ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ преддипломной практики
Цели преддипломной практики
Целью практики является:
· углубление студентом первоначального профессионального опыта,
· развитие общих и профессиональных компетенций,
· проверка готовности студента к самостоятельной трудовой деятельности,
· подготовка к выполнению выпускной квалификационной работы (дипломного проекта или дипломной работы).
Задачи преддипломной практики
1. Проводить диспансеризацию и патронаж беременных и родильниц,. профилактические осмотры и диспансеризацию женщин в различные периоды жизни
2. Проводить физиопсихопрофилактическую подготовку беременных к родам, обучение мерам профилактики осложнений беременности, родов и послеродового периода.
3. Проводить лечебно-диагностические мероприятия гинекологическим больным под руководством врача
4. Оказывать лечебно-диагностическую помощь при физиологической беременности, родах и в послеродовом периоде, при неотложных состояниях в гинекологии.
|
|
5. Осуществлять интенсивный уход при акушерской патологии.
6. Оказывать акушерское пособие при физиологических родах.
7. Проводить первичный туалет новорожденного, оценивать и контролировать динамику его состояния, осуществлять уход и обучать родителей уходу за новорожденным. Выявлять физические и психические отклонения в развитии ребенка.
8. Применять лекарственные средства по назначению врача.
9.. Информировать пациентов по вопросам охраны материнства и детства, медицинского страхования.
10. Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях, чрезвычайных ситуациях и в условиях эпидемии
Место преддипломной практики в структуре ОПОП
Программа преддипломной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям 060102 «Акушерское дело» базовой подготовки в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД), и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Проводить диспансеризацию и патронаж беременных и родильниц.
ПК 1.2. Проводить физиопсихопрофилактическую подготовку беременных к родам, обучение мерам профилактики осложнений беременности, родов и послеродового периода.
ПК 1.3. Оказывать лечебно-диагностическую помощь при физиологической беременности, родах и в послеродовом периоде.
ПК 1.4. Оказывать акушерское пособие при физиологических родах.
ПК 1.5. Проводить первичный туалет новорожденного, оценивать и контролировать динамику его состояния, осуществлять уход и обучать родителей уходу за новорожденным.
|
|
ПК 1.6. Применять лекарственные средства по назначению врача.
ПК 1.7. Информировать пациентов по вопросам охраны материнства и детства, медицинского страхования.
ПК 2.1. Проводить лечебно-диагностическую, профилактическую, санитарно-просветительскую работу с пациентами с экстрагенитальной патологией под руководством врача.
ПК 2.2. Выявлять физические и психические отклонения в развитии ребенка, осуществлять уход, лечебно-диагностические, профилактические мероприятия детям под руководством врача.
ПК 2.3. Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях, чрезвычайных ситуациях и в условиях эпидемии.
ПК 3.1. Проводить профилактические осмотры и диспансеризацию женщин в различные периоды жизни.
ПК 3.2. Проводить лечебно-диагностические мероприятия гинекологическим больным под руководством врача.
ПК 3.3. Выполнять диагностические манипуляции самостоятельно в пределах своих полномочий.
ПК 3.4. Оказывать доврачебную помощь пациентам при неотложных состояниях в гинекологии.
ПК 3.5. Участвовать в оказании помощи пациентам
в периоперативном периоде.
ПК 3.6. Проводить санитарно-просветительскую работу по вопросам планирования семьи, сохранения и укрепления репродуктивного здоровья.
ПК 4.1. Участвовать в проведении лечебно-диагностических мероприятий беременной, роженице, родильнице с акушерской и экстрагенитальной патологией и новорожденному.
ПК 4.2. Оказывать профилактическую и медико-социальную помощь беременной, роженице, родильнице при акушерской и экстрагенитальной патологии.
ПК 4.3. Оказывать доврачебную помощь беременной, роженице, родильнице при акушерской и экстрагенитальной патологии.
ПК 4.4. Осуществлять интенсивный уход при акушерской патологии.
ПК 4.5. Участвовать в оказании помощи пациентам
в периоперативном периоде.
ПК 5.1Оказывать помощь медицинской сестре в уходе за пациентом
ПК 5.2. Проводить несложные медицинские манипуляции
ПК 5.3. Участвовать в организации безопасной среды для пациента и медицинского персонала
ПК 5.4.Обеспечивать правильное хранение и использование предметов ухода и инвентаря
ПК 5.5.Соблюдать правила медицинской этики
ПК 5.6 Оказывать простые медицинские услуги
ПК 5.7Решать проблемы пациента посредством сестринского ухода
ПК 5.8.Проводить обучение пациента самоуходу
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации специалистов со средним медицинским образованием на базе среднего специального образования по специальности «Акушерское дело»
Общая трудоемкость преддипломной практики составляет 6 часов
Инструктаж по технике безопасности, производственный инструктаж- 45мин
Выполнение производственных заданий 135 мин
Самостоятельная работа 90 мин
Формы текущего контроля - фронтальный опрос, выполнение практических манипуляций, наблюдение и экспертная оценка на практических занятиях и при выполнении работ.
Тематическое планирование
п/п № | Разделы практики | Количество дней |
1 | Проведение диспансеризации и обследования беременных в женской консультации | 2 |
2 | Оказание лечебно-диагностической помощи при физиологической беременности, родах и в послеродовом периоде. | 6 |
3 | Медицинская помощь при патологическом течении беременности | 6 |
4 | Медицинская помощь новорожденному | 4 |
5 | Медицинская помощь женщине с гинекологическими заболеваниями. | 4 |
6 | Работа по приему беременной и роженицы в приемном отделении | 2 |
итого | 24 дня по 6 часов всего 144 часа (4 недели) |
По результатам прохождения преддипломной практики по специальности 060102 «Акушерское дело» студент должен:
Иметь практический опыт:
|
|
Медицинской и медико-социальная помощи женщине, новорожденному, семье при физиологическом течении беременности, родов, послеродового периода.
Медицинской помощи беременным и детям при заболеваниях, отравлениях и травмах;
Медицинской помощи женщине с гинекологическими заболеваниями в различные периоды жизни.
Медицинской помощи женщине, новорожденному, семье при патологическом течении беременности, родов, послеродового периода.
Содержание программы практики
Наименование подразделения | Студент должен знать | Студент должен уметь | ||||
Проведение диспансеризации и обследования беременных в женской консультации | ||||||
Женская консультация | - знать структуру и организацию работы женской консультации; - знать нормативную документацию; - знать санитарную обработку инструментов; - знать медико-биологические социально-психологические факторы, влияющие на внутриутробное развитие плода в разные сроки беременности; - знать основу планирования семьи. | - уметь заполнить карту и диспансерную книжку беременной; - уметь провести обследование беременной с установлением факта и срока беременности; - уметь организовать диспансерное наблюдение за беременной; - уметь взять мазок на онкоцитологию, гонорею, гормональную насыщенность, степень чистоты влагалища; - уметь провести гинекологические процедуры (спринцевание, введение тампона к шейке матки, влагалищные ванночки); - уметь провести беседу по психо-профилактической подготовке к родам; - уметь провести беседу по санитарно-гигиеническому обучению женщины; уметь организовать и осуществить | ||||
Оказание лечебно-диагностической помощи при физиологической беременности, родах и в послеродовом периоде. | ||||||
Родильное отделение (физиологическое и обсервационное) | Функциональные обязанности, права и ответственность акушерки. Основы законодательства. Нормативные документы. Знать ведение всех периодов родов. Влагалищное исследования. Амниотомию с оценкой околоплодных вод. Медикаментозное обезболивание. Подготовку к операции кесарево течение. Рассечение промежности вродах. Классическое ручное пособие при тазовых предлежаниях. Методы реанимации новорожденного. Ручное отделение плаценты. Осмотр родовых путей. Методы борьбы с кровотечением.
- знать принципы обследования рожениц в первом периоде родов, значение результатов влагалищного исследования и акушерском диагноз; - знать оценку внутриутробного состояния плода в первом периоде родов; - знать схемы, способы медикаментозного обезболивания; - знать методику проведения амниотомии с оценкой околоплодных вод; - знать принципы ведения второго периода родов, показания к эпизиотомии; - знать методы реанимации новорожденного, родившегося в состоянии асфиксии; - знать принципы ведения третьего периода родов; - иметь представление о мониторинговом ведении родов, об аппаратных методах диагностики. - иметь представление о влиянии совместного пребывания матери и ребенка на физиологическое течение послеродового периода и формирование чувства материнства; - знать необходимость наблюдения и ухода за здоровыми родильницами; - знать физиологические изменения в организме женщины после родов; - знать профилактические меры по предупреждению осложнений послеродового периода соматического и септического характера.
| Регистрировать и оценивать схватки. Прогнозировать течение родов. Оценивать сердцебиение плода. Осуществлять медикаментозную коррекцию аномальной родовой деятельности. Профилактику и лечение внутриутробной гипоксии плода. Подготовку к операции кесарево течение. Рассечение промежности вродах. Классическое ручное пособие при тазовых предлежаниях. Методы реанимации новорожденного. Ручное отделение плаценты. Осмотр родовых путей. Методы борьбы с кровотечением. Взять кровь из пуповины. Оценить состояние новорожденного по шкале Апгар и Сильвермана. Оценить признаки отслойки плаценты. Вывести послед наружными способами. Оценить объем кровопотери. Оказать помощь при кровотечениях. - уметь вести регистрацию и дать оценку схваток; - уметь провести пельвиометрию и оценку таза с акушерской точки зрения; - уметь применить наружные методы исследования роженицы; - уметь провести аускультацию плода и определить прогноз родов для него; - уметь провести профилактику внутриутробной гипоксии плода; - уметь осуществить профилактику слабости родовой деятельности; - уметь оценить эффективность психопрофилактической подготовки роженицы к родам; - уметь провести первичный туалет новорожденного; - уметь оценить признаки отслойки нормально расположенной плаценты; - уметь оценить степень кровопотери в родах; - уметь применить наружные способы выделения последа; - уметь осмотреть послед; - уметь провести профилактику кровотечения в родах (последовый и ранний послеродовой период); - получить навыки ухода за здоровой роженицей; - получить навыки предстерилизационной подготовки инструментария к родам; - получить навыки туалета наружных половых органов и промежности - уметь оценить правильность динамики инволюции полового аппарата родильницы; - уметь оценить формирование лактогенной функции молочных желез у родильницы; - уметь осуществить меры по профилактике мастита и лактостаза у родильницы; - уметь провести профилактические меры по борьбе с гипогалактией и возникновением трещин сосков; - уметь провести уход за родильницей со швами на промежности; - получить навыки оценки основных параметров родильницы в соответствии с сутками послеродового периода; состояние матки, увеличение матки, характер лохий, стул, мочеиспускание, температура и т.д.; - получить навыки рекомендаций по рациональной диете; - получить навыки наблюдения за выполнением рекомендаций по соблюдению личной гигиены родильницы; - получить навыки помощи в формировании у родильницы умений матери по уходу за младенцем; - получить навыки выполнения назначений и своевременной сигнализации о первых признаках послеродовых осложнений; - получить навыки соблюдение мер профилактики внутрибольничной инфекции. | ||||
Медицинская помощь при патологическом течении беременности | ||||||
Отделение патологии беременных | - знать факторы и группы риска по антенатальному периоду развития плода; - знать формирование и значения «доминанты» беременности; - знать формирование чувства материнства; - знать роль эхографии в оценке состояния беременной и внутриутробного плода; - знать наблюдение и раннюю диагностику ухудшения состояния беременных с акушерскими осложнениями, а также при сочетании беременности с экстрагенитальной патологией; - знать принципы психосоматической подготовки беременной к предстоящим родам; - знать методики проведения медикаментозной подготовки к родам. | - уметь соблюдать этические нормы в создании лечебно-охранительного режима; - уметь осуществить уход за беременными с акушерской и экстрагенитальной патологией; - уметь оказать помощь беременной при решении ею психологических и физиологических проблем; - уметь проводить психопрофилактическую подготовку беременных к родам; - уметь осуществлять некоторые методики ЛФК при беременности (дыхательная гимнастика и т.д.); - уметь оценить основные параметры общего состояния беременной (АД, пульс, температура, дыхание); - уметь осуществить раздачу лекарственных препаратов (по назначению врача) и наблюдать за их правильным и своевременным приемом, выявлять побочные эффекты, давать рекомендации по их устранению; - уметь выполнять врачебные назначения беременным с осложненным течением беременности (работа в процедурном кабинете). | ||||
Медицинская помощь новорожденному | ||||||
Отделение новорожденных | - знать санитарные нормы и правила организации отделения новорожденных; - знать должностные обязанности медицинской сестры отделения новорожденных; - знать приказы, инструкции и рекомендации по профилактике внутрибольничной инфекции в отделении новорожденных; - знать признаки доношенности, шкалу Апгар, рефлексы новорожденных, основные симптомы заболеваний периода новорожденности; - знать особенности ухода и вскармливания здоровых новорожденных; - иметь представления об анатомо-физиологических особенностях новорожденных, особенностях иммунитета и водно-электролитного обмена; - иметь представление о правилах проведения БЦЖ; - иметь представления о противопоказаниях к вакцинации; - иметь представления об особенности наблюдения за новорожденными из группы «высокого риска»; - иметь представления о методах ИВЛ, сердечно-легочной реанимации новорожденного; - иметь представления о технике интубации, люмбальной пункции. | - уметь собрать информацию о новорожденных; - уметь провести осмотр и обследование новорожденного ребенка акушеркой; - уметь выявить проблемы и составить план ухода и вскармливания; - уметь ввести лекарства через рот, подкожно, внутрикожно и внутримышечно; - уметь провести кормление через постоянный зонд; - уметь провести оксигенотерапию через маску; - уметь оформить документацию, направления на исследование; - получить навыки приема и сдачи дежурств; соблюдения мер профилактики внутрибольничной инфекции; работы с историями развития новорожденных; оценки состояния новорожденных; планирования ухода и вскармливания; ухода за пупочной ранкой; подмывания, утреннего туалета новорожденного; антропометрии, пеленания, гигиенической ванны; кормления новорожденного из бутылочки; определения частоты дыхания, пульса и сердечных сокращений; постановки газоотводной трубки, очистительной клизмы; применения грелки и пузыря со льдом; закапывания капель в нос, глаза, уши; сбора мочи и кала для лабораторных исследований; общения с мамой новорожденного и обучения правилам ухода и вскармливания. | ||||
Медицинская помощь женщине с гинекологическими заболеваниями. | ||||||
Гинекологическое отделение | Особенности медицинской этики в гинекологии. Знать основные гинекологические заболевания, методы профилактики, диагностики, лечения. Знать влияние гинекологических заболеваний на течение беременности, родов, и здоровье новорожденного. | Осуществлять уход за пациентками с гинекологическими заболеваниями. Выполнять гинекологические исследования. Ассистировать врачу при гинекологических исследованиях. Уметь проводить беседы о вреде аборта, подготовки к операциям. | ||||
Работа по приему беременной и роженицы в приемном отделении | ||||||
Приемное отделение | - знать особенности приема и санитарной обработки беременных и рожениц; - знать санэпидрежим приемного отделения. | - уметь правильно оформить документацию на беременную и роженицу; - уметь собрать общий и акушерский анамнез; - уметь осуществить подробный сбор эпидемиологического анамнеза, его анализ; - уметь провести наружное акушерское исследование: окружность живота, высота стояния дна матки; - уметь определить предполагаемый вес плода, положение, позиции, вид и предлежание плода, дать оценку; - уметь дать характеристику внутриутробного состояния плода (аускультация); - уметь взять материал на исследование (бактериологическое); - уметь провести осмотр в зеркалах, двуручный осмотр и дать оценку шейки матки; - уметь провести пельвиометрию (наружные размеры таза, характеристика по ним внутренних растворов; индекс Соловьева, форма и размеры ромба Михаэлиса); - уметь транспортировать беременных и рожениц в отделение; - получить навыки оценки общего состояния беременной и роженицы, оценки антропометрических данных роженицы, беременной; - получить навыки методики качественной пробы на протинурию; - получить навыки соблюдения мер профилактики внутрибольничных инфекций; - получить навыки техники качественной санитарной обработки беременной, роженицы. | ||||
вопросы:
1. Планирование обследования и наблюдения беременных в женской консультации.
2. Обработка рук перед операцией.
3. Техника удаления слизи из дыхательных путей новорожденного.
4. Техника влагалищного и бимануального исследования
5. Первичная обработка новорожденного
6. Характеристика родовой деятельности.
7. Измерение таза и его оценка.
8. Определение массы внутриутробного плода.
9. Санпросветработа в гинекологии.
10. Измерение индекса Соловьева, его оценка.
11. Лечение лактостаза.
12. Мероприятия по оживлению новорожденного в асфиксии.
13. Измерение диагональной конъюгаты.
14. Патронаж беременных и родильниц.
15. Определение предположительной массы плода, значение.
16. Определение истинной конъюгаты всеми способами.
17. Выслушивание сердцебиения плода.
18. Дополнительные методы исследования в гинекологии: зондирование, выскабливание, биопсия, пункция заднего свода.
19. Определение положения плода.
20. Подготовка к пункции заднего свода, показания.
21. Лечение внутриутробной гипоксии плода в 1-м периоде родов.
22. Определение предлежания плода.
23. Осмотр наружных половых органов.
24. Уход за здоровым новорожденным.
25. Определение позиции и вида плода.
26. Предоперационная подготовка гинекологических больных.
27. Техника обработки пуповины.
28. Определение окружности, высоты стояния дна матки и предполагаемого веса плода.
29. Пельвеометрия.
30. Диагностика гипоксии плода.
31. Определение срока беременности по величине матки и высоте стояния дна матки.
32. Послеоперационный уход.
33. Хроническая гипоксия плода. Причины, лечение.
34. Обследование с помощью влагалищных зеркал.
35. Первый туалет новорожденного.
36. Показания и техника проведения перинеотомии.
37. Методы ухода и наблюдение за роженицей.
38. Обработка пуповины новорожденного.
39. Подготовка беременных к малым гинекологическим операциям.
40. Перечислите инструменты необходимые для приема родов.
41. Местное лечение гинекологических больных.
42. Оценка новорожденного по Апгар.
43. Способы выделения последа.
44. Лечение асфиксии новорожденного и интенсивные мероприятия.
45. Уход за послеоперационным больным в гинекологии.
46. Способы выделения оболочек.
47. Первый туалет новорожденного.
48. Техника катетеризации мочевого пузыря.
49. Оценка зрелости шейки матки.
50. Обработка глаз новорожденного.
51. Доврачебная помощь при неотложных состояниях в гинекологии.
52. Определение срока беременности, срока родов. И даты выдачи дородового отпуска.
53. Правила проведения двуручного исследования.
54. Уход за недоношенным новорожденным.
55. Наружное обследование роженицы.
56. Оценка новорожденного по шкале Апгар.
57. Показания и техника взятия мазков из влагалища.
58. Влагалищное исследование женщины, его цель, техника проведения.
59. Уход за родильницей с осложнениями.
60. Оценка недоношенности плода.
61. Определение слабости родовой деятельности.
62. Профилактика мастита в женской консультации.
63. Острая гипоксия плода.
64. Обследование и диспансеризация гинекологических больных.
65. Профилактика крупного плода в женской консультации.
66. Первый туалет новорожденного.
67. Предоперационная подготовка больных с внематочной беременностью.
68. Профилактика гестозов в женской консультации.
69. Признаки недоношенности плода.
70. Взятие влагалищных мазков: бактериологическое, небактериологическое, кольпоцитологическое и онкоцитологическое исследование.
71. Определить поперечное положение плода.
72. Уход за новорожденным в палате.
73. Приготовить инструменты к операции м/с.
74. Профилактика перенашивания.
75. Оценка зрелости доношенного плода
76. Медикаментозное обезболивание родов (по назначению врача).
77. Определение жизни и смерти плода.
78. Техника двуручного исследования гинекологических больных.
79. Ассистенция при наложении акушерских щипцов.
80. Лечение асфиксии новорожденного и интенсивные мероприятия (по назначению врача).
81. Правила обработки и снятия швов.
82. Оказание помощи при кровотечении в послеродовом периоде.
83. Профилактика мастита в родильном доме.
84. Профилактика гонобленнореи.
85. Оказание помощи при кровотечениях в раннем послеродовом периоде.
86. Подготовить инструментарий к пункции заднего свода.
87. Обработка пуповины.
88. Показания и техника ручного обследования полости матки.
89. Обработка и снятие швов после полостных операций.
90. Подготовка новорожденного к грудному вскармливанию.
91. Техника взятия мазков у гинекологических больных.
92. Санитарная обработка рожениц при поступлении в родильный дом.
93. Уход за недоношенным новорожденным
Аттестация по итогам преддипломной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтверждаемых документами ЛПУ. (Аттестационный лист- с отметкой о выполнении видов работ, путевка направление, отзыв ЛПУ, дневник с оценками и росписью непосредственного и общего руководителя практики все документы заверенные печатью ЛПУ).
На аттестацию студенты должны представить:
дневник производственной практики,
аттестационный лист - характеристика, (с подписью непосредственного, общего руководителя и заверенные печатью ЛПУ)
лист самоанализа, портфолио студента
Результатом аттестации является оценка, которая суммируется за ведение документации, работы в ЛПУ, и ответ по билету.
Итоговая оценка выставляется на основании:
· оценки за работу в лечебно-профилактическом учреждении (итоговая не должна быть выше оценки, выставленной в лечебно-профилактическом учреждении), учитывая посещаемость студента практических занятий
· оформления дневника практики; и мед.документации
· оценки за выполнение практического задания. (Аттестационный билет, решение задачи)