- снижение выкупных платежей и постепенная отмена подушной подати;
- повышение налога на землю, строения, денежные капиталы, золотодобывающую отрасль;
- новые налоги на наследство и загранпаспорта;
- ввёл акцизы на водку, табак, сахар
- повышены таможенные пошлины.
И.А Вышнеградский - министр финансов:
- проводил мероприятия по повышению покупательной способности рубля;
- ввоз в страну (импорт) стал ниже вывоза (экспорта) за границу;
- поощрял вмешательство государства в экономику;
- привлечение иностранных капиталов – инвестиции;
- доходы государства превысили расходы, создан золотой запас.
С.Ю. Витте – министр финансов 1892-1893гг. Поддержка предпринимательства, но при активном вмешательстве государства.
Завершение промышленного переворота. С 1893- промышленный подъём.
Введена система государственных заказов, поощрение крупной промышленности и ж.д. строительства.
Денежная реформа 1897 (денежная реформа Витте) —установившая золотой монометаллизм рубля или жесткую привязку рубля к золоту, Золотой стандарт рубля.
|
|
Тема 3. Общественные движения второй половины XIX в.
Экономический кризис 1900—1903 гг. вызвал общее сокращение производства, что повлекло увольнение рабочих и резкий рост стачечного движения. В требованиях рабочих наметился переход от экономических лозунгов к политическим (в частности, «Долой самодержавие!»). Общественные движения второй половины XIX в. вызваны следующими причинами:
· продолжается сохранение старой социально-политической системы;
· нерешённость крестьянского вопроса;
· противоречия между рабочими и предпринимателями, либеральной буржуазией и консервативным дворянством, между самодержавием и народами, входившими в состав Российской империи;
· половинчатость реформ 1860—1870-х гг. и колебания правительственного курса.
Идейные течения.
В пореформенной России окончательно оформились три направления в общественном движении — консерваторы, либералы и радикалы. У них были разные политические цели, организационные формы и методы борьбы, духовные и морально-этические позиции.
Направление | Представители | Идеи | ||
Консерваторы. | государственные деятели, литераторы и философы К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков, В.П. Мещерский, А.А. Фет, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев. | В основе идеологии лежала теория официальной народности (самодержавие+ народ + православие). Ключевыми положениями теории были укрепление самодержавия, поддержка дворянства в качестве его опоры, сохранение единой и неделимой России, господство православия, поощрение русификации инородцев, необходимость корректировки реформ 1860—1870-х гг. в интересах дворянства. Консерваторы имели поддержку среди всех слоёв общества. | ||
Либералы | историки, юристы, литераторы: Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, А.М. Унковский, И.С. Тургенев, И.И. Петрункевич, А.С. Муромцев, Д.Н. Шипов. Свои идеи они публиковали в журналах «Русский вестник», «Русская беседа», «Вестник Европы», «Отечественные записки». | Продолжалась деятельность славянофилов и западников. Появился новый социальный слой — разночинцы. Сторонники либерального направления выступали за расширение прав земств и создание центральных представительных учреждений, введение гражданских свобод. | ||
Радикалы. Народничество | Многие либеральные деятели отвернулись от правительства после реформы 1861 г. и ослабления цензуры. В городах создавались кружки наиболее радикально настроенных представителей земского либерального движения. Влияние на них оказывали статьи Н, Г. Чернышевского, А. И. Герцена и Н. П, Огарёва (газета «Современник»). Чтобы поднять крестьян на восстание, они распространяли прокламации, в которых призывали к всеобщему и немедленному бунту.
Радикалы развивали идеи народничества, представленного либеральным и революционным направлениями. | |||
Либеральное направление народничества | Н. К. Михайловский, В. П. Воронцов | Проводили пропаганду мирных путей общественного преобразования, выступали за введение всеобщего начального образования, отмену телесных наказаний, высказывали мнение, что интеллигенция должна помочь русскому народу избавиться от бедности и невежества. В среде либеральных народников господствовало мнение о важности культурной работы в народе. | ||
Теории революционного народничества: 1. анархистское 2. пропагандистское 3.заговорщицкое | ||||
М.А. Бакунин | Крестьяне готовы к революции. Государство — источник эксплуатации, поэтому его надо уничтожить. Вместо него — союз самоуправляющихся общин. | |||
П.Л. Лавров — хождение в народ | Крестьяне не готовы к революции. Надо усилить пропаганду, для её успеха создать революционную организацию | |||
П.Н. Ткачев — террор | Крестьяне не готовы к революции, пропаганда не даст быстрых результатов. Надо создать тайную организацию, которая осуществит захват власти. |
.