веков это способствовало наращиванию российско-имперского экспансионизма и постепенному поглощению Украины российской, в т.ч. и российско-большевистской, империей. Следствием этого стала почти полная изоляция украинцев от европейского духовного и информационного пространства и частичное приобретение ими черт, характерных для традиционных азиатских деспотий: покорного и пассивного восприятия своей судьбы, которая программировалась в метрополии; восхваление своего рабского положения; агрессивное отношение к собственным духовным корням, что наиболее ярко проявлялось в массовом истреблении достопримечательностей истории и культуры (на Правобережье и Левобережье вследствие этого почти полностью исчезли достопримечательности украинского (казацкого) барокко); появление в психологии комплекса неполноценности, стыда за свое украинское происхождение и тому подобное.

На развесистых пространствах восточноевропейской Лесостепи и Степи украинская нация формировалось как древняя земледельческая. Невзирая на чрезвычайно сложную историю и вопреки ей, украинская нация выстояла, развилась и сохранилась благодаря своей духовной и материальной хлебопашеской культуре. Лишний раз подтвердился закон: кто владеет хлебом, тот владеет миром. Именно поэтому борьба за украинский хлеб была, с одной стороны, борьбой прежде всего украинцев за свое выживание, за свою землю, свою удельную культуру, а с другой, — жестокой борьбой против украинского народа, его культуры, за господство над украинской землей разного рода захожих. В этом историческом аспекте украинцы довели, что они являются государственным народом, государственной нацией.

По существу, украинская государственность никогда не перерывалась: она находилась в явной (Киевская Русь, Казацкое государство, Украинские государства 1917—1920 гг., самостоятельная Украина с 1991 г.) и скрытой форме (Литовско-русское государство, Гетьманщина, УССР) и тому подобное. Даже тогда, когда не существовало легитимных (узаконенных) украинских государств, страны-завоеватели не могли искоренить украинского государственнического духа и деятельности, которые время от времени взрывались в форме освободительных движений и войн.

Историко-географическая последовательность, своеобразная кочевка украинских государств и их возрождение на этнической территории Украины с духовно-политическим ядром — Киевом свидетельствуют лишь об одном: вопрос о современном существовании или несуществовании украинской нации и, конечно, ее государства являются надуманными.

Украинцы сделали чрезвычайно большой взнос в культуру и хозяйство наций-соседей, особенно российской и польской, начиная от летописца Нестора (автора "Повести временных лет"), религиозных и государственных деятелей империи (Феофан Прокопович, Петр Ратский), и заканчивая конструктором космических кораблей Сергеем Королевым. Россия черпала из Украины интеллектуальный потенциал для своего развития и самоутверждения. Интересно, что многие украинцы, "большие зодчие России", думали, что, крепя своим трудом империю, они прославляют Украину.

Огромной в несколько тысяч километров полосой от Слобожанщины и Доншини протянулась через всю Российскую империю вплоть до ее дальневосточных рубежей украинская земледельческая колония. Украинцы осваивали новые территории не путем военной экспансии, а мирной, прежде всего хлебопашеской, трудом. Земледельческая в своей основе материальная и духовная культура украинцев была чрезвычайно благоприятной базой внедрения христианства с его общечеловеческими морально-этическими ценностями добра, справедливости и любви. Украина стала ячейкой распространения христианства на востоке Европы, а Киев — настоящим "третьим Римом". Христианство органически вошло в душу и сознание народа как своя родная, национальная вера и обряд.

Чтобы выжить в сложных условиях государственного, экономического и духовного давления со стороны многих завоевателей, украинский народ испытал разные союзы — военные, политические, экономические и религиозные, чаще всего со своими непосредственными соседями. История подтверждает, что, во-первых, эти союзы никогда не были долговременными и они по большей части заканчивались подчинением Украины и потерей ею статуса равноправного партнера, во-вторых, лишь ориентация на собственные силы давала Украине возможность выстоять и не потерять своей идентичности. Последнее должно стать геополитическим императивом последующего цивилизационного развития Украины в европейском и мировом содружестве стран и народов.

Украина вступила в ряд межгосударственных экономических объединений, стала членом, в т.ч. ассоциируемых, международных структур. В частности, это касается ее участия в Сотрудничестве независимых государств, в котором доминирует Россия. Последняя навязывает в СНГ свою волю и защищает свои великодержавные интересы на всем пространстве прежнего Союза ССР. Она понимает, что главной антиимперской силой в СНГ является Украина. Поэтому делает все, чтоб привязать наше еще молодое государство к имперской колеснице, используя слабость украинской экономики и пятую колонну в лице обанкротившихся малороссов, украинской "великодержавників" и коммунистической номенклатуре, которая осталась при власти. Средством имперского давления на Украину стали дефицитны энергетические ресурсы, Черноморский военно-морской флот, Крым с Севастополем и тому подобное.

Но причины имперского отношения к Украине намного более глубоки. Оставшись без Украины, наш северный сосед теряет под собой духовную основу, исторические корни, право на владение древнерусским наследством. Разрушение исторического фундамента очень ударяет по псевдонациональному самолюбию не только политиков, но даже демократической интеллигенции. Об этом хорошо сказал российский писатель и публицист (кстати, украинец из Сумщины) Анатолий Стреляний: "Россия теперь единственная и, по-видимому, последняя страна, где в представлениях людей с вузовскими дипломами и учеными степенями уживается сознательное великодержавство с сознательным свободолюбцем".

В этих условиях Украине следует проводить более гибкую внешнюю политику, в первую очередь экономическую, которая должна базироваться прежде всего на принципе плюрализма партнерства. Это означает, что гарантами военной, экологической и экономической безопасности нашего государства должны стать не одна или две страны, например США или Россия, а система международных соглашений со многими государствами и в первую очередь собственный военно-политическо-экономический потенциал. Следовательно, вторым гемолитическим императивом, который обеспечит Украине выживание в современном мире, имеются партнерские отношения со всеми государствами и особенно соседями первого и второго порядков: странами Черноморского бассейна (Украина уже вступила в экономический союз с ними), странами Дунайского бассейна вплоть до Германии, Хорватии и Словении включительно; странами Вишгородского "четырехугольника", к которому входят Венгрия, Чехия, Словакия, Польша. В наше время особенное значение для развития Украины может иметь формирование Черноморско-балтийского сотрудничества государств.

Определенные гарантии самостоятельности Украины предоставляет ее присоединение к европейско-натовскому "Партнерству ради мира". Украина стала пятым его членом и первой среди стран прежней Российской империи.

В будущем большое значение будет иметь интеграция Украины в Европу. В этом направлении особенно важным является подготовка в марте 1994 г., а позже и подписание соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной, Европейским Союзом и его странами-членами. Таким образом, Украина первой среди государств СНГ сделала важный шаг в становлении договорно-правовой основы сотрудничества с ЕС. Подготовленный в столице Бельгии и одновременно столице Европейского Союза — Брюсселе и подписан 14 июня 1994 г. в Люксембурге договор — стал основой равноправного и взаимовыгодного сотрудничества в политической, экономической и гуманитарной сферах.

31 мая 1997 г. Президенты двух государств подписали "Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией", ратифицированный Верховной Радой Украины.

Современные тенденции мирового развития ставят перед Украиной новые проблемы и требуют от нее активного участия в их решении. Глобальные проблемы человечества — это проблемы сохранения мира, экологии, энергии и сырья, продовольствия, равноправных экономических международных отношений, образования и здравоохранения и тому подобное. Все они тесно связаны. Решение любых из них прямо и непосредственно приводит к созданию условий успешной реализации других. Так, разоружение, которое с одной стороны решает проблемы сохранения мира, высвобождает большие средства, которые могут быть использованы для оздоровления природной среды, производства продуктов или развития образования. В конечном итоге позитивное решение международным содружеством глобальных проблем создает условия выживания человечества и сохранения и развития цивилизации.

Как выглядит Украина на фоне некоторых из названных глобальных проблем? Какой ее вклад в их происхождение и решение?

Проблема сохранения мира и предотвращения мировой термоядерной катастрофы. До недавнего времени Украина как составная часть Советского Союза относилась к самой могучей военно-агрессивной системе Варшавского пакта, который был не столько средством сдерживания экспансионистских намерений НАТО, сколько фактором глобальной напряженности. После распада СССР Украина стала четвертой в мире по количеству боеголовок ядерным государством (после России, США и Китая). За ней идут лишь два государства "ядерного клуба" — Великобритания и Франция. На подходе к созданию ядерного оружия Израиль, Ирак, Пакистан, Индия, Северная Корея, ЮАР. Атомный арсенал до недавнего времени находился также на территории Казахстана и Беларуси.

В условиях подписания Украиной вместе с США и Россией Заявления о ликвидации ядерного оружия (130 стратегических ракет SS-19 и 46 ракет SS-24), так и вывоз с территории Украины тактических ядерных средств, — это беспрецедентный случай в истории человечества со времен появления атомной бомбы. Морально-этическая и военно-стратегическая сторона этого шага Украины в приостановлении мировой термоядерной катастрофы и в сохранении мира на всей Земле еще будут оценены международным содружеством. Возможно, Украина совершила это и за счет собственной безопасности, ведь в нынешних условиях политической нестабильности в соседней России, разыгрывание имперскими силами шовинизма крымской и приднестровской геополитических карт эту безопасность гарантировать чрезвычайно тяжело.

Безопасность Украины имеет внутренний и внешний аспекты. Внутренний — это прежде всего крепкая экономика и военно-промышленный комплекс. Экономика Украины в наше время находится в состоянии глубокого кризиса. Пока не будет осуществлено ее радикальное реформирование, выйти из этого кризиса не удастся.

Что же касается ВПК, то существует немало вариантов перевода его в цивилизованное русло развития при сохранении главной его функции — обеспечение надежной обороны Украины.

Во-первых, это конверсия, то есть переход части промышленных предприятий комплекса, где сосредоточена высококвалифицированная рабочая сила, на выпуск средств производства (машины, оборудование) для других отраслей и экспортных потребностей и на изготовление предметов народного потребления (особенно электроники и электротехники). Во-вторых, "завоевание" международного рынка оружия и космической техники. Известно, что предприятия Украины производят самые современные виды ракето-носителей и танков. Однако экспортеры этих не совсем мирных видов продукции, мировые монополисты — США, Россия, Великобритания, Франция и ФРГ — оказывают безумное сопротивление Украине. В-третьих, это реформирование украинских вооруженных сил — армии, военно-морского и военно-воздушного флотов. Известно, что в вооруженных силах Украины находилось около 600 тыс. воинов, 20 тыс. чел. — это национальная гвардия Украины, немного меньшее количество граждан служит в пограничных войсках.

Ядерное разоружение Украины и превращение ее в безъядерное государство будет иметь глобальный эффект в комплексе мероприятий, направленных на общее мировое разоружение под эгидой ООН.

Второй большой глобальной проблемой человечества, к которой имеет прямое отношение Украина, является экологическая, то есть проблема сохранения здоровой природной окружающей среды, нормальных условий существования и развития "живого существа". Эта проблема многостороння. Глобальные и региональные ее аспекты тесно взаимосвязаны. Назовем лишь три ее стороны, чрезвычайно важных для Украины. Это радионуклидное загрязнение территории, перенесение в Украину неочищених воздушных масс Западной и Средней Европы, аридизация Украины.

Известно, что ядерная катастрофа на Чернобыльской АЭС в 1986 г. имела и имеет не локальные и региональные, а, как минимум, общеевропейские, а шире — глобальные последствия. После атомных взрывов в Хиросиме и Нагасаки она окончательно подтвердила, что опасен не только "военный", но не в меньшей мере и "мирный атом", который является принципиально неконтролируемым в результате несовершенства техники и технологии производства атомной энергии. Радионуклидами на сотни и тысячи лет заражена Волынь и Полесье, часть Подолья, водный Днепровский бассейн.

Важной стороной безопасности человечества в наше время являются экологизация производства в Западной и Средней Европе. В результате сжигания на обычных тепловых электростанциях каменного и бурого угля, мазута и природного газа, интенсивного развития химических и металлургических производств без достаточного улавливания вредных выбросов, перенесение их воздушными массами на Восточно-европейскую равнину, Украина очутилась в зоне выпадения т.зв. кислотных дождей. В результате этого изменяются – грунтовые процессы, ухудшается развитие растительного мира, загрязняются воды и воздух.

По мнению многих ученых, ускоренное повышение СО2 может уже в середине XXI ст. привести к т.зв. парниковому эффекту, в результате вырастет на несколько градусов температура атмосферы, что приведет к значительному потеплению на территории нашего государства, затопление морскими водами большой ее черноморско-азовской части и, что главное, к резкому увеличению количества осадков — 1400—1600 и больше миллиметров за год. По существу, в сравнительно короткий период будет смыт весь верхний плодородный слой грунта, заилены речные долины, погибнет значительная часть лесных массивов и лучшей растительности и тому подобное. Но пока это произойдет, Украине угрожает другая экологическая беда, которая имеет явные глобальные формы проявления. Это ее аридизация, или опустошение. В мировом масштабе оно проявляется в форме наступления пустынь на Степь и Лесостепь.

Замедлить и остановить влияние антропогенных факторов на процесс опустошения Украины — важное условие выживания нашего народа и государства в начале XXI ст. Чтобы осуществить это, необходимое сотрудничество.

Важна роль Украины и в решении других глобальных и региональных проблем — продовольственной, энергетической, сырьевой, образовательной и т.д. Наше государство имеет для этого большой интеллектуальный, трудовой и природноресурсный потенциалы.

Отдельный аспект декоммунизации заключается в пересмотре под этим углом зрения социально-економико-географической терминологии и понятийно-категориального аппарата. Здесь важно по-новому взглянуть на так называемое "основное понятие" прежней советской экономической географии — территориальное разделение труда. В то же время следует пересмотреть и саму категорию интересов. В советское время считалось, что общегосударственные интересы являются наивысшими, а местные, локальные находились внизу ранжированных приоритетов. Теперь следует эту пирамиду интересов поставить из вершины на ее основу: определяющим должны быть локальные и региональные интересы (населенного пункта, административного района, области). Общегосударственные интересы следует подчинить регуляции гармоничного развития отдельных частей государства как единственного социально-экономического и духовного организма, то есть созданию условий для национальной, военной, политической, экономической и экологической безопасности страны, укреплению ее международного авторитета.

В наше время нужно окончательно определиться с понятиями Восточная, Западная, Центральная, Северная и Южная Европа. В географической литературе и СМИ существует устаревшее деление Европы на Западную и Восточную. В них к Восточной Европе, как в советский период, относят Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Румынию, страны прежней Югославии. Понятно, что эта группа стран никогда не была Восточной, а скорее, Центральной Европой. Советская пропаганда включала эти государства в т.зв. социалистический блок, чтобы показать его масштабность, по площади, населению, хозяйственным потенциалом соизмеримо с Западной Европой.

Сбываются пророческие слова немецкого философа и писателя Погана Готфрида Гердера, сказанные в 1769 г.: "Украина станет когда-то новой Элладой. Прекрасное подспорье этого края, веселый нрав народа, его музыкальное дарование, плодородная земля когда-то проснутся. Проснется культурная нация и ее границы протянутся к Черному морю, а оттуда — ген ее в далекий мир".




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: