Блок мотивации и целеполагания

Рассылка 1

МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕРИАЛОВ ЗАНЯТИЙ В ФОРМАТЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Основные принципы формирования содержания занятий в дистанционном формате для учащихся ООШ.

В письме МОН ДНР № 923/18.1-27 от 24.03.2020 «О реализации программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательных организациях общего и дополнительного образования детей в период режима повышенной опасности» определены следующие формы организации самостоятельной работы обучающихся:

· работа с электронными учебными ресурсами;

· просмотр видео-лекций, видео-уроков, презентаций, изучение печатных и электронных учебно-методических материалов, документальных и

· художественных фильмов и др.;

· выполнение практических заданий с использованием электронных

· технологий;

· дистанционная консультация с учителем (преподавателем);

· осуществление самоконтроля за качеством усвоения материала (тестирование);

·  выполнение контрольных и практических работ, тестовых, творческих заданий и другое.

Проведение образовательного процесса в любой форме (в том числе, и с применением дистанционных образовательных технологий далее - ДОТ) должно быть организовано поэтапно, с обязательными компонентами:

· Целеполагание и мотивация (обучающиеся должны понимать, для чего изучается учебный материал, что они получат после его изучения)

· Передача обучающимся содержания учебного контента (обучающиеся получают средства для достижения поставленных образовательных целей)

· Осуществление обратной связи между обучающимися и учителем (консультации, промежуточный контроль, корректировка и т.п.)

· Педагогический контроль (как срабатывают предоставленные обучающимся средства и как достигаются образовательные цели).

 

Модель структуры дистанционного занятия включает в себя следующие структурные элементы:

Блок мотивации и целеполагания

На этапе мотивации формой подачи материала могут быть:

· текстовый файл с мотивирующим обоснованием необходимости изучения темы данного занятия;

· проблемная ситуация, ("странные истории", неожиданные факты, противоречивые суждения и т.д.) представленная в формате видеофайла

· Облако слов, как средство мотивации монологической и диалогической речи, например, на уроках английского, русского языков.

На этапе целеполагания формой работы могут быть:

· Таблица совместного доступа учащихся, в которой они составляют план урока, определяют объем работы, прогнозируют возможный результат своей деятельности.

На этапе актуализации знаний и умений возможно совместное заполнение карты знаний, ментальной карты, просмотр ссылок на страницы с итогами и выводами прошлых уроков.

На этапецелеполагания усиление мотивацииспособствует формированию у обучающихся желания успешно пройти данное занятие, поскольку это даст им дополнительные возможности (научиться решать задачи, понять закономерности процессов, подготовиться к контрольной работе, повысить средний балл успеваемости и т.п.).

Инструктивный блок (инструкции и рекомендации по выполнению задания, урока). При разработке дистанционного урока следует принимать во внимание изолированность учеников. Учебные материалы должны сопровождаться необходимыми пояснениями и инструкциями. Должна быть предусмотрена консультационная зона, которая позволит ученику задавать вопросы.

Информационный блок (система информационного наполнения).

При изучении нового материала и закреплении различных вариантов организации сетевого взаимодействия учитель предлагает заполнить пропуски в опорном электронном конспекте. При этом, изучая новый материал и выполняя задания, учащиеся могут находить, анализировать, обрабатывать, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных форматах, свободно общаться, обмениваться, обсуждать варианты решений в сети, просматривать конспекты друг друга.

 В другом варианте организации работы учитель задает несколько тем для обсуждения на форуме. Предлагая обучающимся найти, выявить, отыскать неизвестные ранее причины, следствия, определить новый способ решения проблемы, применить свой опыт для установления новых фактов и явлений, получить новый для себя результат, сделать самостоятельные выводы, учитель обращается к частично поисковому или эвристическому методу.

 В третьем случае учитель предлагает задания по работе с совместными сетевыми документами (Google-документы). Информационные технологии, позволяя осуществлять параллельные взаимодействия, предоставляют возможность совместной работы. Теперь не нужно ждать своей очереди, чтобы высказать свою точку зрения. Открыты каналы для взаимодействия как по вертикали «ученик – учитель», так и по горизонтали «ученик- ученик», «мини группа-ученик», а также взаимодействие между группами.

 В четвертом варианте организации работы актуальными могут быть записные книжки на базе приложения Microsoft OneNote в онлайн режиме. С помощью данного приложения реально дифференцировать задания для каждого учащегося, в то же время объединить весь класс для работы над заданием на одном ресурсе. Не забываем об использовании онлайн библиотек, медиатек, словарей.

Содержание учебного материала может состоять из трех частей:

· материалы учебника (как основного источника учебной информации, предусмотренного ГОС);

· дополнительные мультимедийные учебные материалы (презентации, видеоматериалы, скрайбинг), предоставленные учителем, с обязательным указанием способов их получения (переход по ссылке, скачивание файлов, просмотр видеоматериалов, презентаций и т.п.);

· формулировка конкретного задания обучающимся (после ознакомления с предоставленными материалами ответить на вопросы тестового контроля, принять участие в обсуждении, решить примеры, ответить на вопросы и т.п.).

Обратная связь обязательна при дистанционном обучении, поскольку позволяет учителю своевременно корректировать образовательный процесс посредством:

· предоставления помощи и консультаций обучающимся;

· проведения текущего отслеживания усвоения учебного материала путем мини-тестирования, самопроверки обучающихся, диагностики образовательных проблем;

· корректировки содержания учебного материала;

· дифференциации и индивидуализации образовательного процесса.

Педагогический контроль завершает изучение темы занятия и позволяет определить результативность деятельности участников образовательных отношений. Учитель выставляет оценки обучающимся, и вместе с ними понимает и ставит задачи на последующее обучение. Промежуточный контроль целесообразно проводить с элементами геймификации, что позволяет повысить интерес и мотивацию обучающихся.

Контрольный блок (система тестирования и контроля).

· тестовый контроль с использованием гугл форм;

· задачи (примеры) для решения.

Коммуникативный и консультативный блок (система интерактивного взаимодействия участников дистанционного урока с учителем и между собой).

· Личные сообщения

· Форумы

· Объявления

Формы предоставляемых материалов на различных этапах занятия с применением ДОТ:

Этап мотивации: текстовый файл с мотивирующим обоснованием необходимости изучения темы данного занятия, либо видеомотиваторы, анимационные материалы, система бонусов.

Этап предоставления содержательного материала:

· видеозапись сообщения (или лекции) учителя;

· видеозапись презентации по изучаемой теме;

· презентация по изучаемой теме с комментариями учителя;

· текстовый файл с содержанием учебных материалов;

· ссылка на дополнительные материалы по изучаемой теме, рекомендованные учителем для самостоятельного ознакомления обучающимися;

· практическое задание обучающимся для контроля полученных компетенций.

Этап педагогического контроля:

· тестовый контроль;

· задачи (примеры) для решения;

· вопросы для обсуждения на форуме;

· творческие задания, учебные проекты (при завершении изучения темы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: