Мастерство публичного выступления приобретается не сразу, требуется серьезная и систематическая работа в этом направлении самого курсанта и помощь опытных преподавателей

Одно из важных направлений получения навыков публичного выступления является подготовка докладов и теоретических сообщений к семинарским занятиям.

Доклад (теоретическое сообщение) – это сообщение по заданной теме с целью довести до курсантов знания дополнительной литературы, систематизировать материал, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, нормативно-правовыми актами, вызвать познавательный интерес у аудитории.

Методика подготовки доклада (теоретического сообщения) во многом схожа с подготовкой реферата.

Самостоятельная работа курсанта по написанию текста доклада может проходить в следующей последовательности:

1) проконсультироваться у преподавателя по содержанию предстоящего доклада, списку литературы, которую лучше использовать при написании доклада. Подобрать рекомендованную литературу;

2) изучить литературу и нормативные правовые акты, сгруппировать материал и составить подробный план доклада;

3) написать полный текст доклада. Для того чтобы доклад получился интересным и имел успех, в нем следует учесть:

а) теоретическое содержание рассматриваемых правовых вопросов и их связь с войсковой практикой, в том числе с практикой профессиональной деятельности офицера – специалиста по физической культуре и спорту;

б) обоснованность высказываемых суждений и предложений, их остроту и актуальность;

в) конкретные примеры применения нормативных правовых актов в сфере профессиональной или учебной деятельности, в том числе взятых из правоприменительной практики в Военном институте физической культуры, воинских частей, а также судебной практики военных судов и правоохранительных органов;

Г) обобщающие выводы по всему содержанию сделанного доклада с выходом на будущую профессию.

 Доклад должен быть подготовлен (написан) докладчиком самостоятельно в рукописном виде. Запрещается использование готового доклада, взятого у докладчиков других учебных групп или распечатанного из сети Интернет.

Для выступления с докладом курсанту отводится до 10 минут, поэтому все содержание доклада должно быть не более 7 – 8 страниц рукописного текста. Для выступления с теоретическим сообщением обычно отводится 5 – 7 минут.

Текст доклада должен быть выверен по времени и содержанию, изложен доступным для понимания языком. Следует избегать слов и выражений, непонятных как самому докладчику, так и аудитории.

 В случае необходимости применения в тексте впервые встречающихся специфических юридических терминов и выражений, необходимо дополнительно разъяснять их смысловое значение.

Курсанту рекомендуется продумать методику чтения доклада. Лучше, если курсант будет свободно владеть материалом, поддерживать контакт с аудиторией. При возможности следует применять технические средства, наглядные пособия (например, подготовить доклад с презентацией или раздаточным материалом), использовать яркие примеры.

Необходимо принять во внимание, что устная речь отличается от письменной, которая если переносится в устную форму, все же сохраняет несколько тяжеловесный, книжный характер. Такая речь плохо воспринимается на слух, лишена особенностей, характерных для устной речи – интонаций, жестов, мимики и т.д.

Навык устной речи – это способность свободно выражать свою мысль, доходчиво и убедительно излагать материал. Логичность и аргументированность выступления подчеркивают такие словосочетания, как: «следовательно», «таким образом», «итак» и т.д. Очень сильно портят выступление «слова-паразиты», такие как: «вот», «ну», «так» и другие.

Навык распределения внимания – связан с необходимостью следить за собственной речью, подбирать нужные слова, вспоминать формулировки, пользоваться планом-конспектом и следить за реакцией аудитории – как твое выступление воспринимает преподаватель и присутствующие. Со временем при активной работе сформируется опережающее мышление, когда, развивая одни положения, выступающий думает о следующих и переходит к их изложению без заметного интервала. Такое мышление позволяет, не теряя логическую нить рассуждений, не забывать факты, которые надо сообщить, выводы, которые следует сделать.

При выступлениях курсантов с докладами нередко встречаются ошибки:

1) неумение правильно распределять материал по времени, когда, например, вводная часть гораздо больше, чем основная;

2) потеря главной сути вопроса или логики рассуждения, когда рассказывается о второстепенных вопросах и появляются затруднения с подведением итога сказанного;

Повторы в изложении материала, при которых курсант, рассказывая одно положение, переходит к другому, затем возвращается к первому и т.д.

В этой связи важно потренироваться в чтении доклада. Если есть возможность, то записать свое выступление на видео- или аудионоситель. Просмотр, прослушивание сделанной записи позволяет увидеть и устранить недостатки: неправильное произношение слов, несоответствующий темп речи, ошибки в ударении, неинтересные или непонятные места, продолжительность доклада и т.д. Возможны тренировки-выступления с докладом перед своими родственниками или друзьями (сокурсниками). Даже в присутствии друзей и родственников докладчик испытывает определенное волнение, которое обычно испытывает любой человек, выступающий на публике. И это очень хорошо для курсанта – прочувствовать изнутри, как это выступать перед людьми. В этом залог успешного выступления на семинаре и в будущем - любого публичного выступления.

                                                                            

          

         

 

       Приложение

                                                                        к главе VII учебного пособия

ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ ОСНОВ

СЛУЖЕБНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

 

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

Р Е Ф Е Р А Т

 

 

Тема: __________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

 

Исполнитель:

Курсант ___________учебной группы

 

_____________ Ф.И.О. _____________                                                                                                                          

 

Научный руководитель

                                                                       ______________________________      

 

      

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2018

VIII.  Л И Т Е Р А Т У Р А

Антонов А.В., Афанасьев Е.Н., Фролов А.О., Шашкин Г.А.. Руководство учебной и методической работой в Военном институте (физической культуры) Военно-медицинской академии имени С.М.Кирова. Под общ. ред. С.А.Трапезникова. СПб: ВИФК, 2012.

Госстандарт ГОСТ Р 630-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительных документации. Требования к оформлению документов». Введен в действие постановлением Госстандарта России от 3.03.2003 № 65-ст.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: