Изучение и анализ исследований, инновационного опыта (Н.И. Белова, Е.О. Галицких, И.А. Мухина, А.А. Окунев, В.А. Степихова, Л.Д. Фураева и др.) позволяют сделать вывод, что в опыте современного отечественного образования присутствуют разные типы мастерских: мастерские конструирования, или построения знаний, мастерские письма, мастерские отношения, или позиционные мастерские, проектные мастерские и мастерские сотрудничества, мастерские ценностных ориентаций и мастерские интерпретации текста.
Помимо школьного предметного преподавания мастерские в самом своем процессе реализуют поистине огромный воспитательный потенциал. Поэтому они могут применяться в клубной деятельности (что и происходит, например, во Франции), в дополнительном образовании, просто в работе классного руководителя и воспитателя, а также в общении с родителями.
Для студентов старших курсов, прошедших педагогическую практику, участие в мастерских может планироваться, и, если студентом теория вопроса освоена, его работа в мастерской значительно углубляет научное осмысление проблем воспитания, но не исключается и оснащение студента педагогическим опытом.
И.А. Мухина делит петербургские педагогические мастерские на типы в зависимости от: состава участников; целей и способов деятельности; временной продолжительности процесса. И.А. Бирич, О.Г. Панченко дополняют еще один тип в зависимости от темы и содержательной наполненности встречи. Мы считаем, тип педагогической мастерской для студентов может зависеть от специфики избранной специальности. Мастерские, независимо от типа, несут на себе печать индивидуального авторского стиля.