Что такое уровневая обработка информации, в чём заключалась данная теория

 

Теория уровневой переработки информации была предложена в 1972 г. канадскими когнитивными психологами Ф. Крейком и Г. Локхартом. Данная теория, получившая широкую популярность в современной когнитивной психологии, опиралась на два основных тезиса.

Во-первых, она исходила из постулата о поэтапной иерархической системе переработки информации. Авторы разделяли представление о том, что любая воспринятая информационная единица последовательно проходит ряд стадий переработки, таких как первичный анализ сенсорных качеств объекта, перцептивный анализ (распознавание отдельных признаков объекта), семантическая обработка (определение значения), само- референция (соотнесение с "Я-системой"). На выделение именно такой последовательности уровневой структуры переработки оказала влияние модель А. Трейсман, предложенная несколькими годами ранее.

Во-вторых, теория уровней переработки информации отталкивалась от фактов, сходных с полученными ранее П. И. Зинченко. Как уже было сказано выше, эти работы показали, что включение материала в более высокоорганизованную деятельность ведет к его лучшему запоминанию. Крейк и Локхарт объясняли результаты Зинченко следующим образом: в том случае, если испытуемому надо грубо оценить стимул (например, ответить на вопрос, справа или слева на листе напечатано слово), требуется только первичный анализ. Если задача включает более сложную обработку (например, ответить на вопрос, рифмуются ли слова в паре), необходимо провести и первичный анализ, и распознать отдельные признаки (фонетические). Задача, решение которой предполагает анализ значения материала (например, найти синонимичные слова), включает в себя уже последовательную переработку на трех уровнях: первичный анализ, анализ отдельных признаков и семантический анализ. А задача на соотнесение материала с личностью испытуемого (например, ответ на вопрос, описывает ли данное слово особенности вашего характера) задействует все возможные уровни переработки. По мере прохождения все более глубокого уровня переработки все более прочным становится след памяти, который рассматривается как побочный продукт этой переработки. Таким образом, в логике Крейка и Локхарта верно и обратное утверждение: качество следа памяти может служить маркером глубины переработки.

Согласно данной концепции входные стимулы подвергаются ряду аналитических процедур, начиная с поверхностного сенсорного анализа и далее - к более глубокому, более сложному, абстрактному и семантическому анализу. Обрабатывается стимул поверхностно или глубоко зависит от природы стимула и от времени, отпущенного его обработку. У элемента, обработанного на глубоком уровне, меньше шансов быть забытым, чем у того, что обрабатывался на поверхностном уровне.

Раскрыть суть модели Е. Тульвинга.

 

Тульвинг разделил память на два типа: эпизодическую и семантическую. Эпизодическая память «получает и хранит информацию о датированных по времени эпизодах или событиях и о связях между этими событиями». Эпизодическая память подвержена изменениям или потерям информации, но она важна, поскольку составляет основу для опознания событий, людей и мест, встречавшихся в прошлом. Семантическая память — это память на слова, понятия, правила и абстрактные идеи; она необходима, чтобы пользоваться языком. Семантическая память регистрирует не воспринимаемые свойства входных сигналов, а их когнитивные референты. Семантическая и эпизодическая память различаются не только по содержанию, но и по своей подверженности забыванию. Информация в эпизодической памяти быстро теряется по мере непрерывного поступления новой информации.

Семантическая и эпизодическая память различаются не только по содержанию, но и по своей подверженности забыванию. Информация в эпизодической памяти быстро теряется по мере непрерывного поступления новой информации.

 Собственно процесс воспроизведения — это часть потока информации в эпизодической памяти: если вас попросить перемножить 37 и 3 (для этого потребуется информация из семантической памяти) или вспомнить, что вы ели на завтрак (для этого потребуется информация из эпизодической памяти), то вам сначала придется ввести эти вопросы (в качестве «событий») в свою эпизодическую память. Вы можете также записать в эпизодической памяти, что вы умножали 37 на 3 и вспоминали, что вы ели на завтрак. Эпизодическая память постоянно получает новые задачи (и изменяется в результате их выполнения), тогда как семантическая память активизируется реже, и остается относительно стабильной во времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: