Методика ознакомления дошкольников с русскими семейными традициями

Кафедра дошкольного образования и педагогики

Факультет психологии и педагогического образования

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине:

«Методика ознакомления детей дошкольного возраста с русским народоведением»

 

Выполнила: студент Николаева Анастасия Александровна

Курс: 5

Группа: КЗДО-5-15

 

 

Керчь-2020

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3

1. Методика ознакомления дошкольников с русским декоративно-прикладным искусством…………………………………………………………5

2. Методика ознакомления дошкольников с русскими семейными традициями……………………………………………………………………….9

3. Практическое задание………………………………………………….15

ВЫВОДЫ………………………………………………………………….18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...…19


 


ВВЕДЕНИЕ

 

Сегодняшний день России в ее духовной жизни – это путь осмысления национальных традиций. Успешное протекание процесса национально-культурного возрождения во многом определяет будущее нашего государства. Однако осознание национального достоинства народа в цивилизованном государстве непременно должно быть сопряжено с соблюдением принципов социальной справедливости и уважения к каждой конкретной личности.

Для успешного овладения детьми народной культурой, духовным наследием народа все больше внимания уделяется овладению педагогами и внедрению в дело воспитания идей и средств народоведения.

Понятие «народоведение» рассматривается в двух значениях. Первое (в узком смысле) – является синонимом понятия «этнография» (наука о культуре, быте народа, его происхождении и расселении, национальных традициях, обычаях, обрядах). Второе (в широком смысле) – это совокупность современных наук о народе, его национальной духовности, культуре, истории, а также достижениях народного и профессионального искусства, которые отображают многогранность жизни народа, нации.

Народное искусство в силу своей простоты и доступности, жиз­нерадостности и живого характера играет важную роль в творческом становлении дошкольников, в развитии их воображения, фантазии, инициативы, самостоятельности, художественного вкуса. «Искусства изобразительные и прикладные таят в себе огромные возможности для развития творчества и художественной интуиции, для ощущения ребенком радости ручного труда как творчества».

Народное искусство дает пищу художественному восприятию детей, способствует эстетическому переживанию и первым эстети­ческим суждениям. Это утверждение правомерно, поскольку, со­прикасаясь с произведениями народного искусства, обогащается не только познавательный опыт ребенка, но и его эмоционально-эстетическая деятельность. Самостоятельно вычленить все выразительные средства, к которым прибегает умелец, не всегда доступно ребенку. Но при помощи педагога дошкольнику открываются ши­рота и лаконизм декоративного искусства, которое обладает не только потрясающей силой воздействия на ребенка, но и богатейшей основой обучения его основам изобразительного искусства. Именно в декоративно-прикладном искусстве все выразительные средства явственно проступают в произведениях, они четко про­сматриваемы и ощущаемы. Это не означает, что изобразительную грамоту дети постигают только на занятиях по ознакомлению с на­родным искусством. Знакомство с живописью, графикой, скульптурой, архитектурой и дизайном важно и значимо для творческого становления дошкольника. Речь идет о том, какие виды искусства на каком этапе обучения и в какой форме должны привлекаться педагогом, чтобы формировать эстетическое отношение дошкольников к произведениям искусства и на его основе развивать твор­чество детей

1. Методика ознакомления дошкольников с русским декоративно-прикладным искусством.

Понятие «народное искусство», «декоративно-прикладное искусство».

Народное и декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры, так как оно отражает художественные традиции нации, миропонимание и художественный опыт народа.

Ознакомление дошкольников с народным – прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Мы даем детям не только определенный объем знаний о промыслах, но и учим их видеть и понимать красоту, воспитываем уважение к труду народных мастеров, знакомим с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий. Академик Д. С. Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему.

Одним из действенных средств развития детей признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосознания интерес к народной культуре как корневой системе, питающей современное воспитание подрастающих поколений и способствующий его духовному оздоровлению представляется вполне закономерным. Народное искусство - это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал этноса.

О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и др.) Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. У Ю.В.Максимова предприняты попытки определить особенности восприятия детьми произведений декоративно-прикладного творчества.

В широком значении народное искусство – это создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта, национальных традиций и бытующие в народе поэзия (предания, сказки, эпос), музыка (песни, наигрыши, пьесы), театр (драма, театр кукол, сатирические пьесы), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Декоративно-прикладное искусство – область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т.д.).

Народное искусство – средство воспитания детей дошкольного возраста:

- Декоративное народное искусство близко по мотивам к природе (но окружающая действительность изображается обобщённо, стилизованно).

- В народном искусстве нет ничего лишнего, в нём отобрано и сохранено главное, оно просто и выразительно.

- Красочность, яркость произведений (насыщенные, контрастные цветовые сочетания характерны для большинства народных росписей).

- Ритмичность узора, соответствие его общей композиции и форме предмета.

Задачи ознакомления с народным искусством и направления работы

1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства; понимание его особенностей; желания знать искусство местного края.

2. Формирование у детей желания заниматься подобной деятельностью по предложению взрослых и по собственной инициативе.

3. Формирование обобщённых знаний и умений:

- умение различать стили наиболее известных видов декоративной росписи (хохломской, дымковской, Городецкой, жостовской и др.);

- освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.

4. Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

5. Воспитание активности. Самостоятельности, инициативы и творчества при создании выразительных узоров.

Направления по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством:

1. Общевоспитательная работа по материалам народного декоративного искусства(строится на эмоциональной основе):

- Экскурсии

- Выставки изделий народных мастеров

- Просмотр фильмов, диафильмов

- Просмотр художественных альбомов, открыток

- Чтение литературы или рассказ

- Беседы обобщающего характера

2. Специальное обучение детей соответствующей деятельности на занятиях (система):

- Постепенным усложнением содержания, характера познавательной деятельности (типичные и доступные детям композиции узоров)

- Степени самостоятельности детей и творчества

Принципы отбора произведений русского народного декоративно-прикладного искусства для детей

1. Обучение декоративному рисованию по мотивам народного искусства.

2. Обучение детей декоративно-художественной деятельности на основе близкого, родного искусства местного края.

3. Обучение декоративному рисованию необходимо вести с применением подлинных предметов – образов.

4. Взаимосвязь всех видов декоративно-художественной деятельности (рисования, лепки, аппликации).

5. Процесс обучения предполагает связь: знание -> чувства -> активное действие (собственно изобразительная деятельность).

Методы ознакомления детей с искусством:

1. Метод предварительного наблюдения за природой помогает детям понять истоки народного творчества (стилизация).

2. Метод обследования, рассматривания образцов народного творчества (выделение элементов: их цвет, величина, месторасположение; композиции, колорита).

3. Образец воспитателя:

- Образец для прямого следования

- Неоконченный образец

- Примерный (вариативный) образец

- Образец, поэтапно демонстрирующий последовательность выполнения узора

4. Использование фланелеграфов

5. Самодельные настольные игры

6. Показ способов изображения элементов, демонстрация способов действия (техники) с кистью

7. Использование художественного слова, музыки

Педагогические условия ознакомления детей с народным искусством:

1. Эстетическое и художественное оформление интерьера детского сада

2. Организация мини-музея народного русского искусства и быта, организация там постоянных выставок.

3. Насыщенность жизни детей произведениями изобразительного, музыкального, литературного искусства, фольклором.

4. Единство и согласованность всех компонентов учебно-воспитательного процесса: целей, задач, принципов, методов, форм работы с детьми.

5. Создание радостной, спокойной, доброжелательной атмосферы в детском саду; рассматривание занятий, экскурсий, праздников как театральных действий, требующих эмоционально-эстетической подготовки детей.

6. Поиск интересных форм работы с детьми.


Методика ознакомления дошкольников с русскими семейными традициями

Выявленные выше особенности духовно-нравственного воспитания дошкольников позволили заключить, что эффективным средством духовно-нравственного воспитания могут служить народные традиции.

Народная жизнь – это семейно-общественные традиции, поклонение труду и радость праздников.

Традиции – это элемент социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению нравственные ценности людей, жизненный опыт.

Обычай – принятые способы поведения людей в быту, труде, семье; то, что принято делать каждый день.

Обряд – общие действия людей, направленные на обеспечение благополучия в жизни, к примеру, просьба о дожде.

Ритуал – вид обряда, совершаемого по определённому порядку.

Семейные традиции имеют свои специфические особенности, которые обусловлены собственно субкультурой детства и субкультурой семьи.

Семейные традиции: - служат основанием построения семейной жизни, её планирования и функционирования; средством упорядоченной организации семейной жизнедеятельности и воспитания детей; являются основанием стабильности семейного общения; согласовывают социальные задачи, потребности и интересы членов семьи; упорядочивают взаимодействия между членами семьи в процессе их совместной деятельности; поддерживают равновесие в семье и в её взаимодействии с другими социальными системами; регламентируют роли всех членов семьи; сохраняют национальную культуру семьи;

- служат некоторыми образцами деятельности для членов семьи; выступают критерием, основанием для оценки членами семьи своей деятельности; выступают в качестве средства адаптации семьи всех её членов к условиям жизни и т. д. (ценностно-ориентирующая функция);

- выступают основанием реализации социальных семейных законов и целей и т. д.;

- выступают носителем информации о порядке, целях и средствах деятельности; являются средством информации о семье и её жизнедеятельности;

- выступают моделями будущей семейной деятельности; служат основанием для предсказания её результатов и т. д..

Особенности воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей дошкольного возраста и приобщения к ним изучались В.А. Сухомлинским, В.А. Титаренко, Н.Ф. Виноградовой, С.А. Козловой, Т.А. Марковой, Т.А. Березиной, Т.М. Бариновой, О.Л. Зверевой, Л.В. Загик, Д.О. Дзинтере, Л.Д. Вавиловой, Е.С. Бабуновой, Т.А. Репиной, Т.Н. Гришиной, Т.Ю. Хабаровой и др.

Ознакомление дошкольников с традиционными праздниками, приобщение детей к домашнему хозяйству рассматривалось в работах Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Загик, Н.А. Стародубовой и др.

Освещение вопросов, связанных с воспитанием познавательных интересов детей в семье, можно найти в трудах С.А. Козловой, Т.А. Куликовой и др.

Изучению особенностей возрождения семейных традиций (семейного чтения, пения, рукоделия и иного совместного труда и творчества, игр взрослых и детей, эпистолярной культуры, составления генеалогического древа, домашнего театра, коллекционирования и т. п.) посвятили свои исследования Т.Е. Березина, Г.Н. Гришина, Н.А. Каратаева.

Значимость организации совместной работы с родителями по воспитанию ценностного отношения к семейным традициям исследовалась И.С. Хомяковой, Н.А. Каратаевой и др.

С.П. Акутина относит семейные традиции к родовым ценностям и включает в них религиозные ритуалы, семейные праздники, коллекционирование, создание вернисажей, фотографий, семейный досуг, преемственность педагогических традиций, бережное отношение к реликвиям [1].

Т.Ю. Хабарова предлагает следующую классификацию семейных традиций:

- выполнение трудовой деятельности в семье;

- распределение ролей и обязанностей в семье;

- организации досуговой деятельности в семье;

- обеспечение физического развития ребёнка;

- эстетическое обустройство быта семьи;

- организация познавательного развития детей.

Содержание семейных традиций, позволяющее:

- изучать родословную семьи, историю, традиции, обычаи, помнить рассказы членов семьи о своём детстве, участвовать в днях памяти, ухаживать за могилами, хранить семейные реликвии;

- уважительно относиться к старшим членам семьи (к их знаниям и опыту), любить их, оказывать внимание старикам посредством добрых дел, добровольно брать на себя работу стариков по силам возраста и здоровья, уметь видеть, что нужно в данной ситуации, исполнять сказанное старшим, участвовать в изготовлении сувениров и др. подарков);

- проявлять заботу по отношению к родителям, знать нужды родителей, слышать, слушать и понимать, что говорят родители, соблюдать установленный порядок, прислушиваться к их мнению, помимо порученного выполнять ещё какую-либо работу, не говорить грубых слов, не вмешиваться в разговор взрослых, спрашивать позволенья;

- проявлять доброжелательность и доброту по отношению к малышам, заботиться о них и оказывать помощь;

- организовывать совместные мероприятия (игры, конкурсы, семейный отдых на природе, семейные чтения, поездки в музеи и театры, посещение выставок, просмотры кинофильмов, постановка спектаклей и т. п.), выпускать семейную газету, создание семейного архива и семейного альбома, благотворительная деятельность, традиционные семейные праздники: дни рождения, день Ангела (именины), День Матери, юбилеи, поздравления, традиционное чаепитие, сюрпризные моменты, традиционное семейное блюдо и т. п.;

- поддерживать традиционные занятия членов семьи (кружевоплете-ние, вязание, лоскутное шитьё, традиционная кукла, вышивка бисером и крестом, оригами, декорирование стекла, дерева, пластмассы, макраме, роспись по дереву, семейные мастерские, коллекционирование и т. п.);

- организовывать спортивный досуг: вовлекать детей в занятия физической культурой и спортом, посещать ледовый каток, бассейн, организовывать совместные подвижные игры (футбол, бадминтон, теннис, купание в реке и др.), создавать фотоколлажи и т. п..

Складывались традиции под влиянием образа жизни. У славян традиции полны земными человеческими чувствами: добродушием, гостеприимством, хлебосольством и т.д. В традициях русского народа просматриваются уважение к матери, страшим, труду, здоровому образу жизни, сострадание убогим. Предки жили среди природы и были близко связаны с ней. Единство человека и природы выражено в народной традиции обращаться к ней за помощью в горе и делиться с ней радостью.

Наблюдения за природой сформировали приметы, которые соблюдали в повседневной жизни. Народный календарь – основа традиций и праздников, необходимый элемент культуры славян.

Бытовая культура – важная часть народной жизни. Связь с землёй, реками и лесами обусловила характерные черты русского характера: трудолюбие, бережливость, настойчивость.

Одной из традиционных черт русского народа было гостеприимство, хлебосольство – стремление поделиться всем, что есть в доме, при встрече гостей.
Славяне издревле отличались почитанием старших. Дети, следуя древнему обычаю, заботились о родителях в старости. Всегда уважением пользовалась та семья, в которой родственники относились друг к другу терпимо, где царила атмосфера взаимопонимания и все слаженно трудились. Народная традиция призывала к сохранению «лада» в семье: «Мир да лад — большой клад». «В семье любовь да совет, так и нужды нет», «Тому не о чем тужить, кто умеет домом жить», «Согласную семью беды обходят» и др.
Взаимоотношения детей и родителей в крестьянской семье строились на любви и ласке (к этому стремились, это считалось правильным, необходимым). Важным элементом народной педагогики было воспитание у детей уважительного отношения к старшим, и прежде всего к своим родителям, что отразилось и в целом ряде пословиц: «Почитай старших — сам стар будешь», «Старых почитай, молодых поучай», «Посади деда на печь, тебя внуки посадят», «Нет дружка против родного батюшки, нет подружки против матушки». Детей учили по-особому относиться к матери. По традиции до пяти-семилетнего возраста мать играла главную роль в выхаживании и вос­питании ребенка. Она не только заботилась о его здоровье, защищала от всяческих бед и напастей, но и бережно растила его душу. «Не та мать, что родила, а та, что выходила».
Только в последние годы ученые пришли к заключению, что полученный в раннем детстве опыт общения с матерью самым прямым образом влияет на умственное и психическое развитие ребенка, предопределяя и характер его взаимоотношений с окружающими. Интересен тот факт, что уже люди традиционного общества прекрасно знали, что недостаток материнского внимания и за­боты в первые годы жизни ребенка негативно сказывается на его будущем; недаром существуют пословицы:

«Кто без призора в колыбели, тот век не при деле».

«От доброго дерева — добрый и плод».

«При солнце тепло, при матери — добро».

«Сердце матери лучше солнца греет».

На мать возлагались надежды как на воспитательницу нравствен­ности, целомудренности и послушания. Дети, в свою очередь, должны были видеть в матери образец для подражания, любить и уважать ее до старости — здесь права женщин защищал и закон. Мать нельзя было обидеть даже плохими мыслями, нельзя было грубить ей, повышать на нее голос.
Русская семья представляла собой коллектив, в котором вся дея­тельность его членов была подчинена самому старшему мужчине в доме — «большаку». Согласно «Домострою», именно мужу или отцу как главе семьи надлежало управлять всей домашней жизнью. Распоряжения его должны были беспрекословно выполняться. В то же время хозяйка дома (в народе ее называли «большуха») была главной в вопросах воспитания детей, должна была умело организовывать домашнее хозяйство.

Главная цель воспитательного процесса ознакомления дошкольников с русскими семейными традициями – усвоение детьми вечных ценностей, воспитание милосердия, уважения, любви к родным и близким.

3. Практическое задание.

Тема: Беседа с детьми подготовительной группы по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома».

Задачи:

Образовательные

1. Дать детям представление о предметах хохломской росписи (ковш, поднос, ладья, братина и т. д.) и их значение.

2. Учить различать характерные особенности изделий хохломской росписи (изготовление из дерева, подбор цвета, роспись узора.)

3. активизация словаря «яркая», «красочная», «сочная», «солнечная».

Развивающие

1. Развивать у детей интерес к изделиям хохломских мастеров.

2. Обогатить словарь детей словами по теме занятия: братина, ендова, ковш.

Воспитательные

1. Воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству.

2. Воспитывать патриотические чувства, уважение к народно-прикладному искусству.

Предварительная работа

- рассматривание фотоальбомов о хохломских изделиях

- чтение художественной литературы

Методические приёмы

- использование художественного слова, вопросы к детям, пояснения.

- рассматривание подлинных изделий, иллюстраций и других наглядных пособий

- ощупывание изделий руками

Материал к занятию

Выставка хохломских изделий. Иллюстраций с изображением хохломских предметов декоративно-прикладного искусства.

Индивидуальная работа

Вопросы к детям.

НОД

Воспитатель: - Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно прикладным искусством – хохломской росписью. Посмотрите на эти изделия и скажите: Нравятся ли они вам? Почему они вам понравились? Как вы думаете – что необычайного в этой посуде?

Воспитатель: - Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют Хохлома. Хохлома – это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду.

Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать? Тогда слушайте.

Воспитатель рассказавает легенду о происхождении хохломской посуды.

В народе сказывают о чудо – мастере, который жил в Нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу, на берегу реки Хохломы, и начали изготавлять посуду. Один раз прилетела к нему жар-птица. Мужик накормил её крошками, птица захотела поблагодарить его. Задела она своим крылом простую посуду деревянную и посуда вмиг превратилась в «золотую». С тех пор стал мужик делать посуду. И все его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве, м послал царь за мастером, царских солдат. Когда услышал это мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «золотой» посуды. А сам исчез….

И стали другие мастера изготовлять.

Воспитатель: - как вы думаете, трудно ли изготовить такую посуду? - конечно изготовить её не просто. Изделие надо сначала выточить на станке, потом оно шпаклюется, т. е. покрывается алюминиевым порошком, подвергается закалке в печи с высокой температурой. Воспитатель предлагает взять любой понравившийся предмет детям и рассмотреть его.

Воспитатель: - какие цвета использовал художник? - Правильно есть чёрный, красный, встречается зелёный, но больше всего золотого цвета. - Теперь вы понимаете, почему хохлому называют «золотой».

– А какие узоры использовал художник? (В узорах есть разные ягоды, листья (чаще всего тройные, декоративные цветы).

– А вот этот элемент, который чаще всего встречается, называется «травка»(воспитатель показывает узор). Из травки художники составляют разные композиции. Из «травинок» составляют изображения птиц и рыбок.

- Посмотрите, как плавно изогнуты ветки с ягодами, листьями и цветами. «Травка» занимает всё пространство между ними. Она лёгкая, изогнутая или похожа на завитки с острыми конечками «как осока на ветру». Узор занимает почти всю поверхность изделия, край украшен прямой каймой.

Воспитатель читает стихотворение:

И чего здесь только нету:

Хохлома, хохлома!

Весь народ с ума свела!

Яркая, лучистая, узоры золотистые!

И нигде на свете нет таких соцветий!

Воспитатель: - особенно красивой росписью украшали предметы, предназначенные для торжественных событий: братины, ковши, ендовы. Давайте вспомним, для чего предназначена эта посуда:

Братина – русский шаровидный сосуд из дерева, меди, серебра, золота. Из неё на братничных пирах (на всю братию) разливали напитки по чашам для питья в круговую. Также она использовалась как большая чаша для питья и еды.

Ендова – деревянный или металлический древнерусский сосуд ладьевидной формы с широким горлом, с носком и ли рыльцем, употреблявшийся для разлива напитков на пирах.

Ковш – широкий открытый сосуд с ручкой для зачёрпывания жидкости.

Давайте рассмотрим несколько хохломских изделий вместе. (Показ изделий сопровождается чтением стихотворений):

Вот ладья: цветущий хвост – корма,

Нос – петушиная голова.

Плывёт по лесу хохлома,

Расписанная очень ловко.

Наши ложки хохломские

Самый лучший сувенир.

С позолотой не простые,

Прогремели на весь мир.

А вот утица по реченьке плывёт

Выше бережка головушку несёт.

Чёрным крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает.

А вот поднос

В нём алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы

Шёлковые всплески

Золотой листвы.

Братина солнечна весьма,

На нём цветы и земляника.

Семёновская Хохлома

Вся золотисто – краснолика.

Воспитатель: сейчас давайте придумаем разнообразные (слова) эпитеты и сравнения к слову «хохлома».

Дети придумывают слова (яркая, красочная, жаркая, солнечная, сочная, как золото блестит, как жар-птица горит.)

- хохломские изделия известны на весь мир, а не только у нас в стране.

- в конце нашей беседы хочется прочитать вам ещё одно стихотворение.

Послушайте:

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша Хохлома.





Выводы

Народоведение направлено на формирование народного национального мировоззрения и зависит от таких неодноплановых факторов, как: цель воспитания в целом; политики государства и задач, которые стоят перед нашим обществом на данный исторический период и на перспективу; наличие материальной базы в учебно-воспитательных учреждениях; времени, отведенного на проведение работы с детьми по народоведению; возрастных особенностей детей, их интересов, наклонностей; генетической наследственности и этнизации личности; научно-теоретического уровня и педагогического мастерства педагогов, которые осуществляют работу с детьми; связи воспитательного процесса с практикой жизни.

Психологические особенности детей дошкольного возраста обусловливают основные приобретения ребенка и дидактическую направленность процесса взаимодействия со взрослым.

Базовый процесс «вращивания» ребенка в русскую народную культуру в дошкольном возрасте определяет изучение форм и содержания родной культуры, помогает ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акутина, С.П. К проблеме классификации семейных духовно-нравственных ценностей [Текст] / С.П. Акутина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 94. - С. 9-20.

2. Баринова, Т. Семейные традиции как часть общечеловеческой культуры и социально-педагогическое явление [Текст] / Т. Баринова // Детский сад от А до Я. - 2013. - № 4. - С. 64-75.

3. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. М.: Издательский центр «Академия», 1997 – 240 с.

4. Вершинина Н., Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно – прикладного искусства в процессе дидактических игр // Дошкольное воспитание.- 2004-№6-с.42

5. Гейкер Н. Национально региональной компонент в работе с детьми. //Дошкольное воспитание.- 2007-№9-с.33

6. Забельская, Т. В. Влияние декоративно-прикладного искусства на развитие нравственной стороны личности ребенка / Т. В. Забельская // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2012. – № 3 (23).

7. Каратаева, Н.А. Воспитание уважительного отношения к традициям семьи у детей дошкольного возраста [Текст]: учеб.-метод. пособие для студ. факультета дошкольной и социальной педагогики и психологии / Н.А. Каратаева. - Шадринск: Изд-во Шадринский гос. пед. институт, 2007. - 118 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - Режим доступа: www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: