IV. Языческая реформа Владимира

Богам Владимира, идолы которых были поставлены в Киеве около 980 г., посвящена огромная и противоречивая литература.

Принятие христианства должно было содействовать укреплению государственности, но в таком акте таилась большая опасность: византийцы считали, что каждый народ, получивший новую веру из рук греческого духовенства, тем самым становился вассалом византийского цесаря, возглавлявшего и светскую и высшую духовную власть. Отец Владимира, князь Святослав, прекрасно осознавал эту опасность и категорически отказывался принять христианство, к чему хотела склонить его мать, княгиня Ольга, крестившаяся еще в середине X в.

Перечень богов Владимира считали то домыслом летописца, то позднейшей вставкой, то сводом своих и чужих богов, то суммой выписок из разных полемических сочинений, а иной раз даже ошибались в счете богов и писали о каком-то "семичленном пантеоне", хотя в летописи упомянуто, шесть имен.

Раскопки в городе Владимира документировали наличие пяти кумиров, что полностью соответствует именам пяти антропоморфных божеств, не считая Семаргла, изображение которого не могло быть названо кумиром.

В пантеон Владимира не были включены известные нам по другим источникам: Род и рожаницы; Сварог; Волос - Велес; Переплут, Лада и Леля. При первом взгляде на этот перечень не вошедших в пантеон 980 г. богов, имена которых встречаются в поучениях церковников на протяжении 500-

11

600 лет после крещения Руси, действительно может показаться, что "пантеон" - всего лишь случайный: произвольный подбор имен языческих богов, не отражающий никакой религиозной или политической идеи.[7]

Следует сказать, что новый культ насаживался довольно агрессивно. Т.к. главным богом был назначен не очень популярный за пределами киевской дружины князя Перун, следовало ослаблять более популярных «народных» богов. По этой причине в пантеон не был включён Велес. Интересен, так же тот факт, что в некоторых случаях идол Перуна устанавливался вместо других идолов. Согласно археологическим раскопкам именно такая ситуация имела место в Новгороде. Воевода Добрыня установил идол Перуну на капище существовавшем уже 200 лет, попросту убрав с него другого почитаемого бога, которым по предположению Рыбаков был весьма почитаемый в Новгороде Род. Убрать другого высокочтимого в этом городе идола, а именно Велеса, Добрыня по какой-то причине не решился. Вследствие этого имела место конкуренция двух культов – официальные княжеские структуры продвигали культ Перуна, а народ традиционно почитал Велеса.

Цели реформы: 1). Подчёркивалась суверенность Руси от Византии. 2). Укреплялась власть князя, т.к. во главе пантеона стоял покровитель князя и дружины. К тому же из всего скопища богов выделялся один главный даже промеж других богов – сигнал о единоначалии и среди людей. 3). Ослаблялись позиции варягов-христиан, а так же новый пантеон противопоставлялся и скандинавскому язычеству. Владимир не смог бы прийти к власти без помощи варягов, и поэтому старался ослабить свою зависимость от них. 4). Унифицировался культ на всей территории страны.

12

Пантеон Владимира: 1). Перун; 2). Хорс; 3)Даждьбог; 4). Стрибог; 5). Семаргл; 6). Макошь.

Языческая «реформа» Владимира оказалась неудачной, как и предшествующие ей попытки провозгласить Перуна верховным божеством всех восточных славян. Главной причиной тому являлась историческая необратимость разложения родоплеменного строя, что делало неизбежным падение союза союзов племен под гегемонией Киева. В 984 г. Владимир воюет с радимичами. Следовательно, вместо единения «реформа» привела к раздорам и обострению отношений Киева с подвластными ему племенами. Тогда Владимир обращается к христианству.

Заключение

Язычество древних славян являлось верой простого народа, который естественным образом был приближен к земле, природе. Это была, своего рода система магических знаний, которая могла умереть только вместе с народом. Пока народ способен жить, и осознавать себя на своей земле наследником предшествующих поколений, будет жива и его традиция.

Язычество, в моем понимании, это сложная система мировосприятия древних славян с ее культами, божествами, обрядами и традициями. Но одно здесь остается неоспоримым – это очень тесная связь человека с природой.

Большинство языческих славянских верований и обрядов не кануло бесследно в Лету и не стерлось из памяти русских людей. Подчас непроизвольно мы обращаемся к своей генетической памяти, празднуя свадьбы, рассказывая сказки. Наше языческое прошлое очень стойко, оно

существует в народных напевах, играх, ворожбе, в радостях и горестях, оно всегда останется в загадочной и прекрасной русской душе.

 

13

 

Список используемой литературы

1) Брайчевский М. Ю. Утверждение христианства на Руси. - Киев: Наукова Думка, 1989. –   204 с.

2) Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М.: Культура, 2015. – 640с.

3) Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. - М.: Академический проект, 2014. – 806 с.

 

 

 

 


[1] Рыбаков Б. А. Язычество древних славян / Б.А. Рыбаков. - М.: Культура, 2015. – С. 9.

[2] Рыбаков Б. А. Язычество древних славян / Б.А. Рыбаков. - М.: Культура, 2015. – С. 11.

 

[3] Рыбаков Б. А. Язычество древних славян / Б.А. Рыбаков. - М.: Культура, 2015. – С. 17.

 

[4] Брайчевский М. Ю. Утверждение христианства на Руси / М.Ю. Брайчевский. - Киев: Наукова Думка, 1989. – С. 14.

[5] Рыбаков Б. А. Язычество древних славян / Б.А. Рыбаков. - М.: Культура, 2015. – С. 366.

 

 

[6] Рыбаков Б.А. Язычество древних славян / Б.А. Рыбаков. - М.: Культура, 2015. – С. 393.

 

 

[7] Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси / Б.А. Рыбаков. - М.: Академический проект, 2014. – С. 436.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: