Результатом осуществления государственной политики поддержки малого предпринимательства и исполнения четырех федеральных и, практически, трех-четырех поколений региональных программ явилось создание и развитие системы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (как при государственном участии, так и без него). Система государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства -это совокупность государственных структур, обеспечивающих реализацию государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства (бизнеса), утверждаемой в виде программ государственной поддержки малого предпринимательства.
Меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях осуществляются в соответствии со статье 7 Федерального закона №88-ФЗ от 14.06.1995г. "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ".
Инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса Республики Татарстан представляет собой три институционных блока: первый - это Центр поддержки предпринимательства Республики Татарстан, центральное звено инфраструктуры; второй блок - общественный Совет по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан, создан для построения эффективных механизмов по взаимодействию органов государственной власти с представителями предпринимательства; третий блок - это специализированные организации инфраструктуры, основные направления деятельности которых: кредитно - финансовая поддержка, улучшение условий ведения бизнеса, расширение деловых связей, информационно-консалтинговое обеспечение.
|
|
Рассмотрим подробнее функции каждой структуры:
Структура первого блока представлена:
- Центр поддержки предпринимательства администрации Республики Татарстан отвечает за разработку и реализацию политики администрации Республики Татарстан в сфере поддержки предпринимательства и развития конкуренции.
- Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства занимается организацией взаимодействия органов власти с предпринимательской средой, а именно: подготовкой муниципальных программ поддержки предпринимательства; совместным участием в реализации предпринимательских проектов; привлечением региональных представительств, общественных движений предпринимателей к устранению препятствий для развития предпринимательства совместно с органами власти.
- Татарстанское отделение Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства занимается построением эффективных механизмов по взаимодействию органов государственной власти с представителями предпринимательства.
|
|
Структура второго блока представлена:
- Общественным Советом по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан, который создан для построения эффективных механизмов по взаимодействию органов власти с представителями предпринимательства.
Третий блок в инфраструктуре представлен следующими организациями:
- Республиканский фонд поддержки малого предпринимательства занимается финансово-кредитной поддержкой предпринимательских проектов и программ;
- Некоммерческое партнерство "Республико Татарстанское саморегулируемая организация специалистов по управлению и экономике", обеспечивающая предпринимательство услугами в области консалтинга, а также реформирования и реконструкции кризисных предприятий;
- Торгово-промышленная палата Республики Татарстан представляет интересы предприятий и предпринимателей по вопросам, связанным с осуществлением хозяйственной деятельности, в том числе и за границей; содействует развитию всех видов предпринимательской деятельности, организацией взаимодействия между субъектами предпринимательской деятельности, их взаимодействие с государством в лице его органов, а также с социальными партнерами; содействует развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности, участвует в разработке и реализации государственных и межгосударственных программ в этой области; оказывает информационные услуги; принимает меры, в рамках предоставленных прав, к недопущению и пресечению недобросовестной конкуренции и неделового партнерства; содействует урегулированию споров, возникающих между предприятиями и предпринимателями;
- Межрегиональный маркетинговый центр "Казань - Москва" занимается продвижением производимых предпринимателями товаров и услуг, услуги по расширению межрегиональных маркетинговых связей;
- Казанскийинновационно-технологический центр выполняет задачи по развитию предпринимательства в наукоемкой и инновационной сфере.
Однако действующая структура государственной поддержки малого предпринимательства, в том числе созданная при засти и государства, имеет ряд серьезных недостатков:
- нескоординированность действий ее отдельных составляющих на всех уровнях;
- неравномерность распределения объектов инфраструктуры поддержки;
- недостаточный по количеству и качеству объем комплексных услуг (отсутствие сертификации);
- не налажена система профессиональной переподготовки служащих, обслуживающих систему государственной инфраструктуры;
- отсутствие единой системы подготовки кадров для малого предпринимательства.
Для устранения имеющихся существенных недостатков в структуре управления государственной поддержки малого предпринимательства необходимо создать более эффективную государственную инфраструктуру.
Необходимость создания государственной инфраструктуры, гарантирующей выполнение большинства этих условий.
Информационная поддержка малого предпринимательства состоит:
- в информационно-аналитическом обеспечении системы принятия решений органов государственной власти в сфере малого предпринимательства;
- в информационном обеспечении субъектов малого предпринимательства.
Направления информационно - аналитического обеспечения Республики Татарстан осуществляется в соответствии с действующими областными нормативно-правовыми актами. Информационное обеспечение малого и среднего предпринимательства формируется с учетом потребностей представителей инфраструктуры поддержки малого бизнеса на основании предпринимательских обращений. Разработанные банки данных передаются структурам поддержки предпринимательства, которые, в свою очередь, в процессе работы с ними актуализируют информационные массивы.
|
|
Сформированная в центре поддержки предпринимательства система электронных баз и печатных справочников, позволяет осуществлять информационно-консультационное обслуживание предпринимательских структур по направлениям обеспечения правовых, экономических и организационных условий их деятельности и дальнейшего развития.
В направлении обеспечения доступа широкому кругу предпринимателей к информации о мерах государственной поддержки, о результатах совместной деятельности органов власти и бизнеса.
Центр поддержки предпринимательства:
- разработан и развивается сайт в интернете, который на. сегодняшний момент содержит информацию о действующей системе поддержки предпринимательства в Республике Татарстан, ее приоритетах и основных направлениях;
- подготовлены материалы для опубликования и проведены встречи с представителями СМИ (освещены в СМИ: областные мероприятия - около 10, проблемные вопросы развития предпринимательской среды - более 5, единый информационный день по актуальным вопросам предпринимательства);
- подготовлен информационно-методический бюллетень "Малое предпринимательство Республики Татарстан ";
- ежеквартально издается информационно-рекламный вестник "Бизнес для бизнеса".
В перспективе представляется целесообразным сосредоточить усилия на специализированных информационных изданиях, сформированных на основе данных единого государственного реестра юридических лиц, на обеспечение открытости нормативно-правовой документации, регламентирующей порядок, условия, полномочия контролирующих органов.
В концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в РФ отмечен ряд фактов, являющихся препятствиями для осуществления политического курса на развитие малого и среднего предпринимательства:
|
|
- избыточные административные барьеры и коррупция в системе государственных, в т.ч. контролирующих органов;
- негативное восприятие предпринимателей отдельными представителями властных структур как лиц, благосостояние которых достигается благодаряуклонению от установленных законом норм и правил ведения бизнеса;
- недоверие граждан к государственной политике в сфере предпринимательства, выражающаяся, в частности, в таких формах, как "консервация" личных сбережений, теневая предпринимательская деятельность;
- недостаточный уровень предпринимательской культуры и активности, низкая эффективность консолидации усилий предпринимателей по защите собственных прав и интересов.
Поддержка развития частного предпринимательства, стимулирование хозяйственной инициативы граждан, развитие рыночной конкуренции пока еще не стали основой государственной экономической политики, ориентиром для деятельности всех органов власти как в центре, так и на местах. В системе целевых установок государственного регулирования экономики поддержка малого предпринимательства вступает в противоречие с задачами достижения необходимых значений макропоказателей, фискальными механизмами наполнения бюджета.
С одной стороны, государство осуществляет финансовую поддержку малых предприятий из бюджетных средств, хотя и крайне недостаточную, с другой, продолжает сохранять жесткую систему налогообложения в целом, что сокращает собственные ресурсы развития тех же предприятий.