Учитель демонстрирует опыты по обугливанию сахара при нагревании

Класс КЕЙС по химии. Дата 07.04.2020.

Тема Предмет органической химии

Цель урока: Сформировать понятие о предмете органической химии, рассмотреть особенности органических веществ. Познакомить с понятием валентности. Начать формировать навыки составления структурных формул. Раскрыть значение органической химии.

ХОД УРОКА

I. Огр. Момент

Здравствуйте ребята! Записываем в тетради число и тему урока. Внимательно читаем и выполняем задания.

 

1. Учитель. Ребята, напишите в центре страницы слова «химические вещества». Какие ассоциации у вас связаны с этими словами? Напишите примеры химических веществ в тетради, разместив их вокруг слов «химические вещества».

На эту работу отводится 1–2 мин

Учитель. В течение двух лет мы с вами изучали один из разделов химии под названием «неорганическая химия». Посмотрите на схему и перечислите вещества, которые относятся к неорганической химии.

Алмаз, серная кислота, азот, нитрат цинка, карбид кальция.

Учитель. Какие вещества мы с вами еще не изучали? Назовите их.

. Белки, жиры, углеводы, бензол, крахмал, метан. Эти вещества относятся к органическим, и изучают их в разделе органической химии Все органические вещества содержат углерод. Этот элемент зачастую называют элементом жизни, так как он входит в состав всех живых организмов и образует жизненно важные вещества, например, ДНК.

Помимо углерода в состав органических веществ могут входить атомы:

  • водорода;
  • кислорода;
  • азота;
  • серы;
  • фосфора.

Наиболее простым органическим соединением является метан (СН4), состоящий из одного атома углерода и четырёх атомов водорода. При замещении одного, двух или трёх атомов водорода радикалом образуются органические соединения.

 

 

Список органических веществ в настоящее время насчитывает более 10 млн наименований, причем каждый год он пополняется 200–300 тыс. новых соединений. При этом общее число неорганических веществ не превышает 700 тыс. Чем обусловлено такое многообразие органических веществ? В чем их особенность? Что общего в составе этих веществ? Почему данные вещества называются органическими? Ответы на эти вопросы вы получите, изучая новый для вас раздел науки – органическую химию.

Учитель демонстрирует разнообразные органические вещества: органические кислоты (твердые и жидкие) – лимонную С6Н8О7, стеариновую С17Н35СООН, олеиновую С17Н33СООН, уксусную СH3COOH, аминоуксусную NН2СН2СООН; глюкозу С6Н12О6, сахар С12Н22О11, сухое горючее уротропин С6Н12N4, этиловый спирт (в спиртовке) С2Н5ОН, парафиновую свечу и нефть, в состав которых входят вещества с общей формулой СхНу, бумагу, состоящую из целлюлозы (С6Н10О5)n.

 

 

В о п р о с 1. Как в древности получали органические вещества? Почему данные вещества назвали органическими?

О т в е т. Все органические вещества получали исключительно из продуктов жизнедеятельности растительных и животных организмов или в результате их переработки. Отсюда и произошло название «органические вещества».

В о п р о с 2. Что изучает органическая химия?

О т в е т. Раздел химии, который изучает органические вещества, стали называть органической химией.

В о п р о с 3. Какой химический элемент в обязательном порядке входит в состав органических веществ?

О т в е т. В состав всех органических веществ входит химический элемент углерод.

В о п р о с 4. Какое еще можно дать определение органической химии?

О т в е т. Органическая химия – это химия соединений углерода (записать формулировку в тетрадь).

В о п р о с 5. Помимо углерода какой химический элемент входит в состав органических веществ?

О т в е т. Помимо углерода в состав всех органических веществ входит химический элемент водород. Могут еще входить О, S, N и другие элементы (написать знаки химических элементов на доске).

В о п р о с 6. Какое химическое свойство может быть общим для органических веществ?

О т в е т. Все органические вещества горят.

В о п р о с 7. Какие вещества образуются в ходе горения органических веществ?

О т в е т. При горении органических веществ образуются углекислый газ и вода.

В о п р о с 8. Как подтвердить, что одним из продуктов горения является углекислый газ?

О т в е т. Пропустить углекислый газ через известковую воду, она помутнеет.

Учитель. Все органические вещества способны гореть, и все они разлагаются при нагревании без допуска кислорода, обугливаются.

Учитель демонстрирует опыты по обугливанию сахара при нагревании.

Учитель. Приведите примеры из жизни, когда происходит разложение органических веществ, т.е. их обугливание. Например, что происходит с продуктами, содержащими крахмал, белок?

Ученик. Образуется уголь. Если пережарить картошку, оладьи, блины, хлеб, происходит обугливание крахмала, входящего в состав картофеля и муки. При подгорании яиц или мяса обугливается белок, содержащийся в этих продуктах.

Учитель. Что произойдет, если на раскаленную сковороду положить поваренную соль, сахар?

Ученик. Сахар начнет плавиться, а поваренная соль останется без изменений.

Учитель. Как вы думаете, почему поваренная соль и сахар ведут себя по-разному при нагревании?

Ученик. Данные вещества имеют разное строение кристаллических решеток.

Учитель. Какая кристаллическая решетка у поваренной соли и у сахара?

Ученик. В поваренной соли NaCl – ионная кристаллическая решетка, а в сахаре – молекулярная.

Учитель. Чем отличаются вещества с молекулярной и ионной кристаллическими решетками?

Ученик. Вещества с ионными кристаллическими решетками имеют более высокие температуры кипения и плавления, чем вещества с молекулярными решетками.

Учитель. И мы с вами это можем наблюдать при плавлении сахара на раскаленной сковороде

 Ребята, давайте запишем признаки органических веществ.

записывают признаки органических веществ:

1) содержат углерод;

2) горят и (или) разлагаются с образованием воды и углекислого газа;

3) связь в молекулах органических веществ ковалентная;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: