Кратко о сути и содержании петровских преобразований в сфере культуры

Разрешение на курение и продажу табака

Во время Великого посольства 1697-98 годов, Пётр I кардинально изменил своё отношение к вопросу табакокурения. Основной причиной этого обычно называется тот факт, что царь сам пристрастился к вредной привычке пока путешествовал по Европе. В результате, личным указом в 1697 году Пётр I русским купцам разрешил торговать табаком, а уже к 1716 году на территории будущей Украины была создана первая российская табачная плантация. Примечательно, что еще в 1634 году царь Михаил Федорович запретил курение табака, а пойманным не единожды на данном нарушении предписывалось пороть и вырывать ноздри.

Новые правила в одежде и внешности

Указ брить и рубить бороды

Борода у русских мужчин издревле считалась предметом гордости. Отрубить или отстричь насильно бороду — значит оскорбить честь и достоинство человека. Однако сам Пётр I от природы не имел бороды, а всё связанное со сложившимися русскими традициями вызывало у него если не ярость, то насмешку, особенно после Великого посольства в Европу 1697-1698 годов.

5 сентября 1698 года царь повелел всем боярам, купцам и военным людям постричь бороды, а тем, кто ослушается — рубить насильно. Некоторым пришедшим к нему боярам, за разъяснениями по поводу таких вопиющих нарушений культуры, Пётр I отрубил бороду лично. Духовенству и жителям деревень разрешалось носить бороду, но деревенские мужики были обязаны заплатить налог на бороду при заходе в любой из крупных городов. Откупиться от бритья могли и городские жители с купцами, но если налог для крестьян был 1 копейка, то для более обеспеченных людей он достигал 600 рублей в год, что было на тот момент весьма значительной суммой.

Указ о форме и длине верхней одежды

Не успели дворяне оправиться от запрета на бороду — в январе 1700 года Петр I велел всем носить платье по типу венгерского, немного позже в качестве примера стал приводиться немецкий костюм, и в конце концов боярам и дворянам предписывалось носить немецкое платье по будням и французское – по праздникам. В качестве наглядных образцов нового костюма на городских улицах были выставлены чучела, одетые на новый манер. Специальные вооруженные отряды – блюстители западной моды хватали прохожих, ставили на колени и отрезали полы одежды на уровне земли.

Реформа затронула и женскую одежду. Тяжёлые сарафаны, скрадывающие формы тела, закрытые рубашки были запрещены.

Согласно новой моде женщины должны были носить широко и глубоко декольтированные французские платья, с затянутым в талии корсажем, рукавами до локтя и широкой юбкой. Женщины также должны были завивать волосы в локоны и пользоваться яркой декоративной косметикой (румяна и белила).

Новое летоисчисление и календарь

По старому стилю 15 декабря 7207 года от сотворения мира в Звездном храме, был издан указ царя Петра «с сего числа перестать дурить людям головы». Согласно указу, после 31 декабря 7207 года наступит 1 января 1700 года, и именно 1 января, а не 1 сентября, как прежде, следует считать началом Нового года. Произошло очередное «урезание» более чем десяти тысячелетней истории русского народа.

Такое «обрезание» памяти вполне соответствует вышеописанным попыткам Петра I изменить устоявшиеся русские культурные традиции.

Создание общественного театра

Царь оценил театр, как отличное средство для пропаганды европейских идей и ценностей, а также высмеивания русских традиций и культуры. К 1702 году прямо на Красной площади в Москве была сооружена «Комедиальная храмина» — общедоступный театр на 400 зрителей. Несмотря на то, что золота и серебра для украшения театра не жалелось, а из Европы были специально приглашены актеры — театр просуществовал всего 4 года. Исполняемые на немецком языке пьесы не имели успеха у публики.

После основания Санкт-Петербурга Пётр I пытался продолжить развитие театральной культуры в 1719-1722 годах, но не преуспел в этом. Здание Комедиальной храмины было снесено еще в 1713 году, а весь реквизит перевезён в село Преображенское к сестре Петра I Наталье Алексеевне.

Создание кунсткамеры

Вернувшись из Великого посольства, во время которого Пётр I ознакомился с различными коллекциями диковинных вещей, царь решил создать собственный «кабинет редкостей». После переноса столицы в Санкт-Петербург, коллекция была размещена при Летнем дворце Петра I — в Людских палатах. Датой основания музея считается 1714 год.

По мере того как коллекция разрасталась (царь выкупал интересные экспонаты в разных странах, а в собственном государстве приказал привозить ему все диковинные вещи) было принято решение отстроить отдельное здание на стрелке Васильевского острова — «Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры».

Ассамблеи при Петре I

Среди прочих изменений культуры светского общества, нельзя пропустить введение в быт русского дворянства так называемых Ассамблей. 25 ноября 1718 года Пётр I издаёт указ о новом развлечении для жителей городов.

Главными новшествами данных мероприятий были:

  • Разрешение на свободное посещение для женщин.
  • Ассамблеи для всех, кроме крестьян и слуг
  • Основным средством досуга предполагалась игра в карты или шахматы, курение, танцы, разговоры и распитие спиртного

Поведение на ассамблеях было регламентировано петровским указом, согласно которому на ассамблеи были обязаны являться не только дворяне, но и их жёны, за чем зорко следил «царь балов» Ягужинский.


Вчерашние бояре всячески пытались избежать посещения ассамблей, считая подобную затею неприличной. Вызывало ропот и участие в увеселениях женского пола. Для упреждения «прогулов» Ягужинский просматривал списки приглашённых на ассамблеи и вычислял «прогульщиков».

 


Заключение

Россия ХVII века ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ. Уже до Петра вырисовывалась программа необходимых преобразований, во многом совпадающая с его реформами.

Преобразования первой четверти 18 века в области образования и культуры дали новую жизнь России.

Главное отличие петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состоит в том, что они охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касающиеся лишь отдельных сторон жизни общества и государства. Петровские реформы в больше мере были ориентированы на включение России в мировое сообщество, приобщение ее культуры к западноевропейской и общую вестернизацию культурной жизни в России.

С одной стороны, эти реформы были необходимы стране для того, чтобы развиваться и двигаться дальше, идти в ногу со временем. Но, с другой стороны, такие решительные перемены приобрели довольно противоречивый и отяжеляющий характер для общества России.

Наиболее долговечным осталось культурное наследие Петра I, сохранились многие учреждения культуры, памятники искусства и архитектуры, которыми страна гордится и сегодня.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: