Дисциплина «Методика работы с любительским коллективом».
Дата: 8 апреля 2020г.
Изучить и переписать темы.
Методика организации и проведения занятия по актерскому мастерству.
Учебно-воспитательная работа начинается с тщательно продуманной организации занятий. Условия в коллективе принципиально отличаются от всех иных видов условий: театральное искусство коллективов, процесс творчества происходит сначала на глазах друг друга, а потом на публике.
Занятие по любым предметам специализации должны строится от постановки творческой задачи до достижения творческого результата.
Важные моменты в организации работы: в помещении должно быть чисто, уютно, тихо; любое занятие необходимо начинать с настройки (упражнение на внимание, в полукруге, общая подвижная игра).
Перед тренингом из личного состояния переходить в творческое.
Существует 4 основных вида занятий в коллективе:
1. Начальная учебная работа – простейшие тренинги (на внимание, память)
2. Тренинг внутренней актерской техники (на воображение, сценическую фантазию, предлагаемое обстоятельство «Если бы…», наблюдение за предметами и животными)
|
|
3. Тренинг высшей актерской техники – Общение (речь, музыка, пластика)
4. Самостоятельная работа (новая информация об актере, театре)
Методика ведения занятия:
- любая информация должна опережать запрос учеников.
- задания выстраиваются так, чтобы в активной работе могли участвовать все ученики.
- смена ритма, т.е. покой и движение, тишина и оживление.
Есть приемы построения упражнений, которые могут сделать работу интересной и продуктивной:
- игровые приемы
- соревнования
- приемы неожиданности.
В основе – игра и общение, все успехи публично фиксируются, неудачи обсуждаются в рабочем порядке, поощрения носят игровой и творческий характер.
Домашнее задание №1
Срок выполнения до 15 апреля.
Подобрать практический комплекс упражнений для проведения актерских тренингов на развитие воображения и умения работать в предлагаемых обстоятельствах в рамках системы воспитания актера К.С. Станиславского.
Тема: Конспект урока.
Конспект урока — подробное и полное изложение содержания и хода урока, отражающее совместную деятельность учителя и учащихся.
Конспект урока составляется педагогом заранее до проведения занятия и может быть проверен представителями администрации учебного заведения (директором либо его заместителем по учебной работе) как непосредственно по окончании или перед началом урока, так и заблаговременно.
Конспект урока состоит из нескольких частей:
- Формулировки темы урока,
- Целей урока,
- Указания средств обучения,
- Хода урока,
- Описания домашнего задания (или иной формы контроля и способа закрепления соответствующих навыков и умений).
Тема урока: Тема соответствует рабочей программе и должна недвусмысленно указать, чему именно посвящен урок, предельно сжато формулировать всю суть урока.
|
|
Цель урока:
Образовательная, включает в себя набор тех навыков и умений, которые должны быть сформированы или закреплены в процессе занятия.
Развивающая, включает в себя то, что должно посодействовать развитию логического мышления, способности критически оценивать и сопоставлять факты, события и явления и формировать собственное мнение об этом.
Воспитательная, педагог должен указать, какую воспитательную нагрузку вбирает в себя изучаемый учебный материал.
Ход урока – это последовательность действий, совершаемых учителем в процессе урока.
Домашнее задание – это одна из основных форм педагогического контроля уровня сформированности соответствующих навыков и умений и их более глубокого закрепления. Поэтому домашнее задание не может существовать в отрыве от основной сути урока. Домашнее задание по своему размеру не должно превышать 1/3 объема изученного на уроке материала.
Примерный конспект урока по актерскому мастерству.
Тема урока: Внимание, восприятие как вспомогательные средства актера для развития творческих способностей.
Цели урока:
Развивающие - овладение умением концентрировать внимание на одном или нескольких объектах, не выпускать ситуацию из-под контроля, воспринимать информацию всеми органами чувств.
Образовательная - знакомство с дополнительными выразительными средствами актера.
Воспитательная - формирование умения работать в группе, относится друг к другу уважительно.
Форма занятия: Групповая
Оборудование и материалы: Магнитофон, повязка на глаза.
План урока:
Приветствие
Пластическая разминка
Эмоциональная разгрузка
Упражнение на зрительное внимание
Разминка «Снежинки»
Упражнение на осязательное внимание
Слуховое внимание
Упражнение на внимание и реакцию
Упражнение на внимание и память
Ход урока:
Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами научимся умению концентрировать внимание на одном или нескольких объектах; не выпускать ситуацию из-под контроля; воспринимать информацию всеми органами чувств. Познакомимся с дополнительными выразительными средствами актера.
Приступаем к пластической разминке!
-наклоны головой в стороны;
- перекатывания головы в стороны, представив, что это мяч;
- пожимания плечами;
- «Арлекин» - сгибаем руки как марионетка и крутим в стороны;
- «Волна» - руки на ширине плеч, совершаем волнообразное движение от правой руки к левой, затем от правой ноги к левой;
- наклоны телом в стороны;
- «Мотоцикл» - садимся за руль воображаемого мотоцикла и изображаем езду, сначала едим поодиночке, затем по двое, трое и т. д. пока вся группа не окажется на одном мотоцикле;
- «Забег» - начинаем бежать быстро, постепенно замедляем бег, громко топчем ногами, потом тихо, видим впереди финишную ленту, ускоряем темп и «побеждаем».
Эмоциональная разгрузка.
Ребята, давайте встанем с вами в круг. Сначала напрягаем те части тела, которые я вам назову:
-пятки; икры ног; вся нога; ягодицы; живот; плечи; руки; шея; голова; тянутся вверх.
На счет «три!» резко выдыхаем и расслабляют мышцы.
Переходим к эмоциональной разгрузке. Ребята, вы сейчас отвернетесь от меня, закроете глаза и представите, что вы львы – хищные, агрессивные, хозяева на своей территории, а я – чужак, который проник на вашу территорию. Ваша задача по моему сигналу повернуться и напугать рычанием, криком «чужака». (Повторяем несколько раз)
|
|
Теперь вы снова отворачиваетесь, закрываете глаза и представляете, что вы маленькие, только что родившиеся котята; я – ваш хозяин. Ваша задача повернуться по команде и помяукать так, чтобы «хозяин» пожалел вас и напоил молоком. (Повторяем несколько раз)
А сейчас ребята не быстро ходим молча в хаотичном порядке. По хлопку громко кричим.
Не стоит долго распространяться о том, что заниматься развитием своих способностей необходимо не только актерам, но и всем нам. Мы приступаем к тренингам на внимание.
Упражнение на зрительное внимание.
Ребята, давайте встанем в круг! Один человек отворачивается, другой делает одно или несколько изменений на ком-нибудь. Остальные хлопают в ладоши, чтобы отвернувшийся ребенок не услышал к кому подходят и что делают. Затем ребенок, который отворачивался должен за короткое время найти изменения.
(Повторяем упражнение, пока все дети не примут участие.)
Смена деятельности. Разминка «Снежинки».
Ребята! Представьте, что вы снежинки и летаете по залу в хаотичном порядке. Если я называю цифру «3», то вы встаете по три человека; «5» - по пять человек. (В итоге, в завершение, педагог должен назвать цифру, соответствующую количеству детей, и таким образом получается большой комочек из снежинок. Упражнение на осязательное внимание.)
Ребята, садимся в полукруг. Сейчас я одному из вас завяжу глаза, остальные вытягивают вперед по одной руке и закатывают рукав одежды. Я подвожу «водящего» к кому-нибудь, «водящий» может трогать кисть руки до запястья. Задача «водящего» распознать наощупь владельца руки. (Если ребенок затрудняется, то ему разрешается потрогать руку выше, волосы, лицо и т. д.)
Слуховое внимание.
Упражнение «Птичка, пискни!»
Сейчас я выберу «водящего», завяжу ему глаза, и поставлю рядом с кем - ни будь из ребят. «Водящий» должен попросить «Птичка, пискни» и участник должен пискнуть так, чтобы «водящий» не узнал, с кем он стоит рядом.
Упражнение «Летает – не летает»
Я назову вам целый ряд существительных. Реагируя на слова, обозначающие предметы, которые летают, вы должны хлопнуть в ладоши, а на те, что не летают - опускаете руки по швам. (Педагог постоянно хлопает в ладоши, запутывая ребенка, чтобы тот не терял внимания.)
|
|
крокодил, самолет, корова, телефон, стрекоза, муха, собака, слон, шифоньер, комар, телевизор, орел, ручка, дельфин, аэроплан, дятел, снегирь, жираф, кошка, овца, вертолет, бабочка, божья коровка, мышка, таракан, колбаса, ракета, магнитофон, воробей, карандаши, поросенок, муравей, паук, кузнечик, лев, панда, мошкара, колибри, медведь, попугай.
Упражнение на внимание и реакцию «Вороны – воробьи».
Сейчас вы разделитесь на две команды, выстраиваясь, в две шеренги лицами друг к другу. Одна команда носит название «Воробьи», другая - «Вороны». Команда, которую я назову - ловит; а команда, которую не назову - убегает. (Ведущий произносит медленно: «Во-о-ро-о.» И в этот момент обе команды готовы и ловить, и убегать. Именно он - этот момент готовности, и важен в игре - упражнении.)
Упражнение на внимание и память «Алфавит».
Встаем в полукруг. А сейчас ребята по очереди называем по порядку одну букву из алфавита. Кто какую букву произнес, тот становится владельцем данной буквы. Сейчас я назову вам слово, например, театр. Владельцы букв т, е, а, т, р, должны встать по очереди и хлопнуть в ладоши, не нарушая правописания.
(машина, радость, лед, снежинка)
Методы и приемы работы педагога: объяснение.
Домашнее задание: Последить за людьми в автобусе, кто чем занимается, кто как одет, у кого какое настроение. На следующем уроки описать (словесно), поездку в автобусе. По – желанию, можно записать.
Домашнее задание №2.
Срок выполнения до 15 апреля!
Разработать конспект практического занятия по актерскому мастерству на развитие воображения и умения работать в предлагаемых обстоятельствах в рамках системы воспитания актера К.С. Станиславского.