Изменения в налоговой политике

- снижение выкупных платежей и постепенная отмена подушной подати;

- повышение налога на землю, строения, денежные капиталы, золотодобывающую отрасль;

- новые налоги на наследство и загранпаспорта;

- ввёл акцизы на водку, табак, сахар

- повышены таможенные пошлины.

И.А Вышнеградский - министр финансов:

- проводил мероприятия по повышению покупательной способности рубля;

- ввоз в страну (импорт) стал ниже вывоза (экспорта) за границу;

- поощрял вмешательство государства в экономику;

- привлечение иностранных капиталов – инвестиции;

- доходы государства превысили расходы, создан золотой запас.

С.Ю. Витте – министр финансов 1892-1893гг. Поддержка предпринимательства, но при активном вмешательстве государства.

Завершение промышленного переворота. С 1893- промышленный подъём.

Введена система государственных заказов, поощрение крупной промышленности и ж.д. строительства.

Денежная реформа 1897 (денежная реформа Витте) —установившая золотой монометаллизм рубля или жесткую привязку рубля к золоту, Золотой стандарт рубля.

 

 

Тема 3. Общественные движения второй половины XIX в.

Экономический кризис 1900—1903 гг. вызвал общее сокращение производства, что повлекло увольнение рабочих и резкий рост стачечного движения. В требованиях рабочих наметился переход от экономических лозунгов к политическим (в частности, «Долой самодержавие!»). Общественные движения второй половины XIX в. вызваны следующими причинами:

· продолжается сохранение старой социально-политической системы;

· нерешённость крестьянского вопроса;

· противоречия между рабочими и предпринимателями, либеральной буржуазией и консервативным дворянством, между самодержавием и народами, входившими в состав Российской империи;

· половинчатость реформ 1860—1870-х гг. и колебания правительственного курса.

Идейные течения.

В пореформенной России окончательно оформились три направления в общественном движении — консерваторы, либералы и радикалы. У них были разные политические цели, организационные формы и методы борьбы, духовные и морально-этические позиции.

 

 

Направление Представители Идеи
Консерваторы.   государственные деятели, литераторы и философы К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков, В.П. Мещерский, А.А. Фет, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев.   В основе идеологии лежала теория официальной народности (самодержавие+ народ + православие). Ключевыми положениями теории были укрепление самодержавия, поддержка дворянства в качестве его опоры, сохранение единой и неделимой России, господство православия, поощрение русификации инородцев, необходимость корректировки реформ 1860—1870-х гг. в интересах дворянства. Консерваторы имели поддержку среди всех слоёв общества.  
Либералы историки, юристы, литераторы: Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, А.М. Унковский, И.С. Тургенев, И.И. Петрункевич, А.С. Муромцев, Д.Н. Шипов. Свои идеи они публиковали в журналах «Русский вестник», «Русская беседа», «Вестник Европы», «Отечественные записки».   Продолжалась деятельность славянофилов и западников. Появился новый социальный слой — разночинцы. Сторонники либерального направления выступали за расширение прав земств и создание центральных представительных учреждений, введение гражданских свобод.  
Радикалы. Народничество

Многие либеральные деятели отвернулись от правительства после реформы 1861 г. и ослабления цензуры. В городах создавались кружки наиболее радикально настроенных представителей земского либерального движения. Влияние на них оказывали статьи Н, Г. Чернышевского, А. И. Герцена и Н. П, Огарёва (газета «Современник»). Чтобы поднять крестьян на восстание, они распространяли прокламации, в которых призывали к всеобщему и немедленному бунту.

Радикалы развивали идеи народничества, представленного либеральным и революционным направлениями.

Либеральное направление народничества Н. К. Михайловский, В. П. Воронцов Проводили пропаганду мирных путей общественного преобразования, выступали за введение всеобщего начального образования, отмену телесных наказаний, высказывали мнение, что интеллигенция должна помочь русскому народу избавиться от бедности и невежества. В среде либеральных народников господствовало мнение о важности культурной работы в народе.

Теории революционного народничества:

1. анархистское

2. пропагандистское

3.заговорщицкое

   
М.А. Бакунин Крестьяне готовы к революции. Государство — источник эксплуатации, поэтому его надо уничтожить. Вместо него — союз самоуправляющихся общин.  
П.Л. Лавров — хождение в народ Крестьяне не готовы к революции. Надо усилить пропаганду, для её успеха создать революционную организацию
П.Н. Ткачев — террор Крестьяне не готовы к революции, пропаганда не даст быстрых результатов. Надо создать тайную организацию, которая осуществит захват власти.

 

.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: