Профессионально-педагогическое общение: сущность, структура, функции, стили

Задание 1

Итоговый тест по дисциплине «Педагогика»

 

Задание 1. Выберите правильные варианты ответа.

Недостатками классно-урочной формы обучения являются …

1) трудность в учете индивидуальных особенностей учеников

2) отсутствие общения между учащимися разного возраста

3) использование одних и тех же методов обучения

4) обязательность занятий для всех

5) ориентированность на «среднего» ученика

 

Задание 2. Выберите правильный ответ.

Термин “дидактика” впервые ввел…

1) В. Ратке                        3) Ж.Ж. Руссо

2) Я.А. Коменский           4) И.Г. Песталоцци

 

Задание 3. Методы обучения в дидактике позволяют ответить на вопрос:

1) зачем учить                           3) как учить       

2) чему учить                             4) кого учить

 

Задание 4. Установите соответствие между педагогом и учреждением,которое он возглавлял.

1) М.В. Ломоносов                    а) Колония им. А.М. Горького

2) Л.Н. Толстой                         б) Яснополянская школа

3) А.С. Макаренко                    в) Московский университет

Ответ: 1-В, 2-Б, 3-А.

 

Задание 5. Установите соответствие между формами процесса обучения и реализуемыми ими ведущими задачами:

1) лекция

2) семинар

3) экзамен

 

а) формирование знаний

б) закрепление, совершенствование знаний и умений

в) контроль за уровнем усвоения знаний

Ответ: 1-А, 2-Б, 3-В.

 

Задание 6. Выберите правильный ответ.

Укажите признак, который свидетельствует об истинной педагогической направленности личности.

1) Стремление доминировать.      3) Осознание высокой миссии учителя.

2) Ответственное отношение к делу.  4) Желание управлять другими.

Задание 7. Установите соответствие между авторами и основными признаками предложенных ими педагогических технологий:

1) Ш.А. Амонашвили

2) В.Ф. Шаталов

3) С.Н. Лысенкова

 

а) активизация и интенсификация деятельности учащихся (на основе опорных конспектов)

б) эффективность организации и управления (перспективно-опережающее обучение)

в) гуманизация и демократизация педагогических отношений

Ответ: 1-В, 2-А, 3-Б.

 

Задание 8. Выберите правильный ответ.

К эмпирическим методам исследования относится метод …

1) анализа                             3) обобщения

2) наблюдения                      4) синтеза

 

Задание 9. Установите соответствие между принципами управления педагогическими системами и их сущностными характеристиками:

1) демократизации

2) гуманизации

3) системности

 

а) самодеятельность и инициативность всех субъектов управления

б) приоритет ценностей личности в решении управленческих задач

в) целостность, структурность, интегративность связей между компонентами

Ответ: 1-А, 2-Б, 3-В.

 

Задание 10. Выберите правильный ответ.

Автором изречения«… все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, вкус — вкусом; доступное осязанию — путем осязания» является…

1) А. Дистервег                    3) Я.А. Коменский

2) И.Г. Песталоцци                    4) К.Н. Вентцель

 

Задание 11. Выберите правильные варианты ответа.

Принципами программированного обучения, сформулированными Б.Скиннером, являются:

Подача информации небольшими порциями;

Установка проверочного задания для контроля усвоения каждой порции информации;

3) предъявление ответа для самоконтроля;

4) дача указаний в зависимости от правильности ответа;

5) постановка проблемы в начале урока;

6) изложение учителем материала.

 

Задание 12. Установите соответствие между принципами, определяющими содержание образования и их характеристиками.

1) Принцип дифференциации

2) Принцип интеграции

 

а) Проявляется в дроблении учебных дисциплин

б) Проявляется в объединении знаний из смежных областей в рамках одного учебного предмета

Ответ: 1-А, 2-Б.

 

Задание 13. Вставьте пропущенное слово.

На различных этапах обучения используются различные виды контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый .

 

Задание 14. Выберите правильный ответ.

Внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме – это

1) форма организации обучения 3) метод обучения                                          

2) цель обучения                            4) средство обучения

 

Задание 15. Закончите фразу.

Сфера человеческой деятельности, направленная на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о мире, называется наука .

 

Задание 16. Выберите правильный ответ.

Термины “команда”, “указание”, “выговор” характеризуют ______________ стиль педагогического общения:

1) авторитарный    2) демократический         3) либеральный

 

Задание 17. Установите соответствие между методом обучения и особенностями его реализации

1) объяснительно-иллюстративный

2) репродуктивный

3) проблемного изложения

4) исследовательский

 

а) самостоятельная поисковая деятельность учащихся (практическая или теоретическая)

б) учитель ставит перед детьми проблему и показывает путь ее решения; ученики следят за логикой решения проблемы, получают образец развертывания познания

в) ученик выполняет действия по образцу учителя

г) учитель сообщает информацию, ученики ее воспринимают.

Ответ: 1-Г, 2-В, 3-Б, 4-А.

Задание 2

Вариант.

 

Раздел: Понятие – форма обучения. Краткая характеристика форм обучения.

 

2. Прочитайте ситуативную задачу.

Учитель, начиная урок труда, заявляет: «Сегодня мы научимся делать коробочку из квадрата». На уроке другой учительницы учащиеся «вырезали окружность», хотя на самом деле это был круг. Третья учительница предлагала вырезать из цветной бумаги и наклеить на карнавальную шапочку «шарики», хотя дети вырезали кружочки.

Ответьте на вопросы:

- какие принципы обучения были нарушены, почему;

- какие методы обучения были использованы, дайте их краткую характеристику.

 

Во время уроков труда были нарушены принцип научности обучения и принцип связи теории с практикой. Принцип научности требует, чтобы ученики усваивали подлинные научные знания. В данном же случае учителя давали ложное описание геометрических фигур. Принцип связи теории с практикой предполагает, что изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни. В данной задаче было видно, что учителя не только дают ложную информацию ученикам, но и закрепляют её практическими действиями.

 

В данной задаче можно увидеть:

· Словесный метод обучения

· Практический метод обучения

 

Задание 3

Профессионально-педагогическое общение: сущность, структура, функции, стили.

Педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между учащимися и педагогами, порождаемый целями, характером и содержанием их совместной деятельности.

Содержание педагогического общения представляет собой, прежде всего, обмен информацией, целенаправленную организацию преподавателем взаимопонимания и взаимоотношений со студентами с помощью различных коммуникативных средств. Общение представляет собой достаточно сложный, многоаспектный и многопредметный социально-психологичес­кий феномен. Оно разнообразно по своей направленности и своему внутреннему содержанию. Познать сущность педагогического общения можно, лишь проанализировав предмет обще­ния, то есть, то, по поводу чего оно происходит.

Основными функциями взаимодействия субъектов пе­дагогического процесса при оптимальном педагогическом об­щении являются следующие:

- конструктивная функция общения, обеспечивающая педагогическое взаимодействие преподавателя и студента при обсуждении и разъяснении содержания знаний и практической значимости конкретной учебной дисциплины;

- организационная функция педагогического общения состоит в целенаправленной организации совместной учебной деятельности преподавателя и студента, в их взаимной личностной информированности и общей ответственности за успехи в учебно-воспитательном процессе;

- коммуникативно-стимулирующая функция педагогиче­ского общения представляет собой сочетание различных форм учебно-познавательной деятельности (индивидуальной, гру­пповой, фронтальной), организацию взаимодействия и взаимо­помощи с целью обеспечения педагогического сотрудничества. Она направлена на формирование осведомленности студентов о том, что они должны узнать, понять на данном занятии или при изучении данной дисциплины, чему научиться;

- информационно - обучающая функция педагогического общения служит для показа места учебной дисциплины в системе будущей профессиональной деятельности студента и ее связи с производством. Она предназначена для правильного миропонимания и ориентации студента в событиях общественной жизни; обеспечивает подвижность уровня информационной емкости учебных занятий и ее полноту в сочетании с эмоциональным изложением материала, опорой на наглядно-чув­ственную сферу студентов;

- эмоционально-корригирующая функция педагогического общения состоит в реализации в процессе обучения принципов “открытых перспектив” и “победного” обучения в ходе смены видов учебной деятельности. Она обеспечивает установление отношений доверительного общения между преподавателем и студентом и повышение с его помощью качества учебно-воспитательного процесса и его результативности;

- контрольно - оценочная функция педагогического общения заключается в организации взаимоконтроля обучающего и обучаемого, в совместном подведении ими итогов учебно-воспитательного процесса или определенного его этапа, в его оценке с самоконтролем и с самооценкой.

Одним из важнейших требований, предъявляемых к педагогической профессии, является четкость социальной и профессиональной позиции преподавателя. Позиция педагога представляет собой систему интеллектуальных и эмоционально-оценочных отношений к миру, к педагогической действительности и к педагогической деятельности. Социальная и профессиональная позиция педагога не могут не отразиться на его стиле педагогического общения, под которым понимаются индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога с учащимися или студентами. Общее представление о различных стилях педагогического общения дает рис. 69. При их классификации следует учитывать как-то, на основе чего формируется тот или иной стиль общения, так и то, что является наиболее характерным для его проявления. В.А. Кан-Калик выделяет пять различных стилей педагогического общения на основе следующих позиций.

1. Стиль общения преподавателя и студентов на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. Такое об­щение может складываться в процессе совместных исследований, руководства выполнением курсовых и дипломных работ, приглашения выпускника в аспирантуру. Оно характерно для сложившихся научных школ.

2. Стиль общения на основе дружеского расположения. Однако при этом обязательно должна быть соблюдена определенная мера дистантности, которая сохраняет статусные позиции и суверенность каждого из субъектов процесса педагогического взаимодействия.

3. Стиль общения на основе четко установленной и неукоснительно выдерживаемой дистанции. При этом преподаватель дистанцируется от студента, подчеркивая свой опыт и знания, различия в социальном статусе. Но дистанция должна быть основана на авторитете. В противном случае может резко снизиться общий творческий уровень совместной работы обучающего и обучаемого.

4. Стиль общения, основанный на устрашении студен­тов. Является крайне негативной формой общения, носит антигуманный характер и чаще всего вскрывает педагогическую не­состоятельность прибегающего к ней преподавателя.

5. Стиль общения на основе заигрывания со студентами. Этот стиль общения является ложным, обычно преподаватель, прибегающий к нему, имеет целью завоевать у студентов дешевый авторитет.

 

Список литературы

1. Основы педагогического общения: учебное пособие: курс лекций для студентов педагогических вузов/ В. С. Елагина, Е. Ю. Немудрая. – 2-е изд. – Челябинск: НП «инновационный центр «РОСТ», 2012.-184с.

2. Фалей, М. В. Педагогическое общение: учебное пособие/ М. В. Фалей. – Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2014. – 116с.

3. Сластенин В. А. и др. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Издательский центр «Академия», 2002. – 576с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: