Внутренняя политика правительства Гувера

 Чрезвычайность ситуации, сложившейся в США в годы кризиса, еще более усугублялась реакционным курсом политики федерального правительства. Долгое время и президент Гувер, и члены его кабинета вообще отрицали наличие серьезного кризиса. Они уверяли американцев, что Соединенные Штаты переживают лишь временную заминку, что экономический механизм страны здоров, а переживаемые ею трудности порождены не внутренними причинами, а расстройством международной финансовой системы. Но даже тогда, когда суровая действительность заставляла президента и его коллег признавать серьезность экономической ситуации, Гувер и другие деятели республиканской администрации утверждали, что кризисные явления в экономике должны преодолеваться не усилиями федерального правительства, а действиями бизнеса и других экономических групп общества. В условиях кризиса с особой силой проявилась антинародная сущность правительственной политики. Правительство Гувера категорически отвергало любые предложения о государственной помощи безработным и тем более о введении системы социального страхования. Как правило, эти функции возлагались на частную благотворительность и лишь в исключительных случаях признавалась возможность использования средств муниципалитетов и штатов. Все планы федеральной помощи безработным категорически отвергались. Окончились провалом и попытки практического осуществления курса на кооперативные действия экономических групп. Раньше всего эти попытки были предприняты в сельском хозяйстве. В июне 1929 г. был принят закон о создании Федерального фермерского управления, которое сразу же приступило к выдаче займов фермерским кооперативам для скупки ими излишков сельскохозяйственной продукции и удержания их от поступления на рынок. Когда эти операции оказались неэффективными, фермерское управление само приступило к массовой скупке пшеницы, хлопка и других сельскохозяйственных товаров. Однако сосредоточение крупных товарных запасов на правительственных складах без всякой надежды на их выгодный сбыт все время оказывало сильное деморализующее влияние на сельскохозяйственный рынок. Когда же во второй половине 1931 г. фермерское управление прекратило закупки и начало массовую распродажу накопленных запасов, это привело к полнейшей дезорганизации сельскохозяйственного рынка и к новому, еще большему ухудшению положения фермеров. Гуверовская администрация долгое время воздерживалась от прямого правительственного вмешательства в функционирование таких высокомонополизированных отраслей американской экономики, как промышленность и финансово-банковская система. Однако там, где речь шла об интересах крупного капитала, лидеры республиканской администрации давали гораздо более расширительное толкование догматов «твердого индивидуализма», чем в своей политике по отношению к рабочему классу, где любые требования помощи федерального правительства с порога отвергались. Уже в 1929 г. правительство Гувера приняло меры к удешевлению кредита и провело очередное снижение налогов на доходы корпораций. В 1930 г. вступил в силу новый тарифный закон, еще более увеличивший размеры импортных пошлин. Осенью 1931 г., в связи с новым резким углублением экономического кризиса и с участившимися случаями краха крупных банков, правительство Гувера сделало попытку побудить к активным самостоятельным действиям монополистические промышленно-финансовые группы. Президент Гувер выступил с инициативой создания Национальной кредитной корпорации с капиталом в 500 млн. долл., который предполагалось собрать путем добровольных взносов банковских групп. Однако эта попытка создания системы взаимопомощи в крупного капитала окончилась полным крахом. Владельцы крупнейших банков вовсе не намерены были расходовать свои средства на помощь своим коллегам, оказавшимся перед угрозой банкротства. Тогда на спасение монополистических объединений были брошены крупные государственные средства. В январе 1932 г. конгресс принял закон о создании Реконструктивной финансовой корпорации с капиталом в 2 млрд. долл. Вся эта сумма в течение года была распределена в форме субсидий крупным банкам, страховым компаниям, промышленным и железнодорожным фирмам. Таким образом, даже тогда, когда реальный ход событий заставлял правительство Гувера соглашаться на использование средств федерального бюджета, это государственное вмешательство направлялось только на субсидирование крупного капитала. В своей социальной политике, в сфере материальной помощи трудящимся, администрация Гувера не предприняла практически ничего. (ссылка: Учебное пособие история новейшего времени под редакцией профессора Е.Ф. Язькова стр.247-248)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: