Совместная работа школы, семьи и общественности в воспитании подрастающего поколения

План урока:

1. Условия правильного воспитания детей в семье.

2. Формы совместной работы школы и семьи, работа учителя с родителями.

3. Формы помощи общественности школе и семье.


С тех пор как существует семья, она играет важную роль в воспитании детей. Родителей издавна считают первыми воспитателями своих детей. Однако характер их влияния во многом зависит от экономических условий жизни общества, общественных отношений. В классовом эксплуататорском обществе в семье складывались неравноправные взаимоотношения. Общество в своих интересах насаждало, как правило, деспотию отца и мужа, превращая женщину в его собственность. Главной целью семьи в этих условиях становится накопление богатства, жажда наживы, которая порождает соперничество между членами семьи и не создает необходимых условий для правильного воспитания детей.
В этих условиях не могло быть и речи о содружестве между семьей и школой. На пути этого содружества возникали и продолжают и сейчас существовать противоречия социального, национального и религиозного порядка.
Социалистический строй оказал огромное влияние на семью. Постепенно в семье сложились новые отношения, основанные на полном равноправии, ликвидировано бесправное положение женщины. Изменилось экономическое положение семьи. Ее благосостояние зависит теперь не только от личного труда ее членов, но и от благосостояния общества в целом. Эти изменения создали необходимые условия для установления тесного сотрудничества семьи и школы в воспитании детей.
Советское государство всемерно развивает и поддерживает общественную инициативу в воспитании подрастающих поколений.
Совершенствование общественного и семейного воспитания не может осуществляться без развития семейной педагогики. Она имеет давние положительные традиции. Первым руководством по вопросам семейного воспитания детей-дошкольников была книга Я. А. Коменского «Материнская школа», получившая всемирную известность. Разработке этих вопросов уделяли большое внимание И. Г. Песталоцни и Ж. Ж. Руссо, а также К. Д. Ушинский и революционеры-демократы В. Г. Белинский и А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов и Н. Г. Чернышевский.
Однако многие руководства по семейному воспитанию были недоступны огромной массе родителей. Используя передовые традиции дореволюционной педагогики, советская педагогика с новых позиций подходит к разработке проблем семейного воспитания.
Большой вклад в развитие семейной педагогики внесла Н. К. Крупская. Она дала марксистское обоснование воспитательного значения семьи при социализме, связала семейное воспитание с задачей повышения общей культуры рабочей и крестьянской семьи, особенно повышения уровня сознательности женщины. Н. К. Крупская поставила вопрос о создании правильных отношений между членами семьи, рассматривая советскую семью как дружный коллектив, в котором органически сочетаются личные и общественные интересы.

УСЛОВИЯ ПРАВИЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

Весь уклад нашей жизни оказал влияние на формирование новой семейной педагогики. Она охватывает различные области воспитания детей в семье, начиная с раннего детства и до совершеннолетия. В семейной педагогике детально разработаны и общие пути формирования всесторонне развитого человека, которого растит семья вместе с дошкольными учреждениями, школой, и многие частные вопросы семейного воспитания.
Учителю придется постоянно изучать семейную педагогику. Но особенно необходимо знать и глубоко понимать некоторые общие условия правильного воспитания детей в семье.
В семье каждый имеет свои обязанности. Эти обязанности возлагаются и на детей, которые выполняют посильную работу и вносят свой вклад в общее дело. В такой семье дети уважают труд родителей и старших, вырастают трудолюбивыми, внимательными и отзывчивыми, организованными и инициативными.
Родители успешно справятся со своими обязанностями, если будут помнить о цели воспитания. Пока еще далеко не все родители понимают важность постановки цели и точного ее выполнения. Более того, многие считают, что цели воспитания должны ставиться в школе, а семья обойдется и без этого. Такое убеждение глубоко ошибочно. Оно отрицательно сказывается на воспитании детей. Поставив перед собой определенную цель, родители найдут и правильные средства воспитания.
Намечая цель и средства воспитания, родителям важно помнить, что в их семье растет гражданин, деятель, борец за общее счастье.
Родители не должны забывать и о том, что они смогут воспитать гражданина в том случае, если они сами будут настоящими гражданами. Дети должны видеть общественное лицо родителей. Поэтому поведение родителей, их пример оказывают огромное воспитательное влияние на детей. Прав был А. С. Макаренко, который отмечал, что родители воспитывают детей не только в процессе бесед с ними, но и тогда, когда их нет дома, они воспитывают их своим примером. Поэтому для правильного воспитания детей важно, чтобы пример родителей был пригоден для подражания.
ФОРМЫ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ И СЕМЬИ, РАБОТА УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Воспитание детей перестало быть частным делом семьи, оно глубоко интересует все наше общество. Общество и школа оказывают огромное влияние на формирование у родителей правильных взглядов на воспитание детей, благодаря чему семья становится верным союзником школы в воспитании детей. Это единение не явилось результатом какого-то давления на семью, оно сложилось в ходе большой совместной работы школы, семьи и общественности.
Анализ работы школы с родителями позволяет сделать вывод, что тесный контакт между школой и семьей устанавливается при условии органического сочетания педагогического просвещения с привлечением родителей к активному участию в разносторонней деятельности школы.
Важной формой совместной работы школы и семьи является родительское собрание (классное и общешкольное). Общешкольные собрания созываются, как правило, три-четыре раза в год по наиболее актуальным вопросам жизни школы. Классные родительские собрания созываются один-два раза в четверть. Обычно на классном собрании учитель решает две задачи: знакомит родителей с успехами детей в учебе, их поведением и пропагандирует педагогические знания.
Провести родительское собрание особенно трудно начинающему учителю. Как подвести итоги работы учащихся на собрании? Ведь почти всегда в классе есть недисциплинированные и неуспевающие ученики. Главное — не изливать всю досаду, скопившуюся от плохого поведения детей, и не подвергать родителей грубой и бестактной проработке. Если учитель не сможет удержаться от этого, он почувствует результаты такого собрания сразу же. Родители неуспевающих учеников иногда перестают посещать школу и отказываются от контроля за учебой и поведением своих детей.
Опытные учителя при подведении итогов успеваемости и поведения школьников стремятся дать объективную характеристику класса, называют и неуспевающих, но при этом вселяют в родителей уверенность в том, что если они нозьмутся за дело сообща, то быстро смогут исправить положение. Намечается программа совместных действии. Родителям должны быть ясны не только недостатки, но и сильные стороны личности их ребенка.
Значит ли, что учитель не может критиковать родителей за неправильное воспитание детей? Конечно, не значит. Но и в работе с родителями необходимо глубокое знание и учет их индивидуальных особенностей. Одних родителей надо учить воспитывать детей, других критиковать, а если критика на родительском собрании не помогает, учителю приходится обращаться за помощью в общественные и государственные организации.
Педагогическое просвещение родителей также является важной и не менее сложной частью работы учителя. Необходимо сделать его одним из звеньев системы воспитательной работы, согласовать тематику лекций и бесед для родителей с задачами воспитания, возникающими перед школой при переходе детей из класса в класс.
Большое значение имеет и сама организация собрания: послать родителям повестки или записать в дневнике, привлечь членов родительского актива, выбрать время, удобное для всех.

ФОРМЫ ПОМОЩИ ОБЩЕСТВЕННОСТИ ШКОЛЕ И СЕМЬЕ

В настоящее время в пашей стране накоплен интересный опыт участия производственных коллективов и общественных организаций в воспитании детей. На IV Всесоюзных Педагогических чтениях, проведенных Академией педагогических наук СССР в 1976 г., приводился опыт сотрудничества школы № 48 г. Томска и манометрового завода. Совет содействия семье и школе этого завода направил свои усилия на систематическую профессиональную ориентацию учащихся, на формирование их мировоззрения, гражданского долга. В одном из цехов завода оборудован специальный конвейер для школьников, выделены станки для приобретении рабочих профессий. За успехи в труде и учебе лучшие учащиеся заносятся на заводскую доску Почета, награждаются грамотами наравне с передовыми рабочими. Вместе с аттестатом о среднем образовании выпускники получают удостоверение о присвоении разряда по профессии. В результате этой работы многие выпускники школы навсегда связывают свою судьбу с заводом. И подобных примеров сейчас очень много. Они говорят о том, что сотрудничество трудовых коллективов и школ претерпевает существенные изменения. Если в недалеком прошлом оно носило характер эпизодической материальной помощи, то сейчас сотрудничество охватывает буквально все стороны учебно-воспитательной деятельности школы.
Связь школы и общественности приобретает характер постоянного разностороннего воздействия коллективов взрослых на всю деятельность учителей по воспитанию учащихся.
Благодаря тесному контакту с общественностью школа получает возможность включить в арсенал своего воспитательного влияния ряд новых средств, таких, как пример передового рабочего, выдающегося инженера, ученого.
Разнообразная общественная помощь школе осуществляется в современных условиях в основном по двум направлениям: организации учебной, внеклассной, пионерской и комсомольской работы, а также разнообразной работы с родителями.
Широкое включение в процесс воспитания сил общественности не отменяет и не заменяет ни семьи, ни школы. Семейное воспитание и в современных условиях сохраняет свои независимые преимущества. В дружных, счастливых семьях, строящихся на взаимном уважении и любви, на общности интересов, духовных и нравственных ценностей. Опыт таких семей имеет огромное значение, он тщательно изучается и пропагандируется.
В новых условиях претерпевает существенные изменения и роль школы. Она не может ограничивать свою деятельность только заботами о воспитании детей. Проявляя заботу о воспитании детей, она выступает в роли организующей, объединяющей силы, которая обеспечивает целенаправленность всего процесса воспитания в своих стенах, в семье, в окружающей ее микросреде, на предприятиях. Стать не просто географическим центром, а подлинным центром воспитания — в этом новое назначение современной школы. Это ее назначение вытекает из того, что она состоит из педагогов-профессионалов, подлинных знатоков сложного искусства воспитания человека, облеченных доверием государства.

Вопросы для закрепления темы
1. Расскажите о роли семьи в воспитании детей.
2. Какие формы сотрудничества семьи, школы и общественности являются наиболее распространенными?
3. Перечислите общие условия правильного семейного воспитания. Докажите, что нарушение этих условий наносит ущерб воспитанию детей.
4. Какие формы и методы педагогической пропаганды используются в современной школе?

 

Д/З. Подготовьте развернутый план беседы для родителей и обсудите разработку на практическом занятии.































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: