Распределите слова по трём группам по способу словообразования

Безработный, бессмыслица, выключатель, высказать, высказывать, высказывание, напевать, написать, переводной, подставить, подставка, подстаканник, попросить, по-старому, соавтор, собеседование, содействовать, соотечественник, сопровождение.

4. Выполните словообразовательный анализ слов: перерыв, (это выражение) бессмысленно, бессмысленно (молчал и улыбался), разглядывать, заглядывать.

Теоретический и практический материал

По теме «Морфемика. Словообразование».

Морфема - значимая часть слова, которая передаёт определённую информацию о его лексическом и грамматическом значении.

Морфемика – раздел языкознания о значимых частях слова и морфемной структуре слова.

Словообразование – раздел науки о языке, изучающий способы образования слов. 

Производные основы - это те, в которых, помимо корня, имеются приставки и суффиксы.

Непроизводные основы состоят из корня.

Словообразовательная пара – это два однокоренных слова, одно из которых непосредственно образовано от другого (то есть это исходное и производное слово).

Словообразовательная цепочка – это ряд однокореных слов, которые последовательно образуются друг от друга.

Способы образования слов

 

приставочный -         опасный – пре опасный

                                  кто – кое -кто

                                  бежать - вы бежать

 

суффиксальный –   день - ден ёк

                                   луч – луч ист ый

                                   белый - бел е ть

приставочно –         курс - со курс ник               

суффиксальный        читать - в читать ся    

                                   немецкий – по -немецк и

      

бессуффиксный –    заплывать – заплыв

                             тихий – тишь

 

сложение    - слов -         вечнозелёный, кресло-кровать

           корней -    сенокос, листопад

           частей слов - универмаг, зарплата

           букв -         МГУ, НТВ

                       звуков -     МХАТ, ТЮЗ, вуз

 

переход слов                  рядовой (боец) – рядовой

из одной части речи     блестящий (на солнце) – блестящие (способности)

в другую                         благодаря (за приём) – благодаря (удаче)

 

Порядок морфемного разбора слова.

  1. Определить, какой частью речи является слово.
  2. Укажите окончание (если это изменяемая часть речи), формообразующий суффикс (если есть) и определите их значение.
  3. Укажите основу слова.
  4. Выделите приставки (если есть).
  5. Выделите словообразующие суффиксы (если есть).
  6. Выделите корень.

 

Пример.

                              Холодноватый

1. Слово является прилагательным.

2. Окончание -ый

3. Основа холодноват.

4. Приставок нет.

5. Словобразующие суффиксы: -оват- со значением «немного, слегка»

(холодноватый – «немного, слегка холодный»); -н- ( холодный – «имеющий отношение к холоду, связанный с холодом»).

       6. Корень – холод.

 

Порядок словообразовательного разбора.

1.  Дать толкование лексического значения слова.

2. Найти слово, от которого оно образовано. Выделить производящую основу.

3. Указать словообразующую морфему.

4. Построить словообразовательную цепочку.

5. Определить способ словообразования. Привести примеры слов, образованных

тем же способом с помощью тех же морфем.

 

Пример.

                                 Бездонный

1.Прилагательное бездонный имеет значение «не имеющий дна, глубокий».

2.Образовано от слова дно. Производящая основа - дон- (-//о).

3.Образовано с помощью приставки без - и суффикса – н-.

4. Дно – бездонный.

5. Слово образовано приставочно- суффиксальным способом (бездомный,

бессонный, бесхарактерный).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: