Криптограмма «Композитор и музыка»

Расшифруй высказывание М.И. Глинки, адресованное А.Н. Серову, о роли композитора в создании музыки

Ключевые слова:

Вид искусства -

2 11 10 15 6 18
           

 

Руководитель хора в театре (буквально – «мастер хора») -

13 3 5 2 14 19 7 9 14 5
                   

 

Дочь главного героя оперы «Жизнь за царя» -

18 1 9 3 1 8 16 18
               

 

Балет французского композитора А. Адана, часто исполняемый в Челябинском театре оперы и балета им. М.И. Глинки –

12 8 10 14 4 17
           

 

Высказывание:

7 3 10 16 18 14 9
             

 

2 11 10 15 6 11
           

 

1 18 5 3 16
         

 

18
 

 

2 15
   

 

13 11 16 3 12 1 8 6 8,
                 

 

9 3 4 17 6 3
           

 

14 14
   

 

18 5 18 1 12 8 5 11 14 2.
                   

 

«__________________________________________________________________________________________________________________________________»

М.И. Глинка

 

 

Что я знаю о Михаиле Ивановиче Глинке?

Ответьте на вопросы использую ранее изученный материал или сеть Интернет.

1. Когда и где родился композитор? _____________________________________________________________

2. Кем были его родители? ________________________________________

3. Что тебе известно о детстве Мишеля? ____________________________

4. Какое впечатление на мальчика произвела Отечественная война 1812г.?
 _____________________________________________________________

5. Где композитор получал образование?
 _____________________________________________________________

6. Какие учебные предметы в пансионате были на высоком уровне у композитора? ________________________________________________

7. Сколько языков знал Глинка? ___________________________________

8. Какое прозвище за ним закрепилось которое он дал себе сам?
 _____________________________________________________________

9. Когда проявились музыкальные способности Глинка?
 __________________________________________________________

10.  На каких инструментах умел играть Глинка?
 ___________________________________________________________

11.  У кого учился музыке? ________________________________________

12.  Когда появилось первое сочинение композитора? _____________________________________________________________

13.  Принимал ли Глинка участие в восстании декабристов 1825 года?
_____________________________________________________________

14.  С кем из известных людей России общался Глинка? _____________________________________________________________

15.  С кем из зарубежных композиторов он был знаком?
____________________________________________________________

16.  Какие путешествия совершил Глинка?
_____________________________________________________________

17.  Как сложилась семейная жизнь композитора?
_____________________________________________________________

18.  Когда скончался композитор?
_____________________________________________________________

19.  Из скольких отрывков произведений Глинки разбросаны ноты на памятнике в Смоленске?
_____________________________________________________________

20.  Если ли в Челябинске памятник композитору, где он находится?
_____________________________________________________________

21.  Что вы знаете о памятнике в нашем городе Глинке?
_____________________________________________________________

22.  Сколько опер сочинил композитор?
_____________________________________________________________

23.  Назовите три основные черты новаторства Глинки.
_____________________________________________________________

 

 
















Для справок

 

(1) Общественное освободительское движение - освободительное движение в России в первой четверти XIX в.

В понятие освободительное движение входит не только революционная борьба, но и либерально-оппозиционные выступления, а также все оттенки передовой общественно-политической мысли.
История освободительного движения в России начинается с декабристов – представителей «левого» крыла дворянской оппозиции, объединявшего преимущественно военную молодежь. Большое влияние на формирование освободительных идей декабристов оказала Отечественная война 1812 года. Не случайно они называли себя «детьми 1812 года», рассматривая его как отправную точку своего политического воспитания. Заграничный поход русской армии 1813-1814 годов, в котором участвовали многие будущие декабристы, познакомил их с социально-политическими изменениями в Европе, обогатил новыми впечатлениями, новыми идеями и жизненным опытом.
Первое тайное декабристское общество – Союз спасения – возникло в феврале 1816. Оно было организовано гвардейскими офицерами Муравьевыми, братьями Муравьевыми-Апостолами, Трубецким и Якушкиным. Окончательное устройство общество получило в феврале 1817 года, когда в него вступил Павел Иванович Пестель, и при его участии был принят устав общества. С этого времени оно стало называться «Союзом истинных и верных сынов Отечества». Это была малочисленная, замкнутая организация, насчитывавшая к концу своего существования не более 30 членов. Главной целью организации было введение конституции и уничтожение крепостного права. Однако участники не представляли, каким путем достичь этой цели и отсутствовала программа преобразований. Осенью 1817 года в Москве было решено реорганизовать общество.
В январе 1818 года в Москве была создана новая организация – Союз благоденствия. Она насчитывала около 200 членов, имело собственный устав (Зеленая книга) и программу действий, направленную на распространение среди различных общественных кругов идеи социально-политического переустройства России путем создания передового общественного мнения. Деятельность общества приняла пропагандистско-просветительский характер.
В январе 1821 года на съезде в Москве представителей «управ» (ячеек) Союза благоденствия было принято решение о формальном самороспуске, чтобы освободиться от малодеятельных членов, а также погасить подозрения правительства, осведомленного о его существование по поступившим доносам. Тульническая управа союза благоденствия во главе с Пестелем не приняло решение о самороспуске, и постановила «общество продолжать». В марте 1821 на его основе образовалось Южное общество. В то же время было положено начало созданию Муравьевым Николаем Ивановичем Тургеневым Северного общества, которое окончательно оформилось в 1822 году.
В период с 1821 по 1825 год были созданы политические программы декабристов – «Русская правда» Пестеля и Конституция Муравьева. В основу обоих проектов были положены личные свободы человека, равенство всех перед законом, непризнание сословных различий, а также разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Предусматривалась ликвидация крепостного права, самодержавия, сословного строя, введения представительных выборных органов власти, реорганизацию судебной системы, введение свободы слова, собраний, занятий, передвижений и т.д.
Однако между ними существовали и различия. Пестель выступал за введение республики с твердой централизованной властью, установление 10 «переходных» лет жесткой диктатуры, поощряя частное предпринимательство, выступал против крупных состояний и частичное отчуждение земель у крупных землевладельцев.
С примерно с 1820 года декабристами овладела идея «военной революции» - военного восстания. В период с 1824 по 1825 выросла численность декабристских организаций, в первую очередь за счет военной молодежи. Была поставлена задача подготовки военного восстания. Предполагалось начать его в столице. Весной 1824 года в результате переговоров Пестеля с руководителями Северного общества была достигнута договоренность об объединение и о совместном выступление, которое намечалось на 1826 год – время предполагавшегося царского смотра войск.
Аресты декабристов шли до середины апреля 1826 года. Было арестовано 316 человек. Пестель, Рылеев, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин и каховский были приговорены к смертной казни четвертованием, заменой повешением.

 

(2) Декабристы – это молодые дворяне, мечтавшие изменить положение дел в России. На ранних этапах в декабристских тайных обществах участвовало довольно много людей, и позже следствию приходилось думать, кого считать заговор­щиком, а кого — нет. Все потому, что деятельность этих обществ ограничивалась исключительно разговорами. Были ли готовы члены Союза благоден­ствия и Союза спасения перейти к каким-либо активным действиям — вопрос спорный.

В общества входили люди разной степени знатности, достатка и положения, однако есть несколько вещей, которые их объединяли. Декабристы — это люди армии, профессиональные военные с соответствую­щим образованием; многие прошли через сражения и были героями войн, имели боевые награды.

(3) Портик у здания это – крытая галерея с колоннами, прилегающая к зданию.

 

(4) Бернхард Хенрик Круселль – родился 15 октября 1775, Нюстад, Великое княжество Финляндское, умер 28 июля 1838, Стокгольме, Шведское королевство — финско-шведский композитор, кларнетист и переводчик.

 

(5) Джон Филд, устар. Фильд — ирландский композитор, основоположник ноктюрна. Славился как пианист-виртуоз и как авторитетный педагог.

 

(6) Шарль Майер — российско-германский пианист и композитор. Ребёнком переселился с отцом-кларнетистом из Германии в Россию. Жил в Москве и Санкт-Петербурге, обучаясь игре на фортепиано у своей матери, а затем у Джона Филда. С 15-летнего возраста на протяжении многих лет гастролировал по Европе.

 

(7) Вильге́льм Ка́рлович фон Кюхельбе́кер — русский поэт и общественный деятель, друг Пушкина и Баратынского, однокурсник Пушкина по Царскосельскому лицею, коллежский асессор, декабрист.

 

 

(8)  Увертюра - музыкальное вступление к оперному, театральному представлению.

(9)  Классицизм – (от лат. – «образцовый»), направление в искусстве 17-18 веков, сформировавшийся во Франции. Основано на представлениях о разуме, гармоничности; стремилось к выражению возвышенных идеалов, к организованности и ясности образов, лаконизму выразительных средств.

Основные черты Классицизма.
Обращение к наследию, античности, которое считалось образцовым, из этого – сюжеты о: сцены из жизни Богов, царей, героев античных мифов, полководцев.
Искусство опирается на разум, рассудок. Идеалом является то, что упорядоченно, рационально. Соответствие установленным правилам, канонам.
Полное подчинение интересов личности интересам государста. Призы жертвовать личным во имя общего дела.
В музыке – образный строй связан с идеями эпохи: жизнерадостности, оптимизм, торжество справедливости; сцены их народного быта (опора на народное творчество); картины природы.
Ведущими жанрами становится: опера, соната, симфония, концерт, инструментальный ансамбль.
Представители: Франсуа Госсек, Луиджи Керубини (композиторы Великой Французской революции), Жан Батист Люлли (лирическая трагедия в музыкальном театре), Вольфганг Амадей Моцарт (создатель лирико-психологической и лирик-драматической симфонии), Людвиг ван Бетховен (Создатель героико-драматического симфонизма).

(10) Романтизм - идейно-эстетическое и художественное направление, сложившееся на рубеже 18 и 19 веков в результате глубокого разочарования результатами Великой Французской революции. По сравнению с Классицизмом, в Романтизме акцентировалось не объединяющее всеобщее начало, а ярко индивидуальное, оригинальное, самобытное.

Основные черты и приёмы Романтизма.
Всеобщая разочарованность в настоящей жизни, неудовлетворённость ею в рамках здравого смысла. Неприятие быта, повседневности, прозы жизни с её бездуховностью.
Оппозиция обществу – духовное одиночество, которое у революционных романтиков выражается в призыве к революции, а у пассивных уход в мир грёз.
Тяготение к необычному, фантастическому и экзотическому, НО – осознание границ между идеалом и действительностью: «идеальное, прекрасное» - либо недостижимый мир грёз, либо далёкое прошлое.
Широкое использование фантастических и легендарных сюжетов, интерес к национальной истории, своему фольклору.
Максимализм образов, страстность, стремительность, огромная роль роковых случайностей.
Исключительность, яркость, нередко «зримость», гротесковость образов.
В музыке.
Тематика: тема скитаний, странствий, одиночества героя; тема любви (часто несчастной); внутренний мир простого человека; тема природы, откликающейся на чувства героя; тема сказки, фантастики; двоемирие.
Образный строй: восторженная лирика; созерцательная лирика: драматическая лирика.
Основные жанры: песня и вокальный цикл; инструментальная миниатюра (бытовые жанры – марши, вальсы, полонезы, другие танцы, скерцо, музыкальные моменты, экспромты, прелюдии, ноктюрны, баллады); традиционные (соната, концерт, симфония) в романтической трактовке.
Музыкальный язык: мелодия – самое главное, песенная, выразительная; гармонии – сложные, красочные, многотерцовые аккорды «гармония до Шуберта – чертёж, после него - краски»; оркестровка – яркая, сочная.
Окончательно разделяются профессии композитора и исполнителя-виртуоза
Формируются национальные школы: польская, чешская, русская и др.
Представители: Роберт Шуман, Фридерик Шопен, Ференц Лист, Эдвард Григ, Франц Шуберт, Берджих Сметана, Гектор Берлиоз, Карл Вебер, Феликс Мендельсон.

 

(11) Реализм в искусстве — правдивое, объективное отображение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. Он рассматривается, во-первых, как основное направление исторического развития искусства и, во-вторых, как принцип творчества — особый художественный метод, сложившийся в определенных исторических условиях и прошедший в своем развитии ряд конкретных исторических этапов. Историческими формами реализма как художественного метода являются просветительский реализм XVIII в., критический реализм XIX в. и социалистический реализм.






























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: