Паническое бегство из очага лесного пожара может спровоцировать травмы и, как следствие, снижение двигательной активности

В зонах ЧС

Понятие чрезвычайной ситуации. Действия в первые минуты после аварии. Сигналы бедствия и знаки международной таблицы знаков спасения. Понятия аварийно-спасательных работ и неотложных работ. Состав мероприятий аварийно-спасательных работ.

Чрезвычайная ситуацияэто обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы или стихийного ил иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Мы с вами уже знаем, что к опасным природным явлениям относятся:

- Пожар, вызванный ударом молнии;

- Гроза;

- Наводнение;

- Ураган;

- Смерч;

- Землетрясение;

- Извержение вулкана;

- Сход лавины и др.

К катастрофам техногенного характера, т.е. возникшим по вине человека или по причине сбоя в технике и оборудовании относятся:

- аварии (на предприятиях промышленности, как правило они сопровождаются взрывами, пожарами, разрушением зданий);

- катастрофы (связаны с транспортом авиакатастрофы, автокатастрофы. Например, сход ж/д состава с рельсов – тоже катастрофа.

Как было указано в определении выше все чрезвычайные ситуации (кратко ЧС) вызывают:

- ущерб здоровью людей (ранения, травмы),

- гибель людей;

- вред окружающей среде (отравление природы вредными газами и другими химическими веществами).

- материальный ущерб – это разрушения домов, зданий, оборудования, утрата имущества и др.)

- нахождение человека в экстремальных условиях жизнедеятельности (Например: на холоде без теплой одежды, без транспорта далеко от жилья; без воды и пищи в условиях дикой природы и др.)

Все выше перечисленное принято называть – опасными факторами ЧС.

Аварийно-спасательные работыэто действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.

Первое, что должен сделать человек, попавший в беду, т.е. находящийся в зоне чрезвычайной ситуации — это постараться успокоиться и здраво оценить обстановку.

Многочисленные случаи аварий показывают, что очень часто наибольшую угрозу для потерпевших представляет не само происшествие, а его ближайшие и отдаленные последствия, запрограммированные неправильными действиями самих потерпевших.

Например, люди, попавшие в лавину и чудом выбравшиеся из снега, суетой и шумом могут вызвать еще большую лавину.

Паническое бегство из очага лесного пожара может спровоцировать травмы и, как следствие, снижение двигательной активности.

При авариях транспортных средств (судов, самолетов), во время стихийных бедствий в слабо подготовленных туристских группах может наблюдаться одно из опаснейших проявлений страха – массовая паника. Она опасна в первую очередь неконтролируемым нарастанием коллективного страха, исключающим возможность рациональной оценки обстановки. Возникновению паники способствуют: состояние тревоги, длительное время испытываемое группой людей; ожидание катастрофических последствий аварии; недостаток сведений о конкретных источниках опасности и планах руководителей групп; голод; переутомление; опьянение.

В первые минуты аварии недопустимо:

1) действовать, подчиняясь эмоциональной оценке событий;

2) уходить с места аварии, не убедившись, что опасную зону покинули все участники группы;

3) предпринимать попытки индивидуальной эвакуации;

4) заниматься второстепенными делами до оказания первой помощи пострадавшим и сооружения убежища.

Эвакуацию из зоны бедствия следует проводить поэтапно. Вначале возможно более быстро достичь условно безопасного места, где в течение нескольких минут отдышаться, обсудить положение, определить наиболее безопасные зоны, наметить маршрут движения, проверить наличие снаряжения и имущества. Затем совершить переход в гарантированно безопасную зону.

После того как непосредственная угроза для жизни людей миновала, следует внимательно осмотреть своих товарищей и себя. Всем нуждающимся оказать немедленную доврачебную помощь. Следует помнить, что в аварийной ситуации к трагическим результатам могут привести не только серьезные раны, кровотечения, но и запущенные легкие телесные повреждения.

Одновременно с оказанием первой доврачебной помощи необходимо построить простейшее убежище, которое защитит потерпевших от ветра, снега, осадков, брызг прибоя, в пустыне — от прямой солнечной радиации и других неблагоприятных факторов. В аварийных условиях переохлаждение, равно как и перегрев организма, может развиваться со стремительным нарастанием. Если вовремя не защитить нуждающихся от воздействия неблагоприятных климатических факторов, то через 30 — 40 мин, возможно, придется заниматься устранением последствий переохлаждения или перегрева (отморожении, общего переохлаждения, тепловых, солнечных ударов), что потребует значительных трудовых затрат и времени. Кроме того, может случиться так, что запоздалая помощь уже не спасет людей.

Если одежда сильно пострадала, ее, не откладывая, надо переменить или починить на скорую руку, использовав любые подручные материалы — нитки, проволоку, тонкую веревку, ткань, клей, смолу, соскобленную со стволов деревьев хвойных пород. При этом руководитель должен лично проверить, чтобы каждый человек в группе был обеспечен теплой одеждой в равной мере. Экипировка руководителя не должна отличаться (по крайней мере, в лучшую сторону) от экипировки остальных потерпевших, в противном случае он не сможет реально оценивать состояние людей.

В месте, где произошла авария, следует провести тщательный поиск. Необходимо собрать потерянное снаряжение и случайные предметы, которые могут пригодиться в аварийной ситуации. Все вещи собрать в одно место и рассортировать. Ненужные предметы разложить на хорошо просматриваемом с воздуха и земли месте (они будут визуально сигнализировать о месте катастрофы). Прочее имущество упаковать в рюкзаки или сложить в безопасном, легкодоступном месте, где его не могут уничтожить лавины, камнепады, прибой, приливы, хищные животные.

Вся еда, а в пустыне вода, спасенные продукты, а также конфеты, шоколад, сухари, завалявшиеся в карманах, собираются в один рюкзак для их дальнейшего перераспределения и целенаправленного использования. Все собранные продукты образуют неприкосновенный продуктовый запас.

Подача сигнала бедствия (на прошлом занятии подробно рассмотрен вопрос о средствах и способах подачи таких сигналов). Главное требование – визуальная видимость сигнала. Т.е. люди, которые будут осуществлять поиск должны заметить ваши сигналы.

В ближайшие после аварии часы следует определить, какой тактики придерживаться потерпевшим бедствие — активного или пассивного выживания. От принятия решения зависят все дальнейшие действия группы. В любом случае выживание не должно приобретать стихийных форм, диктуемых разнородными желаниями спасающихся.

Потеря ориентации — одна из самых распространенных причин происшествий. Недопустимо начинать или продолжать движение, надеясь на то, что через минуту-другую или за следующим поворотом картина сама собой прояснится. Может случиться так, что каждый новый шаг будет лишь усугублять положение потерпевшей группы, окончательно запутывая и без того растерявшихся штурманов.

Активное выживание проявляется, прежде всего, если вы предпринимаете попытку двигаться самостоятельно от места катастрофы. При отсутствии карты следует на куске бумаги, картона, в крайнем случае обрывке ткани, одежде, бересте, просто на земле попытаться вычертить план-схему окружающей местности. Нанести по памяти, с соблюдением масштаба, наиболее крупные ориентиры горные хребты, реки, дороги, населенные пункты, просеки и пр.). Поставить точку последних верных координат. Далее совместными усилиями всех участников похода возможно более подробно вспомнить свой дальнейший путь. Какой курс выдерживали в последние часы? С какой стороны светило солнце или дул ветер (если компас потерян)? Как долго шли и с какой примерно скоростью? Сколько было остановок, и какова была их продолжительность? Какие препятствия и заметные ориентиры встретились на пути? Примерно на такие вопросы должны ответить заблудившиеся. Всю информацию следует перевести на язык топографии и на полученной карте-схеме восстановить нитку предлагаемого маршрута. Установив приблизительно свое местоположение, нужно наметить маршрут дальнейшего движения. По возможности, вернуться назад. Можно также попытаться выйти к «вечным» ориентирам, которые перепутать невозможно, — большой реке, крупному горному хребту и т. п. Очень важно возможными способами помечать путь движения группы, помня, что эти пометки могут пригодится и поисковикам идущим вам на помощь.

Уходя с места катастрофы, следует иметь в виду, что крупномасштабные мероприятия по поиску и спасению попавших в беду людей организуются не так часто. В большинстве случаев люди, недооценивая опасности, которые могут встретиться на маршруте, по собственной беспечности попадают в аварийную ситуацию и вынуждены достаточно длительное время самостоятельно заботиться о сохранении своей жизни. Родственники и знакомые начнут беспокоиться о пропавших путешественниках только после того, как они не вернутся домой к назначенному сроку, соответственно, спасатели начнут поиски с запозданием. Очень часто поиски растягиваются на несколько суток и даже недель, так как маршрут движения человека или неорганизованной группы людей обычно известен весьма приблизительно и только самим путешественникам. Следовательно, в подавляющем большинстве случаев они могут рассчитывать только на свои силы.

Таким образом: в тактике активного выживания особое значение приобретает умение быстро и с наименьшими потерями ориентироваться на местности, например, находить путь, ведущий из лесной чащобы или пустыни к людям. Успех самостоятельного выхода к населенным пунктам в аварийной ситуации во многом зависит от умения человека:

· определять стороны света и ориентироваться на местности;

· определять районы, где встреча с людьми наиболее вероятна;

· правильно организовывать наблюдение с целью обнаружения прямых или косвенных признаков присутствия людей;

· владеть навыками следопыта, т. е. расшифровывать обнаруженные сле­ды и метки.

Приемы активного выживания при отсутствии у потерпевших компаса, карты, незначительном запасе продуктов и невозможности определить местонахождение. Самое главноеидти до первой встретившейся на пути реки или ручья. Даже совсем маленький ручеек, если следовать вдоль него вниз по течению, приведет к другому, более крупному ручью, который, в свою очередь, приведет к небольшой речке, а та – к более полноводной.

Чем больше река, тем вероятнее встретить возле нее людей. Населенные пункты, промышленные предприятия, лесные кордоны, лесосплавные участки, звероводческие хозяйства, как правило, расположены близко к воде. Возле водоема легче встретить дорогу или тропинку, ведущую к населенному пункту.

По крупным рекам и озерам осуществляется судоходство, значит, есть возможность подать костровой или любой другой сигнал бедствия проходящему судну. Мелководные реки используются местным населением для перевозки грузов на мелкосидящих катерах и лодках.

Охотничьи избушки и заимки также чаще всего строятся на берегах рек и озер. Поэтому путь вниз по реке практически всегда приведет к людям.

Вблизи реки намного легче обеспечить себя продуктами питания. Возле водоемов растут съедобные растения, в воде водится рыба, в прибрежных зарослях – водоплавающая птица, к реке на водопой постоянно выходят животные.

Вниз по реке со спокойным течением можно сплавляться на связанном из сухих бревен плоту. Правда, делать это надо, соблюдая все меры предосторожности, ведь даже на тихой реке могут встретиться опасные пороги, водопады и другие препятствия.

Сплавляясь по реке, равно как и двигаясь вдоль нее по земле, внимательно осматривайте берега: причалы, пристани, водозаборные трубы, буи и бакены, створные знаки, мостики, спускающиеся к воде тропинки, стожки сена, сушащиеся на шестах сети, перевернутые на песке лодки, домашняя водоплавающая птица – это все знаки присутствия людей.

Вообще во время перехода больше внимания обращайте на окружающую местность. Например, затесы на деревьях, так называемые деревья-маяки (деревья с одной вершиной или стволом, очищенным от веток до середины высоты), укажут на тропу, дорогу или охотничью избушку.

В некоторых районах страны у высокого дерева, стоящего возле охотничьей заимки, стесывают вершину, а вокруг, по периметру большого, иногда свыше километра в диаметре, круга, делают на стволах глубокие затесы.

 

Способам ориентирования на местности будет посвящена отдельная тема.

 

Пассивная тактика выживания, т.е. остаться рядом с местом катастрофы. Практически все аварийные памятки рекомендуют потерпевшим оставаться на месте аварии или в непосредственной близости от него, если обстановка не требует немедленного ухода с места происшествия.  Ведь если вас будут искать, то в первую очередь начнут поиск с возможного места катастрофы.

Это уместно, когда в группе преобладают женщины, дети, есть раненые, а также в случае очень тяжёлых климатических условий.

Приняв решение оставаться на месте, обяза­тельно составьте подробный план дальнейших действий, предусматривающий:

· организацию временного лагеря;

· распределение обязанностей между членами группы;

· проведение разведки на местности для определения своего местоположе­ния;

· обеспечение сигнализации и связи.

 

В такой ситуации ключевым моментом будет сооружение укрытия, которое в зависимости от природных условий должно защитить вашу группу от: жары, холода, ветра, осадков, диких животных. Кроме того, в условиях стоянки значительно легче организовать охоту, рыбную ловлю, сбор ягод, грибов и других дикорастущих съедобных растений.

Виды укрытий и способы их постройки – это также отдельная тема занятия.

Рассмотрим подробнее действия при ликвидации последствий аварий (катастроф) на воздушном транспорте.

Порядок действий при аварийно-спасательных работах  

1. Поисковые мероприятия (Поиск потерпевшего бедствие воздушного судна с привлечением спасательных транспортных средств (воздушных, наземных, водных), оборудованных необходимым снаряжением и аппаратурой);

2. Подготовка плана спасательных работ (По результатам поиска происходит уточнение координат места катастрофы, оценка текущей обстановки, прогнозирование последствий чрезвычайной ситуации);

3. Ликвидация аварийной ситуации (Оперативное принятие всех необходимых мер для устранения аварии и предотвращения ее вероятных последствий).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: