Оценочное средство №6

    Кейс-задача

Задание 1 «Проанализируйте текст».

 Прочтите фрагмент произведения Парменида «О природе вещей»:

 «Один только путь остается,

 «Есть» гласящий;

 на нем — примет очень много различных,

Что нерожденным должно оно быть и негибнущим тоже,

 Целым, единородным, бездрожным и совершенным.

 И не «было» оно, и не «будет», раз ныне все сразу «Есть» одно сплошное.

 Не сыщешь ему ты рожденья. Как, откуда взросло? Из не-сущего?

Так не позволю Я ни сказать, ни помыслить: немыслимо, невыразимо Есть, что не есть.

Да и что за нужда его побудила Позже скорее, чем раньше, начав с ничего, появляться?

Так что иль быть всегда, иль не быть никогда ему должно.

 Но и из сущего не разрешит Убеждения сила, Кроме него самого, возникать ничему

 Как может «быть потом» то, что есть,

Как могло бы «быть в прошлом»?

 «Было» — значит, не есть, не есть, если «некогда будет
И неделимо оно, коль скоро всецело подобно:

 Тут вот — не больше его ничуть, а там вот — не меньше…»

 

а) Назовите основные черты бытия согласно Пармениду.

 б) Почему нельзя сказать о бытии, что оно «было» или «будет»?

 в) Найдите убедительные, с точки зрения Парменида, аргументы.

 

Задание 2.  «Проанализируйте текст».

 "Разум так же близок к истине, как многоугольник к кругу; ибо, чем больше

число углов вписанного многоугольника, тем более он приблизится к кругу, но

никогда не станет равным кругу даже в том случае, когда углы будут умножены

до бесконечности, если только он не станет тождественным кругу".

Итак, сущность вещей, которая есть истина бытия, недостижима в своей

чистоте. Все философы искали эту истину, но никто ее не нашел, какая она есть,

и, чем глубже будет наша ученость в этом незнании, тем ближе мы подойдем к

самой истине".

а) Определите, в чем состоит принцип "ученого незнания", изложенный ниже.

 Кто был автором данного принципа?

б) Достижима ли истина в соответствии с принципом "ученого незнания"?

в) О каком виде истины идет речь в данном отрывке?

г) Какой стиль мышления представлен в данном отрывке:

 1) догматический,

2) софистический,

3) скептический,

 4) релятивистский,

 5) диалектический?

 

Задание 3. «Оцените позицию»

В книге «Бытие и ничто» Ж.-П. Сартр утверждает: «Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что мы умрем». Сравните это суждение с высказыванием выдающегося физика Э. Шредингера: «откуда я произошел и куда направляюсь? Таков великий существенный вопрос, одинаковый для всех нас. У науки нет никакого ответа на этот вопрос».

 

а) Что объединяет Ж.-П. Сартра и Э. Шредингера?

б) Как ответить на поставленные Э. Шредингером вопросы с философских

позиций?

 

Задание 4 «Оцените позицию»

Антуан Сент-Экзюпери справедливо заметил, что объем знаний еще далеко не всё. «Какая-нибудь посредственность, недавно закончившая политехнический институт, — писал он, — знает о природе и ее законах больше, чем Декарт, Паскаль и Ньютон. Однако она не способна сделать и одного единственного духовного шага из тех, на которые были способны Декарт, Паскаль, Ньютон».

а) Дайте анализ этому суждению французского писателя.

б) Согласны ли Вы с ним? Аргументируйте свой ответ.

 

Задание 5. «Оцените позицию»

 Французский философ и писатель А. Камю писал в книге «Бунтующий человек», что идейность ведет к безнравственности. По его мнению, за отдельного человека, может быть, и стоит отдать жизнь, но за идею не стоит.

Люди, умирающие за идею, считает А. Камю, не должны в XX веке вызывать

уважение.

а) Справедливо ли данное утверждение для ХХI века?

б) Согласны ли Вы с точкой зрения А.Камю? Если нет, то почему?

 

Задание 6 «Проведите сравнение»

 «Если выбирать между Фаустом и Прометеем, я предпочитаю Прометея» - эта сентенция принадлежит О. Бальзаку. Прометей, открывший, если верить легенде, секрет огня человеку, стал символом технических и научных достижений цивилизации. Фауста же волновала проблема смысла земного существования и поиска счастья человека.

а) Как бы вы решили эту дилемму?

б) Аргументируйте свое решение.

 

 

 

Оценочное средство №7



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: