Заключение договора на проведение аудита и общее изучение деятельности предприятия

 

Аудит -особая, самостоятельная и независимая организационная форма финансового контроля. Аудиторство - неотъемлемая часть инфраструктуры рынка. Во всех странах мира с рыночной экономикой существует институт аудитасо своей правовой и организационной инфраструктурой. В Республике Казахстан первая аудиторская фирма былa организованав 1990 году решением Правительства. Аудиторская деятельность в Казахстане регулируется Законом РК от20 ноября1998 года «Об аудиторской деятельности», определяющим еекак вид предпринимательской деятельности.

Аудиторская деятельность (аудит) в Казахстане представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.

Аудитор (от лат. auditor — слушатель, ученик, последователь) — лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период [2, с.11]. Аудитор отличается от ревизора по своей сущности, по подходу к проверке документации, по взаимоотношениям с клиентом, по выводам, сделанным по результатам проверки, и т.д.

При проведении аудиторской проверки на предприятии аудитор должен руководствоваться следующими законодательно – нормативными актами:

- Законом Республики Казахстан "Об аудиторской деятельности в Республике Казахстан" от 20 ноября 1998 года;

- Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28.02.07;

- Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 31 декабря 2006 года.

- Международными стандартами финансовой отчетности;

- Стандартами аудиторской деятельности №7 от 30.12.99 г.;

- Рабочим планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным Инструкцией по разработке Рабочего плана счетов для организаций, составляющих финансовую отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (приказ МФ РК от 22.12.2005г. №426).

Отношения между аудиторскими организациями и аудируемыми субъектами строятся на основе договора в соответствии с законодательством Республики Казахстан [3].

Договор на проведение аудиторской проверки является основным документом, удостоверяющим факт достижения договоренности между клиентом и аудиторской организацией. Поэтому аудитору необходимо уделить очень серьезное внимание условиям заключения договора.

Аудитору следует обсудить с клиентом характер, объемы и временные условия работы с позиции, как себе это видит клиент. Затем необходимо получить представление о характере аудиторского отчета, что от него ожидает клиент. Не должно оставаться в стороне и то, что собирается предпринимать клиент в отношении необходимых, с точки зрения аудитора, действий. [4, с.85]

Договор между клиентом и аудиторской фирмой должен регулировать следующие нормы:

- своевременность выполнения работ по договору;

- сохранность документации;

- права заказчика во время выполнения работ;

- содействие заказчика;

- конфиденциальность полученной сторонами информации;

- ответственность аудиторской фирмы за ненадлежащее качество;

- приемка заказчиком работы;

- качество работы;

- пределы и условия использования результатов работ;

- права на результаты интеллектуального творчества.

Структура договора может быть различна, однако его форма в целом должна соответствовать типовому договору, рассмотренному в стандартах аудиторской деятельности.

При составлении договора в нем должны быть предусмотрены предмет, сроки и место проведения проверки, размер и порядок оплаты, ответственность сторон. При этом условия договора и содержание поручения не должны противоречить требованиям Закона об аудиторской деятельности [5, с.87].

В договоре должен быть предусмотрен размер дополнительной оплаты аудиторской работы. Бывают случаи, когда в процессе проверки аудитор сталкивается с необходимостью исследовать вопросы, которые не были предусмотрены двусторонним договором между аудиторской организацией и заказчиком. В связи с этим он вправе обратиться к руководству заказчика с просьбой увеличить размер гонорара, но это может вызвать конфликт, чего аудитору (аудиторской организации) следует всячески избегать. Рекомендуется предусмотреть возникновение дополнительной работы в двустороннем договоре [4, с.77].

Договор между аудитором (аудиторской организацией) и клиентом может быть по обоюдному согласию изменен, но при этом они должны договориться о новых условиях соглашения.

Договор между аудитором (аудиторской организацией) и клиентом может быть не только изменен, но и расторгнут. Все зависит от того, кто именно расторгает договор. Если договор заключен годовым собранием акционеров, а расторгает его администрация предприятия, то это незаконно. Во избежание конфликтов в договоре следует предусмотреть, что: условием начала работы является перевод заказчиком исполнителю в качестве гарантии аванса в размере 30-50 % предварительно согласованной суммы договора; в случае отказа заказчика от договора в односторонне порядке он обязуется оплатить фактически проделанную работу исполнителя.

Договор может расторгнуть и аудитор (аудиторская организация) если, во-первых, он не может согласиться на изменение обязательства и ему не представляется возможность выполнить предыдущее обязательство, во-вторых, клиент не соблюдает договорные условия, не выполняет свои обязанности, определенные Законом об аудиторской деятельности. В этих случаях аудитору (аудиторской организации) следует отказаться от проведения проверки и рассмотреть вопрос, согласно договору о расторжении его, изложив при необходимости отказ и другим сторонам клиента, например, Совету директоров или акционерам. Аудитор не имеет права подписывать аудиторское заключение, сертификат или другой документ, требующий подписи официального аудитора, проводящего в соответствии с законодательством аудиторскую проверку. Любой документ, подписанный им, считается недействительным.

Аудитор и клиент должны согласовывать условия обязательства в форме договора и письма-соглашения, которому должно предшествовать официальное предложение клиента.

Письмо-соглашение аудитора своему клиенту согласно международному стандарту аудита «Условия соглашений по аудиту» документально подтверждает его согласие с поставленной задачей и масштабом аудита, степень его ответственности перед клиентом и форму представления отчета. Письмо-соглашение должно быть передано аудируемому субъекту до начала аудиторской проверки во избежание неправильного понимания принимаемых обязательств. Договор может составляться на долгосрочное аудиторское обслуживание сроком на один-три года и разовое выполнение каких-то работ, в частности аудиторской проверки.

Форма и содержание писем-соглашений могут быть различными в зависимости от запросов клиентов, но они всегда должны включать ссылку на следующее: цель аудита финансовых отчетов; ответственность руководства за достоверность представляемых данных; объем аудита, включая ссылку на действующее законодательство Республики Казахстан, положения или инструкции Палаты аудиторов Республики Казахстан, которых придерживается аудитор; вид заключения, отчета или иного рода обобщений результатов аудиторской деятельности; указание на то, что в связи с тестовым характером аудита, риска не выявления существенных неточностей или ошибок в учете, присущими любому бухгалтерскому учету и системе внутреннего контроля, существует неизбежный риск того, что некоторые неточности могут остаться необнаруженными; обеспечение свободного доступа ко всем записям, документации и любой другой информации, запрашиваемой в связи с аудитом.

Работа аудитора с клиентами начинается задолго до выполнения собственно аудита. Если договор на аудиторское обслуживание заключается в начале отчетного периода, то этап аудита приходится на его окончание и начало следующего периода.

За время, предшествующее этому этапу, аудитор начинает формировать свое мнение о предприятии, изучает такие сферы деловой активности, как:

- маркетинг;

- материально-техническое обеспечение;

- исследовательская деятельность;

- производство;

- реализация продукции [6, с.84]

Аудитору также необходимо иметь достоверную информацию о рыночных ценах на продукцию, производимую фирмой.

Это вызвано тем, что оценка правильности сделок проводится по состоянию уровня цен того периода, в котором они были заключены, что связано с особенностями учета в условиях рынка.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: