Инновационный опыт организации учебно-воспитательного процесса в школе (Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин, М.П. Щетинин, С.Н. Лысенкова и другие)

Экзамен

По дисциплине: Педагогика

 

 

Выполнила:

Мухаметгалиева З.С.

группа БЖ-18.01-z

 

Проверил:

Галагузова Ю. Н.

 

Екатеринбург

2020г

 

Задание 1

Итоговый тест по дисциплине «Педагогика»

 

Задание 1. Выберите правильные варианты ответа.

Недостатками классно-урочной формы обучения являются …

1) трудность в учете индивидуальных особенностей учеников

2) отсутствие общения между учащимися разного возраста

3) использование одних и тех же методов обучения

4) обязательность занятий для всех

5) ориентированность на «среднего» ученика

 

Задание 2. Выберите правильный ответ.

Термин “дидактика” впервые ввел…

1) В. Ратке                        3) Ж.Ж. Руссо

2) Я.А. Коменский           4) И.Г. Песталоцци

 

Задание 3. Методы обучения в дидактике позволяют ответить на вопрос:

1) зачем учить                           3) как учить       

2) чему учить                             4) кого учить

 

Задание 4. Установите соответствие между педагогом и учреждением,которое он возглавлял.

1) М.В. Ломоносов              а) Колония им. А.М. Горького

2) Л.Н. Толстой                         б) Яснополянская школа

3) А.С. Макаренко                    в) Московский университет

 

Задание 5. Установите соответствие между формами процесса обучения и реализуемыми ими ведущими задачами:

1) лекция

2) семинар

3) экзамен

 

а) формирование знаний

б) закрепление, совершенствование знаний и умений

в) контроль за уровнем усвоения знаний

 

Задание 6. Выберите правильный ответ.

Укажите признак, который свидетельствует об истинной педагогической направленности личности.

1) Стремление доминировать.      3) Осознание высокой миссии учителя.

2) Ответственное отношение к делу.  4) Желание управлять другими.

Задание 7. Установите соответствие между авторами и основными признаками предложенных ими педагогических технологий:

1) Ш.А. Амонашвили

2) В.Ф. Шаталов

3) С.Н. Лысенкова

 

а) активизация и интенсификация деятельности учащихся (на основе опорных конспектов)

б) эффективность организации и управления (перспективно-опережающее обучение)

в) гуманизация и демократизация педагогических отношений

 

Задание 8. Выберите правильный ответ.

К эмпирическим методам исследования относится метод …

1) анализа                             3) обобщения

2) наблюдения                      4) синтеза

 

Задание 9. Установите соответствие между принципами управления педагогическими системами и их сущностными характеристиками:

1) демократизации

2) гуманизации

3) системности

 

а) самодеятельность и инициативность всех субъектов управления

б) приоритет ценностей личности в решении управленческих задач

в) целостность, структурность, интегративность связей между компонентами

 

Задание 10. Выберите правильный ответ.

Автором изречения«… все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, вкус — вкусом; доступное осязанию — путем осязания» является…

1) А. Дистервег                          3) Я.А. Коменский

2) И.Г. Песталоцци                    4) К.Н. Вентцель

 

Задание 11. Выберите правильные варианты ответа.

Принципами программированного обучения, сформулированными Б.Скиннером, являются:

1) подача информации небольшими порциями;

2) установка проверочного задания для контроля усвоения каждой порции информации;

3) предъявление ответа для самоконтроля;

4) дача указаний в зависимости от правильности ответа;

5) постановка проблемы в начале урока;

6) изложение учителем материала.

 

Задание 12. Установите соответствие между принципами, определяющими содержание образования и их характеристиками.

1) Принцип дифференциации

2) Принцип интеграции

 

а) Проявляется в дроблении учебных дисциплин

б) Проявляется в объединении знаний из смежных областей в рамках одного учебного предмета

 

Задание 13. Вставьте пропущенное слово.

На различных этапах обучения используются различные виды контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый.

 

Задание 14. Выберите правильный ответ.

Внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме – это

1) форма организации обучения 3) метод обучения                                         

2) цель обучения                            4) средство обучения

 

Задание 15. Закончите фразу.

Сфера человеческой деятельности, направленная на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о мире, называется наука.

 

Задание 16. Выберите правильный ответ.

Термины “команда”, “указание”, “выговор” характеризуют ______________ стиль педагогического общения:

1) авторитарный     2) демократический         3) либеральный

 

Задание 17. Установите соответствие между методом обучения и особенностями его реализации

1) объяснительно-иллюстративный

2) репродуктивный

3) проблемного изложения

4) исследовательский

 

а) самостоятельная поисковая деятельность учащихся (практическая или теоретическая)

б) учитель ставит перед детьми проблему и показывает путь ее решения; ученики следят за логикой решения проблемы, получают образец развертывания познания

в) ученик выполняет действия по образцу учителя

г) учитель сообщает информацию, ученики ее воспринимают.

 

Задание 2

Вариант.

 

Раздел: Понятие – форма обучения. Краткая характеристика форм обучения.

 

2. Прочитайте ситуативную задачу.

Учитель, начиная урок труда, заявляет: «Сегодня мы научимся делать коробочку из квадрата». На уроке другой учительницы учащиеся «вырезали окружность», хотя на самом деле это был круг. Третья учительница предлагала вырезать из цветной бумаги и наклеить на карнавальную шапочку «шарики», хотя дети вырезали кружочки.

Ответьте на вопросы:

- какие принципы обучения были нарушены, почему;

- какие методы обучения были использованы, дайте их краткую характеристику.

 

Ответ:

1.Были нарушены принцип научности обучения и принцип связи теории с практикой.

 

2. Были использованы методы:

- Практический метод обучения (метод упражнений – дети вырезали геометрические фигуры для закрепления теоретических знаний на практике);

- Словесный метод обучения (рассказ – учитель говорит о том, чем именно сегодня ученики будут заниматься на уроке).

 

 

Задание 3

Инновационный опыт организации учебно-воспитательного процесса в школе (Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин, М.П. Щетинин, С.Н. Лысенкова и другие).

В конце 70 — начале 80-х гг. на арену общественно-педагогической жизни вышел большой отряд педагогов-новаторов, педагогов-практиков. "Творчество учителя — творчество ученика" – таков их девиз. Увлеченность свои предметом, умение построить урок так, чтобы все ученики участвовали в учебном труде, любовь к детям, уважение к личности ребенка с того самого дня, когда он переступил порог школы — это то, что отличает настоящего учителя.

Издательство "Педагогика" с 1979 г. стало выпускать серию "Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки". В числе первых вышли книги, рассказывающие о педагогическом опыте В.Ф.Шаталова, Е.И. Ильина, И.П. Иванова, С.И. Лысенковой, Ш. Амонашвили, И. П. Волкова.

Педагогика сотрудничества, которую развивают педагоги-новаторы, основывается на воспитательном подходе к обучению: судить о ребенке следует не по знаниям, а по его отношению к труду, к людям, нравственным ценностям и качествам.

Индивидуальный подход В.Ф. Шаталова рассчитан на всех учеников одновременно: он возбуждает атмосферу коллективной, увлеченной и творческой работы. Шаталов борется за избавление детей от унижающего их достоинство страха перед двойкой, вселяет в них оптимизм, дает возможность ощутить свой успех в учебе. Для этого Шаталов использует такие приемы: объясняет учебный материал максимально четко, логично, используя наглядные блок-схемы, отражающие логические связи учебного материала, ученики отвечают, опираясь на блок-схему, дома первоначально решают те же задачи, которые рассматривались на уроке — в результате даже "слабые", но желающие учиться ученики могут добиться успеха. По мере освоения материала учебной темы, ученики имеют право творчески выбирать любые задания из набора предложенных, находить свои творческие варианты решения, при проверке исправляются ошибки, но оценки не ставятся. Оценивание знаний производится после усвоения темы каждым учеником. Шаталов утверждает, что главные методические инструменты учителя – это чуткость, понимание внутреннего мира ребенка, его переживаний, сомнений, слабостей.

Индивидуальное воздействие на личность ребенка через работающий, созидающий, творящий коллектив характерно для многих педагогов-новаторов. Учитель труда и черчения И.П. Волков считал, что для развития склонностей и способностей учащихся необходимы возможности попробовать свои] силы в различных видах деятельности. В его "свободной мастерской" собраны всевозможные инструменты и материалы каждый может выбрать дело по душе, при этом нет ограничения инициативы школьника. Существует лишь одно пpaвило: "Научился сам – научи товарища".

В своем творчестве педагоги-новаторы стремились преодолеть замкнутость школьного классного мира, отрыв обучения от жизни. Е.И. Ильин, например, убежден, что уроки литературы должны стать уроками человековедения, средством глубокого творческого восприятия литературы и как учебного предмета, и как учебника жизни.

И.П. Иванов обосновал методику воспитания, основанную на коллективной творческой деятельности, сотрудничестве учителя и ученика, что перекликается с идеями А.С. Макаренко и коммунарским движением 1920-х гг.

Идеи, предложенные педагогами-новаторами, например, идеи обучения "крупными блоками", идеи опережающего обучения (С.И. Лысенкова) (когда несколько минут на уроке уделяется знакомству с новыми понятиями, которые будут изучаться в недалеком будущем) приносят практическую пользу в учебном процессе.

Ш.А. Амонашвили высказался за безотметочную и индивидуализированную методику обучения, способствующую активизации учебной деятельности учащихся. В школе должна целенаправленно выращиваться способность оценочной и самооценочной деятельности: принятие или творение эталонов, образцов, присвоение способов оценочных и самооценочных суждений, контроля и самоконтроля. Отметка, искусственно вводимая с целью стимуляции учебно-познавательной деятельности, на самом деле вносит в нее страх и неуверенность, а потому становится тромбом в ней. Ш.А. Амонашвили предлагает свою оценочную систему знаний для детей: «. было бы лучше, если бы учитель вместо красных пользовался зелеными чернилами, отмечая успехи, достижения.».

Ш.А. Амонашвили, основываясь на движении целостной природы в ребенке, «которая движется по пути обретения своей единственности и неповторимости в каждом», указывает на то, что «это движение природы происходит через три стихийные силы» и называет их «три страсти детства».

Страсть к развитию: «развитие способностей ребенка происходит в процессе преодоления противоречий и трудностей, и он сам ищет их - отсюда его шалости, неразумные, а то и опасные затеи». Педагогам необходимо организовать такой педагогический процесс, чтобы ребенок всегда находился перед необходимостью преодолевать трудности, важно чтобы эти трудности согласовывались с его индивидуальными возможностями.

Стремление к взрослению: «ребенок рождается не для того, чтобы остаться ребенком, а для того чтобы стать взрослым». Взрослым следует общаться с ребенком на равных. Проявлять доверие, возлагать на него обязанности и т.д. «Детей надо учить не играючи, а серьезно, с чувством ответственности».

Стремление к свободе «Вся понукательная, запретительная педагогика, все виды наказаний – это результат непонимания взрослыми, пресечения ими стремления к взрослению и свободе».

Список литературы

1. Басова В.Н. Психология и педагогика. – Ростов н/Д: Феникс. - 416 с. Быстрова-Черкас Т. Шалва Александрович Амонашвили — автор гуманной педагогики / Сообщество взаимопомощи учителей «Педсовет». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedsovet.su/publ/188-1-0-5593

2. Ильин Е.Н. Урок продолжается. - М.: Просвещение, 1973. – 126 с. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. – М.: Педагогика, 1985 – 102 с. Педагогические технологии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0474/1_0474-128.shtml12345

3.  Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки.- М.: Педагогика, 1979. —

134 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: