Сравнительная характеристика Ты-высказываний и Я-высказываний

В познании самого себя человек не может обойтись собственными силами (потому что у каждого человека и в каждый момент жизни существует «Слепое пятно» психики). Для более полного и качественного самопознания абсолютно необходимы другие люди, а именно их обратная связь.

Обратная связь – информация о человеке с точки зрения других людей: их «глазами», «ушами», «ощущениями» и т.д. Сегодня известны два способа подачи обратной связи.

Способы подачи обратной связи

I. Ты-высказывание.

Строится по формуле:

Ты + такой-то

Человек, дающий обратную связь, замечает в другом человеке различные особенности, говорит «ты» и называет его какое-либо психологическое качество (характеристику, черту характера, состояние, чувство, отношение, мотив, цель, ценность и т.д.).

Примеры:

Ты – очень аккуратный.

Ты – неорганизованный.

Ты - слишком беспечный.

Очень уж ты навязчивый.

Мне кажется, что ты очень ранимый.

Может быть, я ошибаюсь, сейчас ты, кажется, расстроен.

Я замечаю в тебе неискренность.

Ты не до конца выражаешь свои чувства.

Характеристика Ты-высказываний:

1. Наиболее распространенный способ подачи обратной связи, именно так большинству людей давали обратную связь в родительской семье, в школе, в университете, и мы автоматически усвоили так же давать обратную связь другим людям.

2. Менее эффективный способ подачи обратной связи, так как у человека, получающего этим способом обратную связь, срабатывает психологическая защита (по З.Фрейду) – человек, не задумываясь, автоматически, избавляется от любой неприятной информации о себе, в случае, если речь идет о социально негативных, осуждаемых в обществе качествах, отрицательных чертах характера, негативных чувствах и т.п. Избавление от информации обратной связи происходит различными способами (разные виды защитных механизмов). Самый распространенный способ – перемещение внимания с себя на другого человека по формуле «Ты – козел, сам – козел». Результат действия разных защитных механизмов всегда одинаковый – человек испытывает эмоциональное облегчение, не чувствует боли собственного несовершенства, не расстраивается, может быть ему кажется, что он «ничего не чувствует», так как функция защитного механизма – избавить человека от неприятных эмоциональных переживаний, но одновременно человек избавляется от информации о себе в обратной связи, глубоко не задумывается о ней, вообще на рассматривает ее сам с собой, не соотносится, не анализирует, считает, что это она не имеет значения. Поэтому эффективность данного способа обратной связи низкая - человек не задумался о себе, цель обратной связи не достигнута.

3. Ты – высказывания могут осложнять отношения между людьми, приводить к конфликтам, если речь идет о негативных характеристиках, люди ругаются, играют в игру «Ты – козел, сам- козел» или избегают друг друга в дальнейшем общении.

II. Я-высказывание.

Строится по формуле:

Я (или мне) + чувствую (или ощущаю) такое-то (конкретно) чувство (или ощущение, состояние) + на такое-то конкретное внешнее проявление другого человека в процессе общения

Человек, дающий обратную связь, определяет с помощью рефлексии чувство (или ощущение), которое испытывает в данный момент в общении с человеком, которому дает обратную связь, говорит «Я (или мне)», называет это чувство, далее определяет и говорит на какое именно внешнее проявление, поступок другого человека это чувство (или ощущение) возникло. 

Примеры:

Я радуюсь, если ты улыбаешься.

Я смущаюсь, когда мне говорят комплименты.

Мне становится дискомфортно, когда люди близко подходят и пристально смотрят мне в глаза.

Существует два варианта Я-высказываний:

1) В Я-высказываниях избегать местоимения «ты». Абстрактно и обобщенно говорить вообще про всех людей. Например: Я расстраиваюсь, когда мне долго не звонят. Это предлагается произнести в качестве обратной связи человеку, который долго не звонил.

2) В Я-высказываниях не избегать местоимения «ты». Необходимо конкретно описывать именно внешне наблюдаемые проявления другого человека (поступки, действия), а не называть его качества, характеристики, не делать о них обобщений, не называть его возможного внутреннего отношения к вам, к чему-либо. Например: Я расстраиваюсь, когда ты мне долго не звонишь.

Характеристика Я-высказываний:

1. Менее распространенный способ подачи обратной связи, редко встречается особенно в российской культуре, так как редко кто так давал нам обратную связь. Требует специального обучения, тренировки, умения замечать многочисленные ошибки и исправлять их, а также закрепления, автоматизации в процессе каждодневного общения.

2. Наиболее эффективный способ подачи обратной связи, так как у человека, получающего обратную связь этим способом, не срабатывают психологически защиты, им нет необходимости защищаться, о их качествах не идет речь, не делаются выводы о них.

3. С помощью Я-высказываний возможно получить дополнительный положительный эффект для процесса общения – появляется шанс (не гарантия) улучшить напряженные отношения с человеком, если особенно он автоматически (не задумываясь, неосознанно) последует примеру – и также скажет о своих чувствах в ответ на обратную связь и обозначит, на что он реагирует в поведении, проявлениях другого человека.

Сравнительная характеристика Ты-высказываний и Я-высказываний

Ты-высказывания

Плюсы Ты-высказываний:

1. Ты-высказывания могут приносить быстрое частичное эмоциональное облегчение человеку, дающему обратную связь через обозначение качеств, характеристик другого человека – становится психологически легче только от того, что энергия чувства (или нескольких чувств)  вышла наружу путем высказывания, а не осталась внутри. Однако это именно частичное облегчение, так как человек, дающий обратную связь с помощью Ты-высказываний, свои чувства часто даже не осознает, им не уделяется внимания, наоборот, человек отстраняется от них путем перевода внимания с себя на другого человека.

2. Положительная обратная связь с помощью Ты-высказываний, когда обозначаются приятные лично для человека его качества, особенности, а также качества, которые приветствуются в обществе («Ты самый нежный», «Какая ты заботливая») - может очень радовать, повышать самооценку, поддерживать.

Минусы Ты-высказываний:

1. У человека, получающего негативную обратную связь, если обозначаются неприятные лично для него, социально негативные, неодобряемые, осуждаемые в обществе его качества (например, «безответственный», «наглый», «тупой» и т.д.) срабатывает психологическая защита. Известно, что человеку свойственно автоматически (бессознательно, не задумываясь) избавляться, то есть защищаться от любой неприятной информации о себе и от негативных эмоций, которые вызваны ей. В этом случае обратная связь оказывается малоэффективна. Если вам важно, чтобы человек вас услышал, задумался о себе и своем поведении – это оказывается невозможным, он просто не воспринимает ее всерьез, не задумывается о ней глубоко, не хочет этого делать.

2. Избавление от негативной информации о себе чаще всего происходит по формуле «Ты козел – сам козел», то есть путем перенаправления внимания с себя на человека, дающего обратную связь с помощью Ты-высказываний, и поиск или припоминание его недостатков. Это всегда можно сделать при желании, стоит только присмотреться, найти несимпатичное в человеке и обозначить это.

3. С помощью Ты-высказываний велик риск испортить отношения (по сравнению с тем, если вообще не давать обратную связь), так как общение в этом случае сопровождается негативными эмоциями. Игра «ты такой, а ты такой» может долго и неприятно продолжаться в дальнейшем общении или, наоборот, резко заканчиваться разрывом отношений.

Я-высказывания

Плюсы Я-высказываний:

1. Человеку, получающему обратную связь с помощью Я-высказываний, не говорится о его личности, качествах, характеристиках, состояниях, чувствах, отношении к чему-либо, поэтому это не включает психологическую защиту (не от чего защищаться). За счет этого, Я-высказывания – гораздо более эффективный способ подачи обратной связи, так как человек, получающий ее, не избавляется от информации о себе автоматически, может более внимательно ее рассмотреть с самим собой, задуматься о своем поведении, своих проявлениях.

У дающего обратную связь с помощью Я-высказываний развиваются такие качества зрелой личности как спонтанность и компетентность во времени. Именно в текущей ситуации (здесь-и-сейчас) человек реагирует - обозначает свои истинные чувства и то, на что именно он реагирует. Важно, что все это предотвращает преждевременные негативные обобщения о другом человеке.

2. Я-высказывания помогают лучше разбираться в себе говорящему их человеку, позволяют значительно точнее осознать себя. Важно осознавать себя не абстрактно, какой я вообще (где много иллюзий, например, какой я добрый, или какой я черствый), а в данной конкретной ситуации (позволяет заметить, например, что я разный) познать свое чувство, состояние, не «проскочить» его.

Это качество зрелой личности называется «сензитивность» (чувствительность) к себе.

3. Не «проскакивать» свое чувство важно тем, что это позволяет более глубоко и быстро проживать свои ситуативные чувства, не отстраняясь от них и не перемещая их в область бессознательного. Это истинная сензитивность, которая не равна постоянной погруженности в себя, а проявляется тогда, когда оказалось что-то важно в происходящем, благодаря возникшему чувству и возможности заметить его, побыть с ним.

Известно, что накопление различных чувств в области бессознательного отнимает у человека много энергии. Она уходит на удержание чувств в состоянии неосознанности. Это опасно чрезмерной (хронической) усталостью или более серьезными последствиями для психического и физического здоровья, оборачивается неадекватным поведением человека в непредсказуемые моменты, когда происходит взрыв накопленной эмоциональной энергии.

Внимательное отношение к своим чувствам, импульсам, влечениям позволяет человеку не только заботиться о своем физическом состоянии, что обеспечивает профилактику психосоматических заболеваний, а также освобождает энергию на творчество, работу, отдых. Все это постепенно приводит к интегральному чувству удовлетворенности собой и своей жизнью.

Удовлетворенность собой и своей жизнью – обобщенное качество зрелой личности.

4. Я-высказывания – далеко не панацея от всех бед, но с их помощью вы действительно можете улучшить процесс общения с людьми. Они не направлены на то, чтобы заставить другого человека сделать что-то и не выполняют функцию улучшения отношений с кем-либо напрямую, но косвенно от них очень часто можно получить дополнительный эффект этого улучшения. Это происходит потому, что человек, получающий обратную связь этим способом, автоматически часто реагирует по формуле «Я чувствую - а я чувствую». После этого оказывается, что общающиеся люди поделились чувствами друг с другом, а если еще смогли оба обозначить и понять, на что именно эти чувства, то они прошли первый этап исследования любых затруднений в отношениях, он всегда необходим. После этого гораздо легче искать решение возникшей проблемы, ясность может приходить сама собой. Гораздо легче проясняется, например, что на мое обозначенное расстройство другой человек реагирует безразличием (говорит об этом или никак не меняет свое поведение, не соотносится с моим чувством и вообще, может быть, молчит) – и если такое повторяется снова и снова, гораздо увереннее можно делать выводы об отношениях, принимать решение о них.

В данных моментах развивается такое качество зрелой личности как контактность.

5. Человек, дающий обратную связь с помощью Я-высказываний, может значительно продвинуться в самоанализе и саморазвитии, если он лучше других замечает свои чувства, смотрит на них со стороны,  то невольно начнет анализировать их лучше других, в том числе попытается вскрыть собственные идеи-мысли-установки, которые укоренились в его психике. Человеку может стать ясно, почему он реагирует в данной конкретной ситуации именно таким чувством. Это помогает принимать себя по-настоящему.

Высокое самопринятие – еще одно качество зрелой личности.

6. Проговаривая через Я-высказывания свои эмоции, чувства именно другим людям (конечно, не всегда стоит это делать) – вызвавшему их адресату – мы всегда усиливаем самовосприятие, не можем уже поверхностно отнестись к своим собственным чувствам, начинаем в этот момент видеть их именно со стороны, а не внутри себя. После этого мы оказываемся вынуждены пересматривать (или впервые в жизни формировать) свою позицию по отношению к своим чувствам-реакциям. Не обязательно при этом изменяется что-то, а возможно укрепляется, запоминается - на что и как реагирую я сам. Все это позволяет лучше видеть долю своей ответственности в ситуации.

Ответственность - одно их базовых качеств зрелой личности.

7. В целом, привычка реагировать от своего лица, умение здесь-и сейчас определять себя и свои контакты с людьми развивает независимость, когда личность ощущает себя автором своей жизни.

Автономность – центральное качество зрелой личности.

Минусы Я-высказываний:

1. Я-высказывания не приняты в российской культуре: немногим в семьях повезло их слышать в процессе воспитания, поэтому их освоение требует преодоления собственного сопротивления, ригидности психики (скатывания к привычным Ты-высказываниям) и тренировки, как при формировании любого нового навыка. В это требуется вложить драгоценные наши время и силы.

Сравнение количества плюсов и минусов Ты- и Я-высказываний однозначно показывает, что Я-высказывания являются более психологически грамотным способом подачи обратной связи, чем Ты-высказывания.

Освоение навыка грамотных Я-высказываний требует не только тренировки, но и понимания и осознания многочисленных ошибок, которые совершаются при попытке их использовать. Эти ошибки могут быть непроизвольны для человека, незаметны и, к сожалению, полностью перечеркивают эффективность Я-высказываний. С ними нужно бороться! Этим и займемся в этой обучающей игре.

Продолжаем задачи практической психологии (1. и 2. смотреть ранее в наших лекциях):

3. Психология призвана помочь человеку лучше разбираться в других людях, больше понимать их, (особенности их ситуативного состояния, их чувства, эмоции, черты характера, темперамента, мотивации, целей, ценностей и тд.), и на основе этого, выстраивать с людьми более эффективное взаимодействие, более качественно общаться,  разрешать конфликты и т.д.

Правильно общаться с людьми – общаться с ними по-разному, на основе чувствительности к особенностям партнера по общению, к своим особенностям, к ситуации общения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: