СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО МОРСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА ГОРОДА МУРМАНСКА
ВВЕДЕНИЕ
Программа учебно-воспитательной деятельности воскресной школы для детей при храме Спаса на Водах Спасо-Преображенского морского кафедрального собора города Мурманска разработана в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, нормативными документами Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, «Положением о деятельности воскресных школ для детей РПЦ на территории РФ», «Стандартом учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) РПЦ на территории РФ».
Программа разработана с учётом типа образовательного учреждения, определяемого нормативным документом Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ «Краткое руководство для определения типа воскресной школы», а также с учётом образовательных потребностей участников учебного процесса.
Программа является нормативным документом, который регламентирует особенности организационно-педагогических условий и содержание деятельности воскресной школы по реализации «Стандарта».
|
|
Программа содержит следующие разделы:
1) пояснительная записка;
2) программа духовно-нравственного воспитания детей;
3) учебный план воскресной школы;
4) воспитательные мероприятия воскресной школы;
5) заключение.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Православная воскресная школа – это педагогическая система дополнительного религиозного образования, в рамках которой осуществляется обучение религии с целью формирования у учащихся православного мировоззрения.
Современная воскресная школа как система дополнительного религиозного образования – это явление, обусловленное секуляризацией общества вообще и системы образования в частности: пока в 1917 году школа в России не была отделена от Церкви, обучение религии было встроено в учебный процесс общеобразовательной школы, а дореволюционные воскресные школы представляли собой одну из форм общего образования.
Следует отметить, что воскресная школа ориентирована в первую очередь на прихожан и в то же время не замыкается на них, но открыта для всех, кто интересуется основами православной веры. Более того, преподаватель должен строить свою беседу с детьми таким образом, чтоб и нерелигиозные родители, порой присутствующие на занятиях, получали пищу для размышлений и тоже мало-помалу просвещались и воцерковлялись.
Все дисциплины, изучаемые в воскресной школе, должны ориентироваться на Священное Писание как на ядро, в поле которого они вращаются подобно спутникам: межпредметные связи должны выстраиваться относительно этого курса как системообразующего.
|
|
1. ЦЕЛИ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ:
а) дать начальную форму духовно-нравственного воспитания;
б) дать православно-религиозное образование;
в) приобщить воспитанников к православной вере, литургической жизни Церкви.
2. ЗАДАЧИ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ:
а) религиозно-нравственное обучение и воспитание: формирование православных представлений о Боге, мире, человеке и о самом себе;
б) всестороннее развитие личности и мотивации к познанию и творчеству;
в) развитие потребности к участию в литургической, социальной, миссионерской жизни прихода;
г) адаптация к жизни в современном обществе в соответствии с нормами христианской нравственности.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ:
а) проведение занятий по вероучительным предметам и предметам духовно-нравственной направленности;
б) организация и проведение культурно-просветительских мероприятий и уроков творчества, паломнических поездок, конкурсов, праздников;
в) участие детей в социальных акциях милосердия, в литургической и социальной жизни прихода;
г) участие в городских и епархиальных конкурсах, праздниках, организованных Министерством образования и Министерством культуры.
4. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКИ, заложенные в программу воскресной школы:
Христоцентричность. Личность Господа нашего Иисуса Христа — в центре православной педагогики, а человек входит в состав вселенской иерархии.
Соборность. Воцерковление, вхождение в литургическую жизнь. Важно не только приобщение к благодатным силам Церкви, но и наше единство в Церкви.
Патриотизм. Это прежде всего осознание русской земли как своей родной, осознание себя ответственным за эту землю, за её благосостояние.
5. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ:
а) дифференцированный подход к учебному процессу (разделение учащихся на группы по возрастным признакам с учётом особенностей восприятия, памяти, мышления);
б) индивидуальный подход;
в) деятельностный подход (знания учащиеся добывают самостоятельно в процессе исследовательской деятельности).
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Духовно-нравственная воспитательная работа в воскресной школе направлена на то, чтобы сплотить детей, родителей и педагогов в большую семью вокруг храма, церковной общины.
Духовно-нравственная воспитательная работа ведется в следующих направлениях:
а) духовное направление – это то, ради чего существует воскресная школа. Это когда ученик воскресной школы регулярно видит своих одноклассников на богослужении и участвует в церковных таинствах;
б) важным звеном своей деятельности мы считаем преподавание духовных дисциплин, поэтому такое направление как познавательное тесно связано с образованием (интеллектуальные игры, викторины);
в) важнейшее направление - это работа с семьёй, родителями. Мы стараемся создать среду, содействующую выработке такой программы семейной жизни, которая приводит к спасению всю семью.
Также мы ежегодно осуществляем паломнические поездки, куда приглашаем не только учеников школы, но и членов их семей, а также крёстных родителей. Таким образом, семейный подход прослеживается и здесь;
г) культурное направление традиционно связано с проведением и организацией праздничных мероприятий, концертов, конкурсов чтецов и т.д.;
д) патриотическое направление всегда занимало значительное место в воспитательной программе воскресной школы. Нами отмечаются знаменательные даты нашей страны, Церкви;
е) творческое направление в работе с детьми помогает раскрыть их индивидуальность, объединяет детей и родителей в реализации творческих проектов.
|
|
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ
Учебный план начальной и основной ступени образования разработан на основе учебно-методического комплекта «Вертоград» (составитель Захарова Л.А.), рассчитанного на 7 лет обучения, с учётом возрастных особенностей детей нашей школы.
УМК «Вертоград» - победитель Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в 2011 г. Построение учебного процесса на основе УМК «Вертоград» помогает соблюдать преемственность в обучении, что позволяет принимать детей в школу по возрастным группам на любом этапе образовательного процесса.
При планировании уроков также используется учебно-методическое пособие протоиерея В. Дорофеева и О. Л. Янушкявичене «Основы православной культуры».