Правовое регулирование отношений по использованию фонограмм с записями исполнений музыкальных произведений

 

Значительное число предприятий сферы торговли и услуг, от самых крупных до совсем небольших, для привлечения клиентов и создания благоприятной атмосферы проигрывают в зале обслуживания различные звуковые записи (фонограммы). Это могут быть записи конкретных исполнителей, звуки для релаксации (шум воды, леса), передачи музыкальных радиостанций. Но часто ли предприниматели задумываются, насколько правомерно использование музыки и не нарушают ли они при этом права исполнителей и изготовителей фонограмм? Анализ законодательства в сфере интеллектуальной собственности свидетельствует о том, что бездоговорное и бесплатное использование фонограмм предпринимателями приводит к нарушению прав указанных лиц. К сожалению, не многие знают, что за звучание музыки в своем кафе или магазине предприниматель должен заплатить.

Рассмотрим более подробно, какие нормы действующего законодательства являются основанием для того, чтобы предприниматель «платил за музыку», каков размер таких выплат и что ждет того, кто все же решит не платить.

Как было сказано выше, до 1 января 2008 г. нормы, обязывающие производить выплаты за фонограммы, устанавливал Закон об авторских правах. После введения в действие части четвертой ГК РФ, включившей весь массив законодательства в сфере интеллектуальной собственности, следует руководствоваться положениями гл. 71 «Права, смежные с авторскими» части четвертой ГК РФ, где праву на фонограммы посвящен отдельный параграф.

Постановлениями Правительства РФ от 29.12.2007 № 988 и № 992 утверждены Положение о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, и Правила сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях.

Использование фонограмм в предпринимательской деятельности и ранее влекло обязанность по выплате вознаграждения за каждое такое использование (ст. 39 Закона об авторских правах). Но поскольку с 1 января 2008 года вступила в силу четвертая часть ГК РФ, посвященная вопросам использования результатов интеллектуальной деятельности, то в соответствии с ней и принимаются подзаконные нормативные акты, подробно регламентирующие новые нормы.

Сбор, распределение и выплата такого вознаграждения, как и ранее, осуществляются организациями, управляющими правами производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе. Но теперь это смогут делать только те управляющие организации, которые имеют государственную аккредитацию (ч. 2 ст. 1326 ГК РФ).

Такую аккредитацию будет проводить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере авторского права и смежных прав (Россвязьохранкультура) отдельно по каждой из шести сфер коллективного управления, названных в ст. 1244 ГК РФ. Одной из них и является осуществление прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях.

Основное отличие аккредитованной организации от иных организаций по управлению правами на коллективной основе состоит в том, что она вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми есть договорные правоотношения, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее договоры не заключены (ч. 3 ст. 1244 ГК РФ).

Новый подход решает проблему для тех организаций и предпринимателей, которые используют фонограммы путем включения различных радиопрограмм в магазине, ресторане и т.п. Поскольку они не знают заранее, чьи именно фонограммы будут звучать, то и не могут выявить все необходимые управляющие организации и заключить с ними соответствующие договоры. Таким образом, раньше они всегда могли быть обвинены в нарушении закона. Теперь же пользователям остается дождаться, когда аккредитация таких организаций будет произведена, и заключить договор с одной из них, не беспокоясь при этом о том, чьим представителем она является (на основе договора), а чьим нет.

Управляющим организациям также будет выгодно получить аккредитацию для обретения большей популярности у подобных пользователей.

Для получения аккредитации организации необходимо будет представить немало документов, в том числе копию бухгалтерского баланса с приложением аудиторского заключения и сведения о договорах с правообладателями, срок действия которых истекает не ранее чем через год после подачи документов заявителем, а также о лицензионных договорах и (или) договорах о выплате вознаграждения, по которым производится сбор и выплата вознаграждения.

Аккредитация первоначально будет предоставляться на 5 лет, далее организации, не имеющие замечаний к своей деятельности со стороны контролирующих органов, смогут получить ее на срок от 5 до 10 лет.

Как же будет производиться сбор и выплата вознаграждений? Вознаграждения должны будут выплачиваться отдельно за сообщение фонограмм в эфир или по кабелю (организациями эфирного или кабельного вещания) и отдельно за публичное исполнение фонограмм (организациями и предпринимателями, осуществляющими или организующими публичное исполнение фонограмм с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения).

Собранное аккредитованной организацией вознаграждение будет распределяться между изготовителем фонограммы и исполнителем поровну (ч. 3 ст. 1326 ГК РФ). Отметим, что ранее допускалось распределение и в иной пропорции при наличии соответствующего соглашения. Сроки выплаты вознаграждения, его размер, а также перечень сведений и документов, необходимых для сбора и распределения вознаграждения, определяются в договоре, заключаемом плательщиком вознаграждений с аккредитованной организацией. При расчете размера вознаграждения должны учитываться следующие моменты:

минимальные ставки авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений и за сообщение произведений в эфир, а также за сообщение произведений по кабелю;

является ли использование фонограмм основным видом деятельности для плательщика или нет;

платность или бесплатность входа для слушателей (посетителей);

размер вознаграждения, который при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичное использование фонограмм, в том числе за рубежом.

На сегодняшний день создано значительное число организаций, управляющих правами на коллективной основе. Согласно п. 3 ст. 1242 ГК РФ основанием для деятельности подобной организации является письменный договор, заключаемый такой организацией с правообладателями о передаче полномочий по управлению правами. С пользователями организация по управлению правами на коллективной основе заключает лицензионные договоры о предоставлении им прав, переданных ей в управление правообладателями, и собирает с пользователей вознаграждение за использование произведений (п. 1 ст. 1243 ГК РФ).

Анализ законодательства показывает, что законодателем сделан важный шаг в области некоторого упорядочивания правового регулирования коллективного управления правами. В частности, теперь прямо указывается, что организации по коллективному управлению:

) должны основываться на членстве (ст. 1242 ГК РФ);

) проходить государственную аккредитацию в случае, если они хотят действовать от имени всех правообладателей;

) обязаны, если они претендуют на получение государственной аккредитации, принимать всех желающих правообладателей в свои члены (ст. 1244 ГК РФ).

В то же время произошло резкое сокращение количества сфер, в которых допускается «расширенное коллективное управление», т.е. возможность сборов для всех авторов и иных правообладателей соответствующей категории. Такая возможность предусмотрена только для специально указанных в ст. 1244 ГК РФ случаев, к числу которых оказались отнесены в основном случаи, связанные с публичным исполнением музыки, использованием музыкальных произведений и фонограмм на радио, некоторые сборы с телевидения.

Состоявшееся ограничение сфер, в которых допускается использование принципов расширенного коллективного управления правами, не только осложняет положение многих категорий пользователей, но одновременно также лишает многие категории правообладателей перспектив получения причитающегося им вознаграждения без внесения дополнительных изменений в положения ГК РФ.

По-прежнему в сфере коллективного управления заметным остался перевес «музыкальных» прав по сравнению с правами авторов и издателей литературных, художественных, фотографических и иных видов произведений. Так, компенсационное вознаграждение за так называемое домашнее копирование (ст. 1245 ГК РФ) предполагается собирать только за использование фонограмм и аудиовизуальных произведений, несмотря на то что в настоящее время все большему копированию подвергаются выраженные в цифровой электронной форме аудиокниги, учебные материалы и другие объекты, содержащие литературные, научные, художественные, фотографические и иные «немузыкальные» произведения.

Согласно п. 3 ст. 1263 ГК РФ при публичном исполнении или сообщении в эфир аудиовизуального произведения, т.е. при его демонстрации в кинотеатрах или показе по телевидению, авторы музыкальных произведений обладают особым правом на получение дополнительного вознаграждения, которое будет собираться для них с кинотеатров и телекомпаний; остальные авторы такого права не имеют, а в результате изменения соответствующей формулировки такого права оказались лишены даже авторы текстов музыкальных произведений, поскольку все собираемое на основании указанной статьи вознаграждение будет распределяться только между композиторами.

Многие организации по управлению правами дублируют друг друга и устанавливают разные ставки, в том числе за использование фонограмм. Так, основными организациями в сфере коллективного управления смежными правами исполнителей и изготовителей фонограмм являются: Российское общество по управлению правами исполнителей (РОУПИ), Российское фонографическое агентство (РФА), Российский союз правообладателей (РСП), созданный недавно при поддержке РАО. Стоит отметить, что указанные организации находятся не в самых дружеских отношениях, поскольку конкурируют в борьбе за тех, кто заключит с ними договоры по выплате вознаграждения за использование фонограмм.

Главное отличие аккредитованной организации будет состоять в том, что кроме управления правами тех правообладателей, с которыми у организации заключены соответствующие договоры, она вправе управлять правами и собирать вознаграждение и для тех правообладателей, с которыми такие договоры отсутствуют. То есть она «по умолчанию» представляет интересы всех исполнителей и изготовителей фонограмм. На практике данное обстоятельство призвано значительно облегчить жизнь предпринимателя, использующего фонограммы, поскольку не важно, заключен у такой организации договор с конкретным исполнителем и изготовителем фонограмм или нет. Однако на сегодняшний день ни одна организация пока не получила государственную аккредитацию.

К плательщикам за использование фонограмм относятся клубы, Дворцы культуры, площади, улицы, театры, концертные площадки, клубы, дискотеки, парки, стадионы, кинотеатры, казино, бары, кафе, рестораны, магазины, парикмахерские и даже маршрутные такси. Данный перечень является открытым.

Так, в Положении Российского авторского общества (РАО) о ставках авторского вознаграждения за публичное исполнение музыкальных произведений (с текстом или без текста), отрывков музыкально-драматических и иных произведений (утв. Постановлением Авторского совета РАО от 12 декабря 2008 г. № 3) все плательщики поделены на 13 групп, для каждой из которых предусмотрен свой размер выплат.

Согласно документу плательщиками вознаграждения за использование фонограмм являются:

) в клубах, Дворцах и Домах культуры, Домах офицеров и на иных площадках при проведении концертов, театрализованных, эстрадных, новогодних елочных представлений, балов, шоу, программ варьете, цирковых и прочих представлений, показов мод, презентаций, предвыборных кампаний, фестивалей и конкурсов;

) на улицах, площадях, открытых площадках (в том числе при проведении дня города, парадов, праздничных шествий, карнавалов и иных мероприятий, связанных с празднованиями или памятными датами, а также общественно-политических мероприятий и рекламных акций), в парках и садах культуры и отдыха (в том числе на аттракционах), на пляжах;

) в ресторанах, кафе, барах и других предприятиях общественного питания;

) в музыкальных клубах, ночных клубах, культурно-развлекательных центрах и казино, на дискотеках и танцевальных площадках;

) в залах игры в боулинг, керлинг, на бильярде, в залах игровых автоматов, компьютерных клубах, интернет-кафе;

) на территории музеев, а также в выставочных комплексах, выставочных залах, павильонах и на стендах при проведении выставок;

) в предприятиях торговли, на торговых территориях и торговых точках;

) в предприятиях сферы услуг, Дворцах бракосочетания и отделах ЗАГС, в иных предприятиях и организациях;

) в организациях и учреждениях социальной сферы;

) в гостиницах, мотелях, кемпингах, санаторно-курортных комплексах, пансионатах, на базах, в домах, и лагерях отдыха, в оздоровительных и спортивных лагерях;

) в спортивных и спортивно-оздоровительных заведениях, клубах и центрах (фитнес-клубах, тренажерных залах, на стадионах, катках, роллердромах, в аквапарках, скейтпарках, на велотреках, горнолыжных спусках, в ледовых дворцах и т.п.);

) в пассажирских транспортных средствах, в помещениях и на территории аэропортов, портов и вокзалов, на пристанях, платформах и перронах;

) в кинотеатрах, видеосалонах и других общественных местах при публичном исполнении (показе) аудиовизуальных произведений.

Как видно из списка, платить должны все, даже ЗАГСы за исполнение вальса Мендельсона.

Для признания публичности использования фонограммы не требуется, чтобы конкретные люди фактически ее услышали, главное - создание такой возможности. Обратите внимание, что платить придется независимо от того, является ли использование фонограммы основным видом деятельности или нет (п. 2 Правил), а также от того, какая запись для этого использована - лицензионная или «пиратская».

Не секрет, что за использование фонограмм платят лишь немногие. Так, на сайте РОУПИ отмечается, что «в Новосибирске около полутора тысяч заведений общественного назначения, работа которых не мыслима без музыкального фона. И только один процент всех заведений отчисляет положенные по закону вознаграждения музыкантам, авторам текстов, исполнителям, создателям фонограмм и их родственникам, получившим права на эти записи. Оставшиеся 99 процентов заведений продолжают грубо нарушать закон».

Для предпринимателя вопрос о том, сколько платить, безусловно, является актуальным. В Правилах, утвержденных Правительством РФ, отмечается, что при расчете вознаграждения во внимание принимаются следующие аспекты:

какова минимальная ставка авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений и за передачу произведения в эфир по кабелю;

является ли использование фонограмм основным видом деятельности для предпринимателя или нет;

взимается ли плата за прослушивание с клиентов;

каков размер вознаграждения, который при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичное использование фонограмм, в том числе за рубежом.

Как видно, ставки вознаграждения законодательно не установлены. Конкретный размер определяется аккредитованной организацией в договоре, заключаемом с предпринимателем.

Отметим для примера ряд цифр, зафиксированных в Положении о ставках авторского вознаграждения за публичное исполнение музыкальных произведений (с текстом или без текста), отрывков музыкально-драматических и иных произведений. Для каждой из 13 указанных выше категорий РАО установило различные ставки.

В дополнение к установленным ставкам РАО использует понижающие коэффициенты в зависимости от численности жителей в населенном пункте: чем меньше жителей, тем ниже ставка. Корректирующие коэффициенты предусмотрены и для сетевых предприятий. Для тех, кто впервые заключает лицензионный договор с РАО, плата за первый год снижается на 20% (исключением являются тарифы, установленные в процентах).

На первый взгляд несколько абсурдным кажется тот факт, что предприниматель должен платить и тогда, когда включает какую-либо радиостанцию. Однако судебная практика подтверждает обязанность внесения платы и в этом случае. В частности, судом было подтверждено, что публичная трансляция передач радиостанции «Европа Плюс» в качестве фона без заключения соответствующих договоров с авторами музыкальных произведений, включенных в радиопередачи, либо без заключения лицензионного договора является неправомерной.

Судебное решение, приведенное далее, было принято несколько лет назад, но пока судебной практики по делам, связанным с выплатой вознаграждения за использование фонограмм предпринимателями, совсем немного. В настоящее время в судебном порядке взыскивается невыплаченное вознаграждение в основном с юридических лиц. Однако в ближайшем будущем, после проведения государственной аккредитации, стоит ожидать усиления активности по борьбе с неплательщиками, в том числе и индивидуальными предпринимателями.

Судебно-арбитражная практика. Общественная организация «Российское авторское общество» (РАО) в интересах группы авторов - членов РАО обратилась в суд с иском к К. о взыскании денежной компенсации за нарушение авторских прав. В исковом заявлении было отмечено, что 17 октября 2004 г. в помещении ресторана, в котором ответчица осуществляла предпринимательскую деятельность по организации питания и досуга, были публично исполнены музыкальные произведения, стоящие в программных блоках радиостанции «Европа Плюс». Соглашения с авторами не были оформлены надлежащим образом, что привело к нарушению их имущественного исключительного права.

Решением городского суда от 20 мая 2005 г. в удовлетворении исковых требований РАО было отказано. Последующими судебными инстанциями данное Решение было оставлено без изменения.

Однако Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила Решение городского суда, определение судебной коллегии по гражданским делам верховного суда республики и постановление президиума верховного суда республики. Дело было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции с указаниями на допущенные судами существенные нарушения норм материального права.

В частности, было отмечено следующее. Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом, в том числе при публичном исполнении произведения. Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что К. не осуществляла незаконное публичное исполнение музыкальных произведений, посетителям ресторана была лишь предоставлена возможность прослушивания программы эфирного вещания радиостанции «Европа Плюс». Последующие судебные инстанции согласились с данным выводом.

Вместе с тем согласно ст. 4 Закона об авторских правах публичный показ, публичное исполнение или сообщение для всеобщего сведения - это любой показ, исполнение или сообщение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или вместе, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи.

Передача организации эфирного или кабельного вещания является объектом смежных прав таких организаций. Использование исполнения допускается при условии выплаты исполнителю вознаграждения. Право на вознаграждение - неотъемлемое право исполнителя, и его невыполнение должно квалифицироваться как нарушение смежных прав. Следовательно, в силу закона к публичному исполнению музыкальных произведений относится любое сообщение передач организаций эфирного вещания, включающих данные произведения, в месте, открытом для свободного посещения, которым и является ресторан.

Как установил суд и усматривается из материалов дела, трансляция передач радиостанции «Европа Плюс» осуществлялась в помещении ресторана не для личного, а для коллективного прослушивания. Таким образом, публичное использование ответчиком музыкальных произведений, транслируемых радиостанцией «Европа Плюс», без заключения соответствующих договоров с авторами произведений либо безлицензионного соглашения является неправомерным.

Получателями вознаграждения являются исполнители и изготовители фонограмм, чьи исключительные права на фонограммы и исполнения действуют (признаются) на территории России в соответствии со ст. ст. 1321 и 1328 ГК РФ.

Правилами предусматривается, что если сбор вознаграждения осуществляется одной аккредитованной организацией в отношении исполнителей и изготовителей фонограмм, то распределяется он в следующей пропорции: 50% - исполнителям, 50% - изготовителям фонограмм. Ранее при наличии соглашения допускалось распределение в иной пропорции.

Что касается конкретных исполнителей и изготовителей фонограмм, то вознаграждение распределятся пропорционально их фактическому использованию на основании отчетов, которые предприниматели представляют в аккредитованную организацию. Для подсчета точных сумм вознаграждения используются и другие сведения, в том числе статистические данные.

Вознаграждение выплачивается в сроки, предусмотренные уставом организации, но не реже четырех раз в год самой организацией, осуществляющей сбор вознаграждения, либо иной организацией, управляющей правами получателя (п. 6 Правил). Организация по управлению правами на коллективной основе не только выплачивает правообладателям вознаграждение, но и представляет им отчет об использовании их прав, о размере собранного вознаграждения и о суммах, удержанных из него (п. 4 ст. 1243 ГК РФ).

Невыплата вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм является не чем иным, как нарушением смежных прав указанных лиц. За подобное нарушение действующее законодательство предусматривает различные виды ответственности.

Статья 1311 ГК РФ устанавливает гражданско-правовую ответственность. Так, если правообладателю удастся доказать нарушение его прав, то он вправе требовать от нарушителя по своему выбору возмещения убытков или выплаты компенсации. Ее сумма составляет от 10 тыс. до 5 млн руб. (точная сумма определяется судом) или двойную стоимость правомерного использования такого объекта при сравнимых обстоятельствах.

Административная ответственность установлена ст. 7.12 КоАП РФ: штраф должностных лиц - от 10 тыс. руб. до 20 тыс. руб., юридических лиц - от 30 до 40 тыс. руб. При этом квалифицирующим признаком по ст. 7.12 КоАП РФ признается такая цель нарушения, как извлечение дохода от незаконного использования смежных прав.

Следует иметь ввиду, что эти два вида ответственности могут быть применены одновременно.

ГК РФ допускает несколько случаев свободного использования фонограмм как объектов смежных прав, а именно:

воспроизведение в личных целях (ст. 1273 ГК РФ);

использование в информационных, научных, учебных или культурных целях (ст. 1274 ГК РФ);

публичное исполнение музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии (ст. 1277 ГК РФ);

воспроизведение для целей правоприменения (ст. 1278 ГК РФ);

запись организацией эфирного вещания в целях краткосрочного использования (ст. 1279 ГК РФ).

Как видно, ни один из перечисленных вариантов свободного использования фонограммы индивидуальному предпринимателю не подходит.

Еще одним случаем свободного использования фонограммы является ее переход в общественное достояние, который происходит после того, как истек срок действия исключительного права на нее. Исключительное право на фонограмму действует в течение пятидесяти лет считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. В случае обнародования фонограммы исключительное право действует в течение пятидесяти лет считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована (при условии, что обнародование состоялось в течение пятидесяти лет после записи). Следует иметь в виду, что в мировой практике пятидесятилетний срок является наиболее распространенным. Однако есть страны, в которых установлены иные сроки действия исключительного права. Так, в Бразилии он составляет 70 лет, в США - 75.

Фонограмма, перешедшая в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения (п. 2 ст. 1282 ГК РФ).

Таким образом, если фонограмма прозвучала (была обнародована) более пятидесяти лет назад, то платить за ее использование не нужно.

Допустим, срок исключительного права еще не истек, а изготовителя фонограммы уже нет в живых. Нужно ли платить в таком случае, ведь получается, что правообладатель отсутствует. Кому в этом случае пойдет вознаграждение? Согласно ГК РФ исключительное право на фонограмму в пределах оставшегося срока переходит к наследникам и другим правопреемникам изготовителя фонограммы, поэтому выплаты являются обязательными в течение всего срока.

Итак, действующее законодательство обязывает всех предпринимателей платить за использование фонограмм. Однако лишь немногие это делают. Вместе с тем суммы, подлежащие выплате, не настолько велики, чтобы стоило из-за их экономии подпадать под действие ответственности, установленной законом. Кроме того, учитывая усиление борьбы с нарушениями в области авторских и смежных прав, стоит ожидать более активной деятельности как государственных органов, так и организаций по управлению правами на коллективной основе, направленной на работу с неплательщиками.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: