Кейс-задача
Задание 1 «Проанализируйте текст».
Прочтите фрагмент произведения Парменида «О природе вещей»:
«Один только путь остается,
«Есть» гласящий;
на нем — примет очень много различных,
Что нерожденным должно оно быть и негибнущим тоже,
Целым, единородным, бездрожным и совершенным.
И не «было» оно, и не «будет», раз ныне все сразу «Есть» одно сплошное.
Не сыщешь ему ты рожденья. Как, откуда взросло? Из не-сущего?
Так не позволю Я ни сказать, ни помыслить: немыслимо, невыразимо Есть, что не есть.
Да и что за нужда его побудила Позже скорее, чем раньше, начав с ничего, появляться?
Так что иль быть всегда, иль не быть никогда ему должно.
Но и из сущего не разрешит Убеждения сила, Кроме него самого, возникать ничему
Как может «быть потом» то, что есть,
Как могло бы «быть в прошлом»?
«Было» — значит, не есть, не есть, если «некогда будет
И неделимо оно, коль скоро всецело подобно:
Тут вот — не больше его ничуть, а там вот — не меньше…»
а) Назовите основные черты бытия согласно Пармениду.
|
|
б) Почему нельзя сказать о бытии, что оно «было» или «будет»?
в) Найдите убедительные, с точки зрения Парменида, аргументы.
Задание 2. «Проанализируйте текст».
"Разум так же близок к истине, как многоугольник к кругу; ибо, чем больше
число углов вписанного многоугольника, тем более он приблизится к кругу, но
никогда не станет равным кругу даже в том случае, когда углы будут умножены
до бесконечности, если только он не станет тождественным кругу".
Итак, сущность вещей, которая есть истина бытия, недостижима в своей
чистоте. Все философы искали эту истину, но никто ее не нашел, какая она есть,
и, чем глубже будет наша ученость в этом незнании, тем ближе мы подойдем к
самой истине".
а) Определите, в чем состоит принцип "ученого незнания", изложенный ниже.
Кто был автором данного принципа?
б) Достижима ли истина в соответствии с принципом "ученого незнания"?
в) О каком виде истины идет речь в данном отрывке?
г) Какой стиль мышления представлен в данном отрывке:
1) догматический,
2) софистический,
3) скептический,
4) релятивистский,
5) диалектический?
Задание 3. «Оцените позицию»
В книге «Бытие и ничто» Ж.-П. Сартр утверждает: «Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что мы умрем». Сравните это суждение с высказыванием выдающегося физика Э. Шредингера: «откуда я произошел и куда направляюсь? Таков великий существенный вопрос, одинаковый для всех нас. У науки нет никакого ответа на этот вопрос».
а) Что объединяет Ж.-П. Сартра и Э. Шредингера?
б) Как ответить на поставленные Э. Шредингером вопросы с философских
|
|
позиций?
Задание 4 «Оцените позицию»
Антуан Сент-Экзюпери справедливо заметил, что объем знаний еще далеко не всё. «Какая-нибудь посредственность, недавно закончившая политехнический институт, — писал он, — знает о природе и ее законах больше, чем Декарт, Паскаль и Ньютон. Однако она не способна сделать и одного единственного духовного шага из тех, на которые были способны Декарт, Паскаль, Ньютон».
а) Дайте анализ этому суждению французского писателя.
б) Согласны ли Вы с ним? Аргументируйте свой ответ.
Задание 5. «Оцените позицию»
Французский философ и писатель А. Камю писал в книге «Бунтующий человек», что идейность ведет к безнравственности. По его мнению, за отдельного человека, может быть, и стоит отдать жизнь, но за идею не стоит.
Люди, умирающие за идею, считает А. Камю, не должны в XX веке вызывать
уважение.
а) Справедливо ли данное утверждение для ХХI века?
б) Согласны ли Вы с точкой зрения А.Камю? Если нет, то почему?
Задание 6 «Проведите сравнение»
«Если выбирать между Фаустом и Прометеем, я предпочитаю Прометея» - эта сентенция принадлежит О. Бальзаку. Прометей, открывший, если верить легенде, секрет огня человеку, стал символом технических и научных достижений цивилизации. Фауста же волновала проблема смысла земного существования и поиска счастья человека.
а) Как бы вы решили эту дилемму?
б) Аргументируйте свое решение.
Оценочное средство №7