Кафедра педагогики и педагогической психологии
Реферат
Детская шизофрения и ее особенности.
дисциплина - клиническая психология детей и подростков
направление 44.03.02 - Психолого-педагогическое образование
(профиль «психолого-педагогическое сопровождение лиц с особыми образовательными потребностями»)
Преподаватель д. псих. н. Ларских М.В
Обучающийся студентка 3 курса 5 группы Агеева С.В.
Воронеж, 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
| ВВЕДЕНИЕ | 3 |
| ГЛАВА 1. ШИЗОФРЕНИЯ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ | 4 |
| 1. История изучения детской шизофрении | 4 |
| 2. Общие сведения | 5 |
| 3. Особенности детской шизофрении. | 9 |
| ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 16 |
| Список используемой литературы | 17 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения проблемы шизофрении в детском и подростковом возрасте специалистами разных направлений заключается в том, что недостаточный уровень знаний в этой области психиатрии иногда порождает неправильное представление о детях, больных шизофренией, и вызывает негативное отношение к терапии. Отклоняющееся поведение больных ДШ является результатом взаимодействия различных факторов – онтогенетических, психопатологических, психологических, биологических и социальных, создающих предпосылки для формирования социальной дезадаптации.
Диагностировать ДШ (выставить диагноз психического расстройства) имеет право врач-психиатр с 1 года жизни. Комплексное использование медикаментозных и немедикаментозных методов лечения вляется одним из основополагающих принципов курации продуктивных, негативных, огнитивных нарушений при шизофрении у детей и подростков, создания предпосылок к возможности обучения.
Многие ученые считают, что если постоянно изучать особенности ДШ, то это будет способствовать развитию знаний о медико-психолого-педагогическом сопровождении детей с ДШ, которые можно использовать для проведения эффективной реабилитации.
ГЛАВА 1. ШИЗОФРЕНИЯ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ
1. История изучения детской шизофрении
Детская шизофрения – это вариант прогредиентного эндогенного психического заболевания с утратой единства психических функций, неспецифическими продуктивными симптомами, стойкими негативными проявлениями в форме нарушений мышления, обеднения эмоциональной сферы, аутизации, снижения познавательной активности, приводящее к нарушению психического развития, формированию типичного для ДШ олигофреноподобного дефекта. Детская шизофрения развивается на фоне формирования мозговых структур, физиологических и психических функций ребенка, что определяет возрастной патоморфоз симптоматики, структуру дефекта, дизонтогенеза [4].
Современная концепция этой болезни была выведена на грани двадцатого века, швейцарским психологом Эмилем Крепелиным. Он отделил шизофрению от других психических расстройств подобного характера. Швейцарский врач Эйген Блейлер выделил некоторые критерии шизофрении, которые носят название «четыре A» а именно: аффективность, аутизм, нарушение ассоциативного ряда человека, амбивалентность. Он же и придумал название для болезни – в буквальном переводе слово означает «раскалывающий рассудок». Кроме того, благодаря работам Блейлера, шизоподобные болезни связывают с наличием определенного «нарушения единства» психики больного.
Немецкий психиатр Julius Raecke (1872–1930) выделял детские психозы с кататоническими расстройствами, которые относил к раннему слабоумию. В 1909 году Raecke сделал отчёт о 10 случаях кататонии у детей. Для Raecke наиболее характерными для кататонии симптомами были: стереотипии, нелепые побуждения, слепая апатия и импульсные двигательные извержения. Он также наблюдал отказ от пищи (негативизм), ступор с мутизмом, нечистоплотность, признаки восковой гибкости и немотивированного эксцентризма, глупое и детское поведение.
Ещё одним исследователем является Karl Pönitz (1888–1973) из Лейпцига, который опубликовал в 1913 году статью «ранняя кататония». Эта статья была о мальчике с двенадцатилетнего возраста, у которого была «типичная кататония», а также он испытывал симптомы шизофрении.
Теодор Хеллер (1869–1938) обнаружил новый синдром dementia infantilis в 1909 году. В современном МКБ-10 «синдром Хеллера» классифицируется под рубрикой F84.3 как «другое дезинтегративное детское расстройство».
В России в 1891 году детская шизофрения у ребёнка 10 лет впервые описана С.Н. Данилло. А в 1910–1920-е А.Н. Бернштейн и многе другие ученые в своих работах доказали возможность развития шизофрении у детей с параноидными, гебефреническими и кататоническими расстройствами.
В 1937 году была выпущена монография Г.Е. Сухаревой «Клиника шизофрении у детей и подростков». В основе труда лежало 406 случаев, но только 21 % случаев приходилось на детскую шизофрению, остальные 79 % на шизофрению юношеского возраста.
2. Общие сведения
Диагноз шизофрении устанавливается на основании критериев Международной классификации болезней МКБ-10 (Психические и поведенческие расстройства). Для диагностики шизофрении необходимо наличие, как минимум, одного четкого симптома (или 2-х менее отчетливых симптомов), принадлежащего к перечисленным ниже признакам 1-4, или 2 симптомов, относящихся к признакам 5-9, которые должны отмечаться на протяжении не менее одного месяца.
1) эхо мыслей, вкладывание или отнятие мыслей, их трансляция;
2) бред воздействия, влияния или пассивности, отчетливо относящийся к движениям тела или конечностей или к мыслям, действиям или ощущениям; бредовое восприятие;
3) галлюцинаторные голоса, представляющие собой текущий комментарий поведения больного или обсуждения его между собой; другие типы галлюцинаторных голосов, исходящих из какой-либо части тела;
4) стойкие бредовые идеи другого рода, которые не адекватны для данной социальной культуры и совершено невозможны по содержанию, такие, как идентификация себя с религиозными или политическими фигурами, заявления о сверхчеловеческих способностях (например, о возможности управлять погодой или об общении с инопланетянами);
5) постоянные галлюцинации любой сферы, которые сопровождаются нестойкими или неполностью сформированными бредовыми идеями без четкого эмоционального содержания, или постоянные сверхценные идеи, которые могут появляться ежедневно в течение недель или даже месяцев;
6) прерывание мыслительных процессов или вмешивающиеся мысли, которые могут привести к разорванности или несообразности в речи; или неологизмы;
7) кататонические расстройства, такие, как возбуждение, застывания или восковая гибкость, негативизм, мутизм и ступор;
8) «негативные» симптомы, такие, как выраженная апатия, бедность речи, сглаженность или неадекватность эмоциональных реакций, что обычно приводит к социальной отгороженности и снижению социальной продуктивности; должно быть очевидным, что эти признаки не обусловлены депрессией или нейролептической терапией;
9) значительное и последовательное качественное изменение поведения, что проявляется утратой интересов, нецеленаправленностью, бездеятельностью, самопоглощенностью и социальной аутизацией.
Диагноз шизофрении не должен ставиться при наличии выраженных депрессивных или маниакальных симптомов, если только шизофренические симптомы не предшествовали аффективным расстройствам. То же касается и оценки результатов патопсихоло-гического исследования при шизофрении: наличие клинически выраженного депрессивного или маниакального состояния может маскировать свойственные этому заболеванию расстройства мыслительной деятельности, поэтому наиболее целесообразно проведение исследования вне выраженных эмоциональных расстройств.
При патопсихологическом исследовании больных шизофренией обнаруживаются своеобразные диагностически значимые изменения мышления, перцептивной деятельности и аффективно-личностных свойств.
Согласно МКБ-10, выделяют несколько форм шизофрении: параноидная, гебефреническая, кататоническая, недифференцированная, простая.
Для параноидной формы (F20.0) должны быть выраженными галлюцинации и/или бред: галлюцинаторные голоса угрожающего или императивного характера или слуховые галлюцинации без вербального оформления, обонятельные или вкусовые галлюцинации, сексуальные или другие телесные ощущения; бред преследования, воздействия, отношения, значения, высокого происхождения, особого предназначения, телесных изменений или ревности. Эмоциональная сглаженность или неадекватность, кататонические симптомы или разорванная речь не должны доминировать в клинической картине, хотя они могут присутствовать в легкой степени выраженности.
Гебефреническая форма (F20.1) чаще впервые диагностируется в подростковом или юношеском возрасте. При такой форме отмечаются: отчетливая и продолжительная эмоциональная сглаженность или неадекватность, отчетливые расстройства мышления в видеразорванной речи. В клинической картине не должны доминировать галлюцинации или бред, хотя они могут присутствовать в легкой степени выраженности.
При кататонической шизофрении (F20.2) в течение двух недель (и более) отчетливо определяется один (или более) из следующих кататонических симптомов: ступор или мутизм, возбуждение, застывания, негативизм, ригидность, восковая гибкость, подчиняемость.
При недифференцированной шизофрении (F20.3) симптоматика или недостаточна для выявления другой формы шизофрении, или симптомов так много, что выявляются критерии более одной формы шизофрении.
При резидуальной шизофрении (F20.5) общие критерии шизофрении (F20.0-F20.3) должны были выявляться в какое-то время в прошлом, в настоящее время отсутствуют. На протяжении предшествующих 12 месяцев должны присутствовать минимум 4 из числа следующих "негативных" симптомов: психомоторная заторможенность или гипоактивность; отчетливая эмоциональная сглаженность; пассивность и отсутствие инициативы; обеднение речи по объему или содержанию; бедность невербального общения, определяемая по мимическому выражению лица, контактности во взгляде, модуляции голоса или позы; низкая социальная продуктивность или плохой уход за собой.
При простой форме (F20.6) отмечается медленное развитие на протяжении не менее года всех трех составляющих: отчетливое изменение преморбидной личности, проявляющееся потерей влечений и интересов, бездеятельностью и бесцельным поведением, самопоглощенностью и социальной аутизацией; постепенное появление и углубление негативных симптомов, таких как выраженная апатия, обеднение речи, гипоактивность, эмоциональная сглаженность, пассивность и отсутствие инициативы, бедность невербального общения; отчетливое снижение социальной, учебной или профессиональной продуктивности.
F20.8 Другие формы шизофрении.
F20.9 Неуточненная шизофрения включает особые формы шизофрении, протекающие с предпочтительными для детского возраста психопатологическими расстройствами, такими как патологическое фантазирование, синдром уходов, бродяжничества, патология влечений, протекающих без выраженных проявлений шизофренического дефекта. если же эти проявления достаточно выражены, то следует воспользоваться данным диагнозом.
3. Особенности детской шизофрении.
Шизофренические расстройства у детей встречаются редко (у 1 из 10 000–30 000 детей), однако у мальчиков в два раза больше шансов быть диагностированными с данной проблемой.
Шизофрения характеризуется тяжёлыми психическими симптомами, такими как галлюцинации, бред, расстройство мышления, неадекватный или уплощённый аффект, дезорганизованное поведение. Чаще всего у детей, страдающих детской шизофренией, встречаются именно слуховые галлюцинации (около 80 % случаев при наступлении болезни до 11 лет). У 40-60 % детей – зрительные галлюцинации, расстройства мышления и бред. Нарушение логического мышления, галлюцинации и бред с трудом диагностируются у больных в возрасте до 7 лет. Г.Е. Сухарева общими характеристиками детских шизофренических психозов считала аутизм, изменение аффекта в сторону монотонности и утрату единства личности [5,6,7].
Основой для классификации шизофренических расстройств в детском и подростковом возрасте являются следующие документы: ICD-10 и DSM-IV, DSM-V. Для диагностики шизофрении начавшейся в детском возрасте, не соответствующей другим рубрикам в МКБ-10 (1994), в России (МКБ-10,1999) введен специальный раздел – «шизофрения (детский тип)», шифр – F 20.8хх3. Эта рубрика включает случаи шизофрении, манифестирующей в детском возрасте, характеризующиеся специфическим возрастным своеобразием и полиморфизмом клинической картины, в том числе возникающие в раннем детстве с выраженным дефектом олигофрено подобного типа.
При злокачественной рано начавшейся шизофрении в клинической картине преобладают грубые симптомы регресса, быстро наступающие дефектные состояния со снижением интеллекта. Учитывая быстрое формирование грубого шизофренического дефекта и значительные отличия клинической картины от соответствующих форм шизофрении F20.1, F20.2, выделяемых в МКБ-10, рекомендуется пользоваться рубрикой F20.8xx3.
Возникновение заболевания сопровождается появлением целого ряда симптомов. Еще в младенчестве у ребенка можно отметить ряд психофизиологических особенностей, свидетельствующих о нарушениях в сфере формирования потребностей. У детей отмечаются приступы тревожного плача, общего беспокойства с нарушениями сна в ночное время и последующей плаксивостью в дневное время; снижается аппетит, дети начинают отказываться от грудного кормления; можно отметить двигательную пассивность либо чрезмерную возбудимость, плохое развитие моторики. Выступает диссоциация развития в виде парадоксальных реакций: полное отсутствие реакций на грубый для ребенка дискомфорт – мокрые пеленки, одиночество, громкий шум – и наличие чрезмерных реакций неудовольствия на прикосновение, купание, ласку, тихие звуки.
Комплекс дисфункций психофизического развития развертывается на фоне дефицитарности психической деятельности: у них наблюдается слабость «коммуникативных связей», эмоционально-волевых реакций. Отмечается особое гипомимическое выражение лица ребенка с отсутствием «ищущего» взгляда, задержки предречевого развития при нормальном слухе, отсутствие коммуникативного характера голосовых реакций, бедность и невыразительность звукопроизношения, рудиментарность «комплекса оживления» на появление родных и близких; отсутствие инициативного поведения, выражающегося в стремлении привлечь к себе внимание близких улыбкой, голосом, движением; позднее – в стремлении привлечь к себе внимание взрослого к игрушкам, вступить с ним в игровой или деловой контакт.
В дошкольный период развития ребенка наблюдается: дефицит активности в отношении бытовых правил, а также правил взаимоотношений; дефицит общения, при котором страдают в развитии формы активной речи (спонтанность, выразительность, артикуляция), а отсюда страдает и коммуникативная функция речи, обращенная речь; усвоение языка (пассивная речь) развивается нормально, в некоторых случаях даже с опережением; дети реже жалуются; на конфликтные ситуации отвечают либо криком и агрессивными действиями, либо занимают пассивно-оборонительную позицию. На фоне соответствующего возрасту или опережающего интеллектуального и речевого развития отмечается недостаточное развитие практических навыков, плохая адаптация к новым условиям, черты необычности и чудаковатости в поведении, речи и мышлении.
Ведущая деятельность в этом возрасте – игра. Игры у детей настолько индивидуальны и своеобразны, что другие дети не могут принимать в них участие. Совершенно отсутствует ролевая игра. Однако детей можно привлечь к участию в «играх с правилами», которые характеризуются наличием четко установленных правил и жесткой последовательностью действий и событий.
В период младшего школьного возраста у детей отмечается: высокий уровень развития обобщения по формальным признакам (плащ и ночь могут обобщаться на том основании, что они могут быть длинными); формальная сохранность интеллекта, склонность к схематизму, формально-отвлеченному мышлению; отставание в приобретении, усвоении и обобщении опыта, который несет общение.
В этот период ведущей деятельностью является учебная – в связи с ранним развитием формально-логического мышления, высокой способности к абстракции они проявляют, по сравнению со своими сверстниками, большую склонность к классификациям разного рода, к построениям схем, таблиц и графиков, формальному анализу слов, готовность к неожиданным ассоциациям и сопоставлениям, умственным изобретениям.
В сфере развлечений отмечается однообразный и односторонний их характер. Это либо оторванные от действительности бессодержательные увлечения, либо это деятельность, в которой отражаются определенные стороны действительности, но прежде всего формальные, одномерные. При общении у таких детей отсутствует мотивация быть понятыми другими.
Вследствие недостаточной направленности на общение и усвоение социальных нормативов у ребенка значительно затруднено формирование соответствующих мотивов учебной деятельности.
Слуховые галлюцинации являются наиболее распространёнными проявлениями шизофрении у детей. Слуховые галлюцинации ребёнка могут включать в себя «голоса», которые разговаривают друг с другом или голоса, которые говорят непосредственно с самими детьми. Многие дети с слуховыми галлюцинациями считают, что, если они не прислушиваются к голосам, голоса будут вредить им или кому-то ещё. Тактильные и визуальные галлюцинации относительно редки. Дети часто приписывают галлюцинаторные голоса различным существам, включая членов семьи или других людей, злым силам («Дьяволу», «ведьме», «духу»), животным, персонажам из фильмов ужасов и менее чётко узнаваемым источникам («плохим вещам», «шёпотам»). Более чем у половины детей с шизофренией присутствует бредовое состояние, но он обычно легче выражено по сравнению со взрослыми. Бред часто связан с галлюцинаторными переживаниями. В исследовании бреда в большинстве своём наблюдался бред преследования, но некоторые дети сообщали о бреде овладения. Многие говорили, что они подвергались пыткам со стороны существ, вызывающих их зрительные и слуховые галлюцинации, некоторые думали, что если они не послушают эти голоса, то им будет нанесён вред.
Для диагностики шизофрении у детей можно использовать те же критерии шизофрении, что и для взрослых [6]. Шизофрения у детей и взрослых большинством психиатров рассматривается как единое заболевание. Психотические симптомы при детском типе шизофрении те же, что и у взрослых, но отличаются рудиментарностью, мимолётностью клинических проявлений. Продуктивная симптоматика менее разнообразна, чем у взрослых, и обычно исчерпывается патологическим фантазированием, страхами, расстройствами двигательной сферы и речи. Могут присутствовать расстройства сна и аппетита, расстройства поведения, кошмары, симптомы вегетативной дисфункции. Часто наблюдаются необычные фантазии, в частности, игровые перевоплощения, могут наличествовать тики, нарушения самоосознавания, стёртые аффективные нарушения (расстройства настроения), стереотипии поведения.
В начальной (инициальной) стадии болезни у ребёнка могут проявляться проблемы с учёбой, сном, концентрацией внимания, он может начать избегать общения. Во время психоза возможно появление галлюцинаций, бреда, речь ребёнка может стать бессвязной, мысли могут перескакивать с одной на другую без какой бы то ни было логической связи.
У детей могут возникнуть любые формы (типы) шизофрении, даже параноидная, которой свойственно проявляться обычно в зрелом возрасте. При параноидной шизофрении у детей наблюдается лишь больший полиморфизм и рудиментарность психопатологических синдромов, однообразие и бедность и аффективных проявлений. Может наблюдаться бредоподобное фантазирование, которое затем может прогрессировать, превращаясь в бред воображения, иногда с психическими автоматизмами и псевдогаллюцинациями. Галлюцинации при параноидной шизофрении у детей нестойки, рудиментарны и фрагментарны. К примеру, при галлюцинациях ребёнок «видит» горящие глаза, чёрную руку, уродливое лицо и т.д. Самая редкая форма шизофрении у детей – рекуррентная шизофрения (5 % всех случаев детской и в 15 % случаев подростковой шизофрении).
Редко встречается бред воображения, в основе которого вымыслы патологического воображения и конфабуляции, данное явление называется «ретроградной мифоманией». В целом бред при детском типе шизофрении беден по систематизации и логической проработке, беден по структуре и словесному оформлению.
При очень раннем начале шизофрении (до 6 лет). Галлюцинации элементарны, а вместо бреда обычно бредоподобное фантазирование. У детей с шизофренией 3-6 лет простые и эпизодичные галлюцинации обычно возникают в просоночном состоянии, реже в дневное время, при этом они чувствуют тревогу, страх, либо безотчётный ужас. Слуховые галлюцинации обнаружены впервые у детей 3-4 лет в форме акоазмов: «стук», «петушиный крик», «бой часов». У детей 5-6 лет слуховые галлюцинации уже чуть сложнее: «говорят непонятное», «кто-то плачет», двое детей услышали «в ушах разговор» «голос», который сказал «ты умрёшь».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сделать вывод, что симптомы последующего развития шизофренического процесса можно выявлять на ранних этапах развития ребенка. Процесс, начавшийся в первом критическом периоде, ведет к глубоким изменениям в онтогенезе ребенка. Шизофренический процесс препятствует нормальному развитию ребёнка, вызывая задержку психического развития или психический дизонтогенез. Происходит регресс или остановка становления психических функций (например, остановка, задержка или регресс речи). Чем раньше начало болезни, тем более грубые нарушения развития. При очень раннем начале (1-2 года) формируется олигофреноподобный дефект, сходный по признакам с врождённой умственной отсталостью. Может происходить регресс моторики, поведенческих навыков, при раннем возрасте - черты задержки интеллектуального развития. Поэтому необходимо своевременно определить заболевание и начать медикаментозное и немедикаментозное лечение.
Список использованной литературы
1. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология: руководство для врачей и клинических психологов: учебное пособие / В.М. Блейхер, И.В. Крук, С.Н. Боков; Рос. акад. образования, Москва психол.-социал. ин-т; под общ. ред. С.Н. Бокова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.; Воронеж: МОДЭК, 2006. – 620 с.
2. Клиническое руководство по психическим расстройствам / под ред. Дэвида Барлоу; пер. с англ. Н. Мухиной под ред. Э.Г. Эйдемиллера – 3-е изд. – СПб. [и др.]: Питер, 2008. – 911 с.
3. Козловская Г.В. Психические нарушения у детей раннего возраста (клиника, эпидемиология ивопросы абилитации): Дисс.... докт. мед. наук.- М., 1995.-283 с
4. Макушкин Е. В. Шизофрения (детский и подростковый возраст) Клинические рекомендации (протокол лечения) ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии инаркологии» Минздрава России ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» Российское общество психиатров.
5. Симсон Т.П. Шизофрения раннего детского возраста. –Москва, 1948. – 131 с.
6. Сухарева Г. Е. Клиника шизофрении у детей и подростков. Харьков: Госмедиздат, 1937.-107 с
7. American Psychiatric Association. Diagnostic and statistical manual of mental disorders, 5th ed. Arlington: American Psychiatric Association, 2013






