Все эти события у Шолохова стали неотъемлемой частью судеб главных героев, а их судьбы влились в общий поток истории

Система персонажей романа.

Учащимся даётся задание законспектировать материалы  в рабочую тетрадь по литературе.

Своеобразие жанра романа-эпопеи.

Широкий пространственный и временной охват повествования:

- Предыстория мелеховского рода (с конца 50-ых годов XIX века).

- Основное действие начинается в мае 1912 года.

- Финал романа приходится на март 1922 года.

Действия происходят в течение 10 лет, события 1917 года делят роман пополам.

Характеристика событий:

I. События мирового масштаба:

- Первая Мировая и гражданская войны;

- Февральская и Октябрьская революции.

II. События, определившие судьбы казачества:

- Корниловский мятеж;

- Мятеж генерала Каледина;

- Верхнедонское восстание;

- Восстание Подтёлкова.

Все эти события у Шолохова стали неотъемлемой частью судеб главных героев, а их судьбы влились в общий поток истории.

Отличия от романа-эпопеи «Война и мир»:

- Отсутствие философских обобщений, рассуждений о силе, «движущей народами»;

- Нет теоретического обоснования собственной исторической концепции;

- Моноцентричность эпопеи (один главный герой Григорий Мелехов).

Сообщение  о казачестве как о сословии

Казачество

Казачество определяют как военное сословие в России в XVIII – начале XX века. В XIV – XVII веках возникают самоуправляющиеся общины так называемых вольных казаков, главным образом из беглых крестьян. Общины эти располагались за границами России, по её окраинам – на Днепре, Дону, Волге, Урале, Тереке. Именно казаки явились главной движущей силой народных восстаний на Украине в XVI – XVII веках и крестьянских войн в России XVII – XVIII веках.

Правительство старалось не ссориться с казаками, признавало их относительную самостоятельность и подчинило казачество, превратив его в привилегированное военное сословие, использовало для охраны границ, в войнах, в усмирении бунтов.

К началу XX века существовало 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Терское, Оренбургское, Уральское, Астраханское, Сибирское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское, Забайкальское). В 1916 году казачье население состояло из 4,4 млн. человек, владело 63 млн. десятин земли. В Первую Мировую войну воевало около 300 000 казаков.

Начало раскола было положено сотни лет назад, когда менее зажиточные казаки северных округов, не имевшие ни тучных земель, ни виноградников, ни богатых охотничьих и рыбных промыслов, временами чинили набеги на великорусские земли и служили оплотом всем бунтарям, начиная с Разина.

Работа над темой «Духовный мир донского казачества»

Духовный мир донского казачества

Родство казаков и земли

Святость воинского долга

Семейные отношения

Понятие рода и семьи для казаков

Дикость нравов в казачьей среде

Ключевые эпизоды (луговой покос, сборы казаков на службу, ссора Пантелея Прокофьевича с Григорием, получение письма о награждении Григория, свадьба Григория, расправа Степана Астахова над Аксиньей, драка тавричан с казаками на мельнице).

Характер Григория Мелехова.

Формирование личностных качеств главного героя показывается, исходя из условий их возникновения. Условия, сформировавшие характер главного героя романа

Земля и труд на ней, воинский долг, семья, хутор, курень – важнейшие составляющие духовного мира казака.

Далее одиннадцатиклассники, анализируя эпизоды лугового покоса и убийства Григорием австрийского солдата в первом бою, приходят к выводу, что шолоховский портрет всегда фиксирует важные изменения в человеческой психике, переломные моменты в судьбе героев.

Показывая нерасторжимую связь Григория с окружающим миром, характеризуя своеобразие его мировосприятия, автор использует описание традиционного для русской литературы пейзажа звёздной лунной ночи.

Эпизод купания коня

«По Дону наискось – волнистый, никем не езженный лунный шлях. Над Доном – туман, а вверху звёздное просо. Конь сзади сторожко переставляет ноги. К воде спуск дурной. На той стороне утиный кряк. Возле берега в тине взвернул и бухнул по воде омахом охотящийся на мелочь сом.

Григорий долго стоял у воды. Прелью сырой и пресной дышал берег. С конских губ ронялась дробная капель. На сердце у Григория лёгкая радостная пустота. Хорошо и бездумно. Возвращаясь, глянул на восход, там уже рассосалась синяя полутьма» (1-1-3).

Традиционный для русской литературы пейзаж звёздной, лунной ночи дан здесь через восприятие донского казака: «лунный шлях», «звёздное просо» и т.д. Не случайно и упоминание сома, не ускользнувшего от внимания Григория – не только землепашца, но и рыболова.

Анализ эпизода избиения Листницкого и разрыва с Аксиньей.

Просмотр фрагмента художественного фильма С. Герасимова «Тихий Дон».

Учащиеся делают вывод о страстности и решительности главного героя произведения.

Слово учителя.

Григорий Мелехов обладает огромной внутренней силой, которая непроизвольно проявляется в его поведении и отношениях с людьми во время воинской службы.

Вопрос учащимся:

- В каких ещё эпизодах видна эта внутренняя сила главного героя?

Вывод о характере Григория Мелехова на момент начала Первой Мировой войны:

Григорий Мелехов кровно связан с родной природой, любит всё живое, имеет обострённое чувство собственного достоинства, страстный до буйства.

Слово учителя.

Мировая война - центральное историческое событие первой книги романа.

Какова общая атмосфера пейзажа?

С помощью каких деталей она создаётся?

Какова цветовая и звуковая гамма пейзажа?

Какие эпитеты кажутся вам наиболее выразительными?

Каково место этого пейзажа в тексте?

Какова его художественная функция?

Грозное предзнаменование народного бедствия.

Предваряющий пейзаж:

«Сухое тлело лето. Против хутора мелел Дон, и там, где раньше быстрилось шальное стремя, образовался брод, на тот берег переходили быки, не замочив спины. Ночами в хутор сползала с гребня густая текучая духота, ветер насыщал воздух пряным запахом прижжённых трав. На отводе горели сухостойные бурьяны, и сладкая марь невидимым пологом висела над Обдоньем. Ночами густели за Доном тучи, лопались сухо и раскатисто громовые удары, но не падал на землю, пышущую горячечным жаром, дождь, вхолостую палила молния, ломая небо на остроугольные голубые краюхи.

По ночам на колокольне ревел сыч. Зыбкие и страшные висели над хутором крики, а сыч с колокольни перелетал на кладбище, ископыченное телятами, стонал над бурыми затравевшими могилами» (1-3-1).

Слово учителя.

Ключевой сценой изображения начала войны является сцена мобилизации на фронт казаков. М.А. Шолохов рисует читателям коллективный портрет казачества, даёт речевую характеристику коллективного героя (слайды № 89 – 90).

Коллективный портрет

«На площади густела толпа. В рядах лошади, казачья справа, мундиры с разными номерами погонов. На голову выше армейцев-казаков, как гуси голландские среди мелкорослой домашней птицы, похаживали в голубых фуражках атаманцы. <…> Пьяные, разгорячённые лица». Однако казачья масса, хотя она и названа толпой, не кажется Шолохову однородной и безликой, она состоит из индивидуальных человеческих характеров, поэтому с коллективным портретом соседствуют детали портретов отдельных персонажей, в том числе и эпизодических (хмурый и озабоченный военный пристав, здоровенный чёрный атаманец, низкорослая казачка, вахмистр в рыжей оправе бороды и др.)

Речевая характеристика коллективного героя

Форма – многоголосый диалог. Давая представление о настроении казачества в целом, автор в то же время раскрывает сугубо индивидуальные воззрения, характеры и судьбы.

Война – основная тема, которую обсуждают герои и к которой постоянно возвращаются на протяжении всей сцены. Однако отношение к надвигающейся опасности у казаков разное. Кто-то говорит о ней со страхом («А ну как война?), кто-то – с лёгкостью и уверенностью в своей силе («Супротив нас какая держава устоит?»), кто-то равнодушен к распрям правительств («Нам до них дела нету»), кто-то печалится лишь из-за введённого во время войны запрета на продажу спиртного («Монопольку закрыли!»).

И всё-таки преобладает в разговоре недовольство войной, и связано это прежде всего с тем, что война отрывает казаков от земли, от выполнения их главного хлеборобского долга.

Массовые сцены романа

В массовых сценах жизнь казачества предстаёт в бесконечном многообразии красок, и не случайно разговоры о войне перемежаются репликами бытового характера, серьёзными и комическими. Писатель раскрывает не только настроение казаков в данный момент. За разнообразными, подчас не связанными между собой репликами многоголосого диалога встают исторические судьбы казачества, его традиции и жизненный уклад.

Массовые сцены даны в романе не изолированно, их ритмическое чередование с повествованием об отдельных судьбах придаёт изображаемым событиям удивительную объёмность, стереоскопичность.

Работа с пейзажем-описанием состояния природы на Дону в первые месяцы войны.

«Там, где шли бои, хмурое лицо земли оспой взрыли снаряды: ржавели в ней, тоскуя по человеческой крови, осколки чугуна и стали. По ночам за горизонтом тянулись к небу рукастые алые зарева, зарницами полыхали деревни, местечки, городки. В августе, - когда вызревает плод и доспевают хлеба, - небо, выстиранное ветром, неулыбчиво серело, редкие погожие дни томили парной жарой.

К исходу клонился август. В садах жирно желтел лист, от черенка наливался предсмертным багрянцем, и издали похоже было, что деревья – в рваных ранах и кровоточат рудой древесной кровью» (1-3-10).

Вопросы для беседы:

В чём специфика данного пейзажа?

Какие приметы войны включены в пейзаж?

Каков характер метафор и олицетворений?

Как раскрывает образный строй отрывка восприятие войны автором и героем?

Кто из предшественников Шолохова изображал войну подобным образом?

Благодаря неожиданным метафорам, ярким олицетворениям создаётся ощущение, что сама природа участвует в войне. Подобный приём изображения войны виден у Л.Н.Толстого (финальные сцены Бородинского сражения). Война для писателей не противоборство армий, а вселенское бедствие.

Однако приведённый пейзаж не только придаёт повествованию эпический размах, но и раскрывает внутреннее состояние людей, оказавшихся на войне. Шолохов широко применяет в романе психологический параллелизм. Изменения, происходящие в природе, соответствуют тому, что совершается в душе каждого человека. «Перемены вершились на каждом лице, каждый по-своему вынашивал в себе и растил железные семена, посеянные войной, и все вместе, молодые, только что вырванные из станиц и хуторов казаки, в обстановке творившегося кругом смертного ужаса, напоминали стебли скошенной, вянущей и меняющей свои очертания травы» (1-3-10).

Учащимся предлагается проанализировать внутреннее состояние и поведение Григория Мелехова на войне. Вот к чему они должны прийти:

Несмотря на то что война в романе предстаёт в крови и страданиях, Шолохов изображает Григория Мелехова мужественным воином, вполне заслуженно получившим высокую награду – Георгиевский крест. Мелехов сражается бесстрашно и в то же время бездумно, не ведая, за что проливает свою и чужую кровь. Но война сталкивает Григория с разными людьми, общение с которыми заставляет его задуматься, причём не только о сущности самой войны, но и о своей собственной жизни, и о том мире, в котором он живёт.

Знакомство учащихся с системой действующих лиц и взглядами на жизнь героев, окружающих Григория Мелехова.

Система действующих лиц романа, центром которого является Григорий Мелехов, строится так, что рядом с главным героем возникают персонажи, воплощающие полярные взгляды и жизненные позиции. Такими полюсами в период мировой войны становятся для Григория Чубатый и Гаранжа.

Григорий и жизненная философия Чубатого

«Человека руби смело. Мягкий он, человек, как тесто, - поучал Чубатый, смеясь глазами. – Ты не думай, как и что. Ты – казак, твоё дело – рубить, не спрашивая. В бою убить врага – святое дело. За каждого убитого скащивает тебе Бог один грех, тоже, как и за змею. Животную без потребы нельзя губить, - телка, скажем, или ишо что, - а человека унистожай. Поганый он, человек… Нечисть, смердит на земле, живёт вроде гриба-поганки» (1-3-12).

Такая бесчеловечная позиция, даже в условиях войны, оказывается для Григория неприемлемой. Поэтому и стреляет он в чубатого, когда тот ни за что срубил пленного мадьяра.

«…а убил бы тебя – одним грехом на душе меньше бы стало», - скажет он впоследствии» (1-3-20).

Взгляды Гаранжи

Усталый и разочарованный, получивший ранение в голову, Григорий попадает в московскую глазную клинику Снегирёва, где судьба сводит его с Гаранжой. Раненый пулемётчик-украинец был недоволен всем: «За що мы с тобой, хлопче, воювалы? <…> За буржуим мы воювалы, чуешь? Що ж це такое – буржуй? Птыця така у коноплях живе. <…> Ты кажешь, - за царя, а шо ж воно таке – царь? Царь – каплюга, царица – курва, паньским грошам от войны прибавка, а нам на шею… удавка. Чуешь? Ось! Хвабрыкант горилку пье, - солдат вошку бье, тяжко обоим… Хвабрыкант с барышом, а рабочий нагишом, так воно порядком и пластуетця… служи, казак, служи!» (1-3-23)

Григорию запали в душу наставления Гаранжи, содержавшие большевистские идеи.

Слово учителя.

В заключение этого занятия необходимо отметить, что в основе создания образа главного героя произведения автором положен принцип двуполюсности его натуры. Это проявляется в колебаниях Григория Мелехова при выборе жизненной позиции и в его любовных чувствах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: