Влад К. Ф. Юона в методику обучения изобразительного искусства

Юон Константин Федорович - русский и советский живописец, мастер пейзажа, театральный художник, теоретик искусства, педагог.

Родился К.Ф. Юон 24 октября 1875 года в Москве. С детства он занимался искусством, придумывал декорации для спектаклей, которые устраивались в доме, где рос будущий художник. С восьми лет начал заниматься живописью и рисованием, а позже решил поступать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где проучился с 1892 по 1898 год. Его преподавателями были такие мастера, как Константин Савицкий, Абрам Ефимович Архипов, Николай Касаткин, но наибольшее влияние на Юона К. Ф. произвел Валентин Серов. Более всего Юон унаследовал от своего учителя любовь к народной жизни, к родной природе. Но, в отличие от Серова, в его произведениях подчеркнута красота старинного национального уклада России. В автобиографии Юон К. Ф. писал, что хотя Серов был требователен и строг, Константин Федорович благодарен ему за все беседы, потому что именно Серов помог найти Юону «свое искусство». Так же следует отметить, что в своей педагогической деятельности Юон следовал некоторым методам своего учителя (обучение на собственном примере, работа по памяти, раскрытие каждого отдельного ученика), которые мы рассмотрим ниже.

1900 год был знаменательным в жизни художника. В этом году он закончил свои занятия в мастерской Серова и вышел на путь самостоятельного творчества. Произведения К. Ф. Юона являются яркой страницей русской дореволюционной и советской живописи. Мастер своеобразного художественного дарования, он по-своему увидел архитектуру древних русских городов и природу среднерусской полосы. Его картины отличаются радостным восприятием действительности и декоративным богатством палитры. Художника привлекает зодчество древних городов, в которых он находит неисчерпаемые возможности для создания ярких красочных композиций. Во всех этих полотнах Юон выступает горячим жизнелюбцем, воспринимающим действительность с ее самой яркой, праздничной стороны. Но иногда художник обращался и к историческим темам.

Нельзя не отметить, что Юон К.Ф. работал как театральный художник-исполнитель. Он работал в Малом театре и оформил ряд спектаклей: «Доходное место», «Волки и овцы» Островского, «Егор Булычев и другие» Горького и другие.

Рисунок 1 К.Ф. Юон "Зеленая столовая. Эскиз декорации к пьесе А. М. Горького "Егор Булычев и другие" музей МХАТ

Для декораций Юона, так же, как и для его станковой живописи, характерны точный, безупречный рисунок, ясный, тёплый колорит, композиционная чёткость, благородная простота и законченность формы. Тонкая передача интерьера и архитектурных мотивов соединяется в искусстве Юона с жизнерадостным звучанием пейзажа, мастерским воссозданием атмосферы быта, стиля пьесы.

  В этом же, 1900 году Юон начал свою педагогическую деятельность. Вместе со своим товарищем И. О. Дудиным Константин Юон открыл «Классы рисования и живописи» — собственную частную школу наподобие художественных студий-мастерских. Среди его выпускников можно отметить монументалиста Веру Мухину, пейзажиста Александра Куприна, участника «Бубнового валета» Роберта Фалька, графика Владимира Фаворского и других известных художников.

                                                  

Рисунок 2 А. Куприн "Сокольники. Каланча" 1919г.                 Рисунок 3 В. Фаворский "Охотный ряд" 1939г.

Рисунок 4 В. Мухина

Педагогическая работа ко многому обязывала Юона: он должен был давать точные и чёткие ответы на все вопросы учащихся. Для этого ему самому прежде всего надлежало обрести ясность в художественных взглядах. Юон вспоминал, что педагогическая работа имела для него в те годы «дисциплинирующее значение»: она спасала его от юношеских увлечений модными художественными направлениями, помогала вырабатывать твёрдость убеждений.

К. Ф. Юон внес большой вклад в развитие методов преподавания рисования. Он уделял внимание вопросам методики преподавания не только в художественных, но в общеобразовательных школах, т. к. считал, что рисование имеет значение в формировании личности человека, а кроме того, оно способствует пониманию явлений мира. Юон К. Ф. говорил, что детей в школе следует учить профессиональным навыкам и законам искусства: «нужно учить постоянно и неуклонно закономерностям зрительного мира. Нужно дать основные понятия о перспективе, об установлении горизонта, т. е. места человеческого глаза в отношении того, на что он смотрит.

Так же Юон придавал большое значение научному обоснованию метода преподавания. В статье о культуре рисунка он писал: «Рисунок лежит в основе всех изобразительных искусств. Культура рисунка направлена на воспитание привычек к методической работе над формой. Она устанавливает логическую последовательность работы над формой, вырабатывает методику контрольных моментов, способствует быстрейшему и безошибочному приближению к цели».

Юон считал, что даже технические вопросы в рисунке должны рассматриваться с научной точки зрения. Говорим ли мы о технике рисунка, о передаче материальности предметов — всегда педагог обязан объяснить ученику причины этих явлений. Ведь рисунок связан со всеми другими научными предметами преподавания, как география, история, естественные науки — зоология ботаника, геология, или такие, как физика, химия, математика. Поэтому ученикам общеобразовательных наук важно овладеть рисунком.

Если говорить о методах преподавания, то Юон был против учебы, где учитель смотрит на работу и говорит ученику, что нужно исправить. Ученик должен сам анализировать свою работу.

 Юон учил умению видеть и изучению законов зрительного мира, считая, что «кто изучает законы зрительного мира, тот одновременно изучает и законы живописи». Мастер приучал учащихся воспринимать предмет в зависимости от изменений условий света и пространства.

Безусловно, К. Ф. Юон развивал в начинающем художнике умение искать характерное из типического. Например, рисуя человека, с одной стороны, должно быть знание анатомии (с умением открыть своеобразие в лице, фигуре человека), а с другой - изучение индивидуального проявления у каждого отдельного человека; как делал и сам Юон в написанных им портретах-передавал характерное, сохраняя пропорции.

 

Рисунок 5 Юон К. Ф. портрет А. А. Бахрушина

 Так же своим ученикам Константин Федорович прививал способность работать по памяти и рекомендовал изучать природу в ее деталях, что помогает начинающему художнику овладеть живописью, овладеть картиной.

Большим недостатком некоторых преподавателей советской школы рисунка Юон считал пренебрежительное отношение к методическому наследию старой академической школы, к классике. Он считал большим упущением, что ученики перестали работать с гипсами. По мнению Юона, советская художественная школа должна восстановить рисование с гипсов. Он писал: «С давних пор существует непримиримый спор о пользе рисования с гипсов, о порядковых ступенях обучения рисунку с гипсов и с живой натуры. Польза рисования с гипсов заключается прежде всего в том, что они, будучи белыми, отлично учат разбираться в самых тонких отношениях светотени без примеси к ним сбивающих с толку цветовых отношений. Другая положительная сторона рисования с гипсов в том, что они способствуют восприятию крупных, обобщенных форм, лишенных случайных ненужных мелочей».

Так же Юона волновали вопросы композиции и живописи, например, передача живописной фактуры, порядок кладки красок. Юон рекомендовал преподавателям объяснить световые контрасты — кое-что рассказать о спектре, о том, что такое рефлекс, о взаимодействии цвета и света, о взаимодействии светлых и темных красок, как только ученик сядет за краски.

 

Рисунок 6 Юон К. Ф. "Купола и ласточки" 1921г. Государственная Третьяковская галерея

Рассматривая преподавание как особый вид искусства, Юон считал, что преподаватели должны стоять на единых методических позициях. В этом плане Юон правильно говорил о необходимости выработки единой методологической основы для различных методов преподавания.

Юон советовал преподавателям самокритичнее посмотреть на самого себя и быть пошире, пообъективнее, нужно свои привычки оставить, так как имеешь дело с большой аудиторией.

Подводя итог, важно отметить, Юон не создал своей школы. Он пропустил через свои руки несколько тысяч учеников, но как художник не создал своей школы, своего направления в живописи. У Юона-педагога повторилась судьба его учителя Серова, воспитавшего плеяду крупных художников, но не имевшего прямых последователей. Их воспитанники не остались только учениками, а обрели свое собственное творческое лицо. Как и Серов, Юон предоставлял молодежи возможность самостоятельного развития. Он как наставник стремился постичь уровень и характер дарования ученика и направить в то русло, где оно наиболее полно раскроется.

Несмотря на это, Юона внес неоценимый вклад в преподавание изобразительного искусства. В его наследии, помимо живописных полотен, — научные статьи по педагогике, истории и теории изобразительного искусства, а также книги «Об искусстве» и «О живописи». Юон К. Ф. за многолетние выдающиеся достижения в искусстве был награжден Сталинской премией первой степени, был признан заслуженным деятелем искусства РСФСР, Народным художником РСФСР и СССР. Константин Юон скончался в 1958 году в возрасте 82 лет в Москве. Произведения художника сегодня хранятся в коллекциях крупнейших музеев России.

 


 

1. К.Ф. Юон. Человек, художник, общественный деятель. Педагог. [Каталог-сборник]

2. Осмоловский Ю.Э. «Константин Юон»

3. Третьяков Н. «К.Ф. Юон»

4. Юон К. Ф. «Автобиография»

5. http://artwork2.com/content/yuon-konstantin-fedorovich-khudozhnik-dekorator-pedagog



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: