Задание 6. Задачи на выбор стратегии жизни и образа поведения

Задача 1.

Вообразите двух людей. У каждого – десять хороших друзей. Теперь представьте себе, что один из них каждый день просит своих друзей помочь ему: одолжить деньги, еду, оказать другие услуги. Обращаясь к ним, он говорит, что если они действительно его друзья, то не откажут ему в этом.

Теперь обратимся к другому. Каждый день он встает пораньше, чтобы все самому сделать и успеть. Он всем сердцем предан своим друзьям, поэтому просто звонит им довольно часто и без причин, навещает их, помогая, чем может, не обременяя своими просьбами или подчеркивая, как для него важна дружба.

С кем из этих двух людей вы хотели бы дружить?

 

Задача 2.

Тимур сильно отставал по математике. За партой впереди него сидела Таня – круглая отличница по всем предметам. Внешне она не отличалась ни яркостью, ни привлекательностью. К тому же на фоне шумных и разговорчивых одноклассниц она казалась тихой и скромной. К концу года, перед выпуском, Тимур запаниковал. Он всеми силами искал способ сдать математику хорошо. Через некоторое время он принялся оказывать Тане знаки внимания и подарил ей ко дню рождения цветы. Он стал часто подходить к ней на переменах, стараясь ее развлечь, рассказывал смешные истории. Никто не уделял Тане такого внимания, поэтому теперь ей казалось, что она Тимуру по-настоящему нравится. На выпускных экзаменах Тимур полностью переписал ее работу и получил по математике «отлично».

Может ли существовать добро без зла? Почему так важна мотивировка поступка? Если бы об этом узнал учитель математики, что бы он сделал?

 

Задача 3.

К вам сегодня днем подошел друг, с которым вы давно не виделись, и пригласил вас в театр. Вы охотно соглашаетесь, и друг очень рад, что вы проведете это время вместе. Затем вы звоните маме на работу, чтобы предупредить ее, но прежде чем вы успеваете что-то сказать, она радостно говорит, что звонок очень кстати: она просит посидеть дома вечером с младшим братом. Ей необходимо встретиться с одним из коллег и пойти после работы на совещание; это для нее очень важно, так как могут открыться новые перспективы в работе и в материальном положении семьи.

Решения

1. Если вы думаете только о том, чтобы не расстроить свою маму, то скажете своему другу, что не сможете пойти – совесть замучает. Вы останетесь дома, чтобы присматривать за братом, но неохотно, так как сделаете это только из боязни разочаровать или рассердить маму. И самое неприятное – то, что друг наверняка обидится, и не потому, что вы не смогли пойти, а из-за вашей нечувствительности и отсутствия понимания.

2. Если для вас важнее реакция друга, то ваше решение будет зависеть от его мнения. Мать очень расстроится не потому, что она не пойдет на встречу, а из-за вашей неискренности и пренебрежения семейными интересами и ее просьбой.

3. Если вас в основном интересует материальная сторона проблемы, то главным будут деньги – чтобы мама заработала побольше и купила вам больше вещей. А мама при этом будет гордиться вами и благодарить за помощь. Но заслуживаете ли вы ее благодарности? Прав ли будет ваш друг, если усомнится в вашей честности и искренности?

4. Если вы эгоцентричны, то вас будет интересовать лишь максимальная выгода. Что лучше – сходить развлечься или заработать несколько лишних очков у матери, чтобы в следующий раз она разрешила вам съездить к приятелю, живущему за городом?

5. Если вы здравомыслящий человек и понимаете важность сбалансированного подхода к любой ситуации, то постараетесь оставить в стороне эмоциональную сторону вопроса и взвесить все «за» и «против». Вы рассмотрите ситуацию и свои действия с учетом потребностей матери, финансовых интересов семьи, интересов друга, других обстоятельств. Затем вы учтете возможные результаты и последствия альтернативных решений.

Бордовская, Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2000. – 304 с. – (Серия «Учебник нового века»).

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие виды педагогических задач Вам известны?

2. Как лучше уклониться от конфликтной ситуации?

3. Определите педагогическую позицию по отношению к конфликтам.

4. Что понимается под управлением конфликтной ситуацией в учебно-воспитательном процессе?

5. Раскройте содержание «конфликтогенность».

6. Какие признаки конфликтогенности выделяются в основных сферах индивидуальности школьника?

7. В чем состоит задача учителя по предупреждению инцидента в конфликтной ситуации?

8. Назовите основные приемы управления конфликтной ситуацией.

9. Какие упражнения формирования умений и навыков конструктивного конфликтного взаимодействия может использовать учитель на факультативных занятиях?

 

Опережающее задание к лабораторной работе № 3.

Подготовить доклад на тему (по выбору):

• Особенности взаимодействия педагогов и учащихся.

• Этапы прогнозирования и проектирования педагогических ситуаций.

• Создание ситуаций сотрудничества педагога и учащихся.

• Методы прогнозирования и проектирования педагогических ситуаций.

Внимание! Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему.

 

Литература

1. Алексашина, И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение: Практическая методология решения педагогических задач / И.Ю. Алексашина. – СПб.: СпецЛит, 2000. – 223 с.

2. Завгородняя, А. Метод конкретных ситуаций в обучении взрослых / А. Завгородняя, Д. Ямпольская // Новые знания. – 2001. – № 2.

3. Поляков, С.Д. Технология воспитания: учеб.-метод. пособие / С.Д. Поляков. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 144 с.

4. Сериков, В.В. Образование и личность: теория и практика проектирования педагогических схем / В.В. Сериков. – М.: Логос, 1999. – 272 с.

5. Современные технологии обучения: метод. пособие по использованию интерактивных методов в обучении / ред. Г.В. Борисова, Т.Ю. Аветова, Л.И. Косова. – СПб.: Полиграф, 2002. – 79 с.

 

 

Лабораторная работа 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: