а) При навеске трассы СРТ перестежка в 3-4 м от дна колодца (пола) делается всегда за 2 точки. При вырывании крюка вышерасположенный участок веревки, возможно, не успеет нагрузиться до того, как человек коснется дна.
б) Французы считают, что длины каремов в 1-1,4 м (длина веревки 2-2,8 м) безопасны и вполне приемлемы. В них удобно наступать ногой при перестежке и удобно перестегиваться. Мы же считаем, что длина карема должна быть минимальной, не более 0,5-0,7 м.
в) ??? Вариант прохождения перестежки на спуске: буржуй висит на усе, веревку протравливает через Stop, НО под Stop-ом на веревке завязан узел «проводник», примерно в 2 м от точки. (Чтобы не улететь???)
г) Необходимо уметь спускаться на зажимах (по технике подъема), поочередно нажимая на кулачки кроля и жумара, но не открывая их.
д) Вариант перехода с подъема на спуск: встав на педаль, встегнуть короткий ус просто в рапель над жумаром, расположить карабин, чтобы он при нагружении оказался не сбоку от жумара, а как бы наделся на него, на торцевую-боковую часть обоймы жумара. Зависнуть на этом коротком усе, выстегнув кроль. Встегнуть спусковое. Выстегнуть короткий ус, потом жумар. Спускаться.
|
|
е) Вариант прохождения узла на спуске: въехал в узел. Встегнул в 30 см выше жумар. Встегнулся коротким усом над жумаром и завис на нём. Выстегнул и перестегнул ниже узла Stop. Выстегнул ус, жумар, продолжил спуск.
ж) Вариант подъема на жумаре с педалью и Stop-ом, если нет кроля: встегнуть веревку в Stop только за нижнюю бобышку, (как ГРИ-ГРИ).
з) Подъем с использованием узла Гарда и жумара с педалью: нужны 2 одинаковых симметричных овальных карабина (не такие, как на рисунке). Лучше работает на мягкой веревке. После завязывания узла необходимо развернуть один из карабинов так, что бы они оказались расположенными муфтами в противоположные стороны.
Идущая вверх веревка (по которой происходит спуск) выходит сбоку от двух карабинов. Рукой вытягиваешь конец веревки, выходящий между карабинов. Работает очень хорошо.
и) Подъем на узле Реми и жумаре с педалью. Используем 2 симметричных овальных карабина. Также лучше работает на мягкой веревке.
Последовательность вязки: узел УИАА вяжем на левом карабине; тянем за выходящую вниз ветвь и выворачиваем завязанный узел УИАА обратно; встегиваем правый карабин в образованную снизу после левого карабина прослабленную полупетлю веревки.
Выбирать веревку при подъеме несколько тяжелее, чем на узле Гарда и карабинном.
к) Подъем на карабинном узле и жумаре с педалью.
Используем несимметричный, небольшой карабин—неравнобокую трапецию. Например—LUCKY Meteor. И овальный 7 мм рапид Petzl.
|
|
На рисунке вместо рапида используется карабин, но лучше использовать рапид. При нагружении они становятся несколько криво, некрасиво, но при правильном подборе карабина работает превосходно.
Важно! На рисунке правая сторона рапида-«перекладины» должна быть без муфты, цельная. Иначе веревка может выстегнуться! Муфта должна располагаться со стороны идущей наверх ветви веревки!
л) Подъем со схватывающим узлом «косичка» («braid hitch») с педалью и одним из вышеприведенных способов вместо кроля. Узел вяжется из куска веревки того же диаметра, что и рапель. Берем этот кусок веревки за середину и прикладываем её к рапели. Сначала делается 2 оборота вокруг рапели одним концом против часовой стрелки; причем первый оборот - под уходящий вниз ветвью веревки, а второй оборот - над ней (на рисунке этого нет), а затем уже наматывается собственно «косичка», поочередно оборачивая концы веревки вокруг рапели. Все обороты делаются как можно плотнее и туже, иначе узел работать не будет. Обычно достаточно 4-5 оборотов. Однако, для рапели 9 мм, а куска веревки 10 мм только после 9 оборотов узел начал хорошо работать.
Сразу под нижним витком, как можно ближе к нему вяжется узел «проводник» (без петли, просто двумя концами куска веревки). Выше узла в образовавшуюся петлю встегиваем карабин, за который прикрепляем к «косичке» педаль.
м) Использование узла Прусика из стропы. Делаем 2 оборота петли и завязываем «проводник» двумя концами. Это позволит избежать перекашивания узла под нагрузкой.
н) Узел УИАА! ОЧЕНЬ ВАЖЕН ПРИ СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТАХ!
Спуск на узле. Держать входящий (идущий вниз) конец веревки в 30 см выше узла УИАА вместе с рапелью, идущей вверх. Можно здесь поставить маленький карабин, просто объединяющий две ветви рапели. Это позволяет уменьшит кручение веревки и облегчает контроль за ней.
Фиксация узла УИАА: правой рукой сильно сжимаем сам узел на карабине; левой делаем петлю на входящей снизу веревке и вяжем петлей полуузел сразу над узлом УИАА. На конце петли после этого вяжем «проводник» и встегиваем его отдельным карабином в карабин узла УИАА. Это - «контролька».
Не совсем понятная информация: узел УИАА с блокировкой держит до 1700 кг; без блокировки - 1100-1200 (столько же «восьмерка»).
о) Использование для подъема вместо жумара пантина с педалью. Для предотвращения выстегивания пантина из веревки, после установки пантина на веревку в отверстие в нём встегивается карабин. Он не даст кулачку отжаться полностью, чтобы веревка смогла выйти из него.
Соло-транспортировка .
На снятие пострадавшего из зависания у них отводится 3 минуты.
Далее привожу дословный перевод их книги, практически полностью совпадающий с конспектом занятий.
Книга является переводом с английского издания "Alpine Caving Techniques", Georges Marbach, Bernard Tourte, Speleo Projects, 2002. Разрешение на публикацию русского перевода в сети Интернет было получено в ходе электронной переписки.
Переводчики: Шварц Д., Шварц Ю.
Текст перевода расположен на сайте Новосибирского спелеоклуба:
(http://nskdiggers.h1.ru/archive/ACT/M.htm).
Там же можно посмотреть все иллюстрации, раскрыв их во весь экран.