Межбюджетные отношения: сущность, принципы организации, направления совершенствования в условиях реализации комплексной реформы федеративных отношений

Межбюджетные отношения - это финансовые отношения между федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и муниципальными образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Межбюджетные отношения в России основаны на следующих принципах:

распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;

разграничения (закрепления) на постоянной основе доходов по уровням бюджетной системы РФ;

равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;

равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Федерации.

 

Бюджетная классификация РФ, ее содержание

Бюджетная классификация представляет собой группировку бюджетных расходов и расходов по однородным признакам, расположенным и зашифрованным в установленном порядке.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

классификацию доходов бюджетов;

классификацию расходов бюджетов;

классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

классификацию видов государственного внешнего и внутреннего долга;

классификацию внешних активов Российской Федерации.

Значение бюджетной классификации в бюджетной системе государства заключается в том, что с ее помощью становится возможным наблюдение за движением бюджетных ресурсов. Существование бюджетной классификации предполагает присвоение каждому учреждению и организации определенного кода.

Внебюджетные фонды, их роль и значение. Классификация внебюджетных фондов

 

Внебюджетные фонды - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов власти и имеющих целевое назначение (пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь).

С помощью внебюджетных фондов государство и муниципальное образование решают важнейшие социальные задачи:

социальную защиту населения;

повышение жизненного уровня населения;

сохранение и улучшение здоровья населения;

социальную ориентацию безработного населения.

оказание социальных услуг населению.

Аккумуляция средств во внебюджетных Фондах позволяет накапливать источники финансирования для выплат пенсий, пособий, стипендий и т.п.

Внебюджетные фонды принято делить на экономические и социальные.

) Экономические:

Федеральный дорожный фонд,

Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ,

Фонд финансового регулирования,

Фонд поддержки предпринимательства и др.

) Социальные:

Пенсионный Фонд РФ,

Государственный фонд занятости населения РФ,

Фонд обязательного медицинского страхования,

Фонд социального страхования и др.

 

Понятие бюджетного дефицита (профицита), источники его финансирования

Бюджетный дефицит - состояние бюджета, характеризующееся превышением объема в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета.

Источники финансирования дефицита:

. внутренние:

государственные и муниципальные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ,

кредиты, полученные от кредитных организаций,

кредиты международных финансовых организаций в валюте РФ,

. внешние:

государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте,

кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты,

кредиты от кредитных организаций в иностранной валюте, и др.

Профицит - это превышение доходов над расходами.

Профицит бюджета - экономическое понятие, которое означает, что доходная часть бюджета превышает расходную часть бюджета.

Профицит в отличие от дефицита ведет к положительному сальдо.

 

Понятие консолидированного бюджета, его роль в становлении рыночных отношений

Консолидированный бюджет РФ - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы России. Он включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ.

Значение КБ:

) его показатели используются в ходе разработки соц-эк прогнозов страны и отдельных территорий

) эти показатели используются при установлении нормативов отчислений от налогов и размеров дотаций в нижестоящие бюджеты

) на основании показателей КБ можно судить о степени централизации или децентрализации бюджетной системы

) КБ используется при составлении Экономическо-Математической Модели, позволяющих прогнозировать бюджеты

) эти показатели используются для расчета бюджетной обеспеченности территорий

) по данным КБ можно судить о степени социально-экономического развития территории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: