Лекция № 9 Виды искусства

1. Виды искусства и их классификация.

2. Характеристика видов искусства.

1. Художественно-творческое мышление и эстетическая деятельность человека развёртывается в многообразных формах, которые называют видами искусства, родами и жанрами искусства. Выделяют следующие виды искусства: литература, графика, живопись, скульптура, хореография, музыка, архитектура, прикладное и декоративное искусство, цирк, художественная фотография, кино, телевидение.

В истории эстетики источник многообразия искусства находили: Кант — в многообразии способностей субъекта, Гегель — во внутренней дифференциации объективной идеи, французские материалисты — в различии художественных средств, которыми пользуются музыканты, поэты, живописцы.

Эстетическая теория установила, что в зависимости от материальных средств, с помощью которых конструируются художественные произведения, объективно возникают три группы видов искусства:

1) пространственные, или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное искусство и дизайн), т. е. такие, которые развёртывают свои образы в пространстве;

2) временные (поэзия, музыка), т. е. такие, где образы строятся во времени, а не в реальном пространстве;

3) пространственно-временные (танец; актёрское искусство и все базирующиеся на нём синтетическое искусство - театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое искусство и т. д.), т. е. такие, образы которых обладают одновременно протяжённостью и длительностью, телесностью и динамизмом.

Причина разделения искусства на виды — многообразие типов общественной практики человека в сфере художественного освоения мира, опирающееся на эстетическое многообразие действительности. На основе всемирно-исторической практики человечества в процессе жизнедеятельности людей возникло богатство человеческого духа, развились эстетические чувства человека.

Художественное развитие человечества — два встречных процесса:

1) от синкретизма к образованию отдельных видов искусства (от нерасчлененного, слитного художественного мышления в древности отпочковались танец, пение, музыка, театр, литература, и XIX в. формируется художественная фотография, в XX в. — кино и телевидение);

2) от отдельных искусств — к их синтезу (кино — и отдельный вид искусства, и синтез ряда искусств; архитектура вступает в синтез с монументальной живописью и скульптурой). Для развития художественной культуры равно плодотворны и вычленение специфики каждого из искусств, и взаимодействие муз.

Многообразие видов искусства дает возможность эстетически осваивать мир во всей его сложности и богатстве. Нет главных и второстепенных искусств, но каждый вид обладает своими сильными и слабыми сторонами в сравнении с другими видами искусства.

Соотношение между искусствами, их большая или меньшая близость, их внутреннее сходство, взаимотяготение и противоборство исторически изменчивы и подвижны. Гегель, например, совершенно правильно предсказывал вероятность сближения живописи с музыкой и тяготение скульптуры к живописи: «...эта магия отблесков в конце концов может приобрести столь преобладающее значение, что рядом с ней перестает быть интересным содержание изображений, и тем самым живопись в чистом аромате и волшебстве своих тонов, в их противоположности, взаимопроникновении и играющей гармонии начинает в такой же степени приближаться музыке, как скульптура в дальнейшем развитии рельефа начинает приближаться к принципам живописи». Это гегелевское пророчество осуществили импрессионисты. Их картины стали музыкой цвета, они отошли от сюжетной, близкой к литературе живописи и сблизились с музыкальным искусством.

2. Один из наиболее древних и поныне развивающихся видов художественного творчества — прикладное искусство. Оно осуществляется в предметах быта, созданных по законам красоты. Это вещи, сделанные не только как полезные, но и как прекрасные, имеющие стиль и свой художественный образ, который выражает их назначение и несет обобщенную информацию о типе жизни и миросозерцании народа и эпохи. Эстетическое воздействие прикладного искусства повседневно, ежечасно, ежеминутно. Вещи, окружающие и обслуживающие нас, создающие наш быт и уют, могут подниматься до вершин искусства.

Прикладное искусство национально по самой своей природе, оно рождается из обычаев, привычек, верований народа и непосредственно приближено к его производственной деятельности, к его быту.

Архитектура — формирование действительности по законам красоты при создании зданий и сооружений, призванных обслуживать потребности человека в жилье и общественных помещениях. Архитектура создает замкнутый утилитарно-художественный, освоенный мир, отграниченный от природы, противостоящий стихийной среде и позволяющий людям использовать очеловеченное пространство в соответствии с их материальными и духовными потребностями. Архитектурный образ неотделим от функции со­оружения и органически выражает как его назначение, так и худо­жественную концепцию мира и личности, выражает представление человека о себе самом и о сути своей эпохи.

Формы архитектуры обусловлены:

1) природно (зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности и т. д.);

2) социально (зависят от характера общественного строя, эстетических идеалов, утилитарных и художественных потреб­ностей общества).

Архитектура вступает в синтез с декоративным искусством (монументальной живописью, скульптурой). Основа архитектурной композиции — объемно-пространственная структура, органическая взаимосвязь элементов здания или ансамбля зданий.

Декоративное искусство — эстетическое освоение среды, окружающей человека, художественное оформление созданной человеком «второй природы»: зданий, сооружений, помещений, площадей, улиц, дорог. Это искусство вторгается в повседневную жизнь, создавая красоту и удобства внутри и около жилых и общественных помещений. Произведениями декоративного искусства могут быть дверная ручка и ограда, оконное стекло и светильник, вступающие в синтез с архитектурой.

Декоративное искусство вбирает в себя достижения других искусств, особенно живописи и скульптуры.

Произведения декоративного искусства — не мертвые символы, а живые записи человеческих дел, стремлений, чувств, за­мыслов. Они запечатлевают стиль эпохи. Искусствовед и археолог могут по дверной ручке или остаткам стенной росписи с такой же точностью восстановить облик эпохи.

Скульптура – пространственно-изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах, которые запечатлеваются в материалах, способных передать жизненный облик явлений. Велико количество материалов, пригодных для скульптуры: мрамор, гранит, камень, дерево, глина, чугун, бронза, сталь, бетон, пластмасса. Ваяние всегда передает движение. Даже полный покой воспринимается в скульптуре как внутреннее движение, как состояние, длящееся, протяженное не только в пространстве, но и во времени. Монументальность – одна из возможностей скульптуры, обеспечивающая ее синтез с архитектурой. Скульптура углубляет психологическое содержание изображения, расширяются возможности выражения в пластике духовной жизни эпохи.

Театр — вид искусства, художественно осваивающий мир че­рез драматическое действие, осуществляемое актерами на глазах у зрителей. Основа театра — драматургия. Вместе с тем театр синтетичен, включает в себя живопись, скульптуру, архитектуру (декорации), иногда кино, музыку, танец. Театр — коллектив­ное творчество: в спектакле объединяются усилия драматурга, режиссера, художника, композитора, актера. В натуральности передачи жизни театр не может соревноваться с кино, и по­этому художественный поиск на сцене должен идти в другом на­правлении: интеллектуальный анализ жизни, философическое раздумье над состоянием мира, глубокое обобщение природы человека.

Фотоискусство — создание химико-техническими средствами зрительного образа документального значения, художественно вы­разительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении существенный момент действительности. Докумен­тальность — «золотое обеспечение» фото.

Фото способно осуществить желание гётевского Фауста, за ко­торое он отдал душу Мефистофелю: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» Фотография запечатлевает навечно факт жизни.

Жизненные факты в фотографии почти без дополнительной обработки переносятся из сферы действительности в сферу худо­жественную. С развитием техники и мастерства фотообраз стал передавать и активное отношение художника к объекту (через ракурс съемки, распределение света и теней, через передачу свое­образного «фотопленэра», то есть воздуха и рефлексов, отбрасыва­емых предметами, через умение выбрать момент съемки). Ныне фотография обрела цвет и стоит на пороге объемного, голографического изображения мира, что расширяет ее информативно-и изобразительные и художественно-выразительные возможности.


Литература:

1. Бореев Ю. Эстетика. – М., 1998.

2. Соколова М.В. Мировая культура и искусство. – М., 2007.

Вопросы

1. В чем философы находили источник многообразия искусства?

2. Какие 3 группы видов искусства выделяют в зависимости от материальных средств, с помощью которых конструируются художественные произведения?

3. Охарактеризуйте художественное развитие человечества.

Темы для докладов

1. Литература

2. Живопись

3. Музыка

4. Хореография

5. Кино, как вид искусства, его особенности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: