В. Ф. Одоевский «Бедный гнедко»

Год написания: 1841 г.

Содержание

Гнедко возил пассажиров в пролетке, но в зимний день потерял подкову и из-за этого стал скользить и повредил ногу. Мальчик - извозчик не обращал на это внимания и только погонял бедное животное, стараясь заработать как можно больше денег в праздничный день.

А ещё ребятишки бегут за санями да смеются и над лошадкой, и над извозчиком. А он ещё больше злится и вымещает свою злость на лошадке. Но толстый господин, которого вез извозчик, нахлобучил на глаза шляпу и сидит сиднем, как ни в чём не бывало.

В воспоминаниях лошади мы видим, что когда-то давно Гнедко был резвым жеребенком, который беззаботно проводил время со своей матерью, Серко. Его очень любили “хозяйские ребятишки” – Дашенька и Ванечка, они дарили ему ласку и заботу, баловали его. Однако Гнедко вырос и стал сильным жеребцом, хозяин принял решение продать его, хотя его “хозяйские ребятишки” слезно уговаривали его не делать этого. Но поняв, что их мольбы бесполезны, брат и сестра просили батюшку об одном - чтобы Гнедко попал к добрым людям.

Но бедный Гнедко упал, он не может шевельнуться, зарыл голову в снег, тяжело дышит и поводит глазами, как бы требуя помощи, извозчик плакал, а господин лишь рассердился.

Рассказчик пытался угомонить мальчика и указывал на то, что коню больно, он страдает. Но извозчик свою злость вымещал на бедном животном и только, по желанию толстого седока, старался заставить его бежать быстрее.

Его жестокость привела к тому, что конь упал, не имея сил ступить на поврежденную ногу, и мальчишке пришлось вызывать другого извозчика, чтобы отвезти покалеченного жеребца в конюшню.

В конце рассказчик повествует о

Характеристика героев

Гнедко – лошадка, которая потеряла подкову. Извозчик мучал его, из-за этого он упал. Гнедко не может даже кричать, потому что лошади не кричат, как бы жестоко ни страдали

Рассказчик – мужчина, ставший свидетелем пренебрежительного и откровенно жестокого обращения с лошадью.

Извозчик – мальчик, управляющий лошадью. Его жестокость привела к тому, что конь упал, не имея сил ступить на поврежденную ногу. Мучил животное, лишь бы получить деньги.

Толстый господин в очках – мужчина, сидевший в бричке, которую везет Гнедко. Ему тоже было все равно на мучение Гнедко, он торопился на обед и рассердился, когда лошадь упала. Жестокий и корыстный.

Даша и Ванюша – дети первого хозяина жеребца, которые очень любили и заботились о нем. Они кормили его хлебушком, а он резвился на травке. Дети очень сильно плакали и просили не продавать коня. они упрашивали извозчика беречь их Гнедка, не заставлять его возить тяжести, не мучить его.

Шарло – маленькая и смирная собачка. Дети издевались над ней и вывели ее из терпения, из-за чего она бросилась на них и некоторых укусила.

Чему учит

Данное произведение авторства Одоевского учит тому, что следует заботиться о животных, любить их и помогать в минуты трудности. Издеваться над братьями нашими меньшими может только злой, черствый, гнусный и ограниченный человек. Рассказ заставляет задуматься о том, что животные – это живые существа, которые нуждаются в добром отношении к себе. Произведение призывается быть гуманными и милосердными к любым животным. «Вообще, друзья мои, грешно мучить бедных животных, которые нам служат для пользы или для удовольствия. Кто мучит животных без всякой нужды, тот дурной человек. Кто мучит лошадь, собаку, тот в состоянии мучить и человека.»



В. Ф. Одоевский «Столяр»

 

Год написания: 1841 г.

Содержание

В 1739 году у одного бедного, неискусного столяра родился сын, по имени Андрей. Отец его не знал ни о чём на свете, кроме своей пилы, и потому готовил своего сына в столяры, что говорится, на живую нитку. Отец Андрея имел самое грубое понятие о своём ремесле. Но мало-помалу Андрею пришло в голову, что можно и должно лучше работать. От этой мысли он перешел к другой. Чтобы лучше работать, подумал он, мало снимать мерку с чужой работы и делать так, как другие делают, а надо работать не одними руками, но и головою. Ходя по домам, он рассматривал мебель, сделанную другими славными мастерами, и замечал, что работники его отца не в состоянии были сделать такую работу. Андрей старался знакомиться с работниками жившего подле них органного мастера, он нечаянно узнал, что их хозяин был человек грамотный. Тогда в молодом Андрее родилось сильное желание выучиться грамоте. Выучившись грамоте, он принялся читать книги, какие только мог найти. Книги стоили дорого; часто Андрей оставался целый день голодным, потому что все свои деньги употреблял на покупку какого-нибудь учебного сочинения или рисунка. Тяжело было Андрею, вставал раньше всех, но ложился позже всех. Настолько его тянуло к учению. Несмотря на голод, на холод, на недостаток в свете, на недостаток книг, Андреи в скором времени выучился чисто писать, рисовать, арифметике, геометрии. Но всё ему было мало. Однажды отец отправил Андрея с какою-то работою к г. Блонделю, профессору архитектуры, очень учёному члену Академии Художеств. Блондель заговорил с Андреем и очень удивился, заметив, что простой сын ремесленника имеет понятие о таких науках, о которых плохо знают и дети богатых людей, поэтому взял его в школу архитектуры. Вскоре Андрей представил своё академическое сочинение. Он всегда был завален работою и провёл жизнь свою в богатстве, почитаемый своими согражданами. И звали его Андрей Рубо.

Характеристика героев

Андрей – любопытный мальчик, которого тянуло к знаниям. Андрей трудился и откладывал деньги, чтобы накопить на книги и платить учителю. Андрей трудолюбивый, он голодал, мало спал, но все равно продолжал учиться. Это характеризует Андрея как умного и упорного мальчика.

Отец Андрея – простой столяр. Отец Андрея безграмотный, не понимал смысл в учении. Он работал так, как работали все, не думая головой, из-за этого вещи у него выходили кое-как.

Остальные рабочие – постоянно смеялись над упорством Андрея. Так же, как и отец Андрея, они не были обучены грамоте и делали всё криво и косо.

Чему учит

Автор показывает нам, что учение – это главный путь к успеху, и заставляет детей подумать над тем, что у них есть все возможности получать знания, в отличие от Андрея. Но зачастую дети не хотят учиться, а лишь играть. Автор призывает детей стараться учиться. Одоевский противопоставляет рабочих, которые «и мерку снимали точь-в-точь, так же строгали, так же наклеивали, но всё выходило то же, да не то: то один бок больше другого, то круг неровно выведен, то угол выдался, то едва сделают – развалится», Андрею и говорит, «что у тех людей, которые много учатся, всегда лицо само собою делается умным и привлекательным, оттого что на лице человека выходит всё, что он думает и чувствует».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: