Экзамен в традиционной форме

Примерные теоретические вопросы к экзамену:

1. Мировоззрение, его сущность и основные типы.

2. Философия как особая сфера духовной жизни человека. Философия в системе культуры, функции философии.

3. Древнекитайская философия (основные школы и направления).

4. Философия Древней Индии (основные школы и направления).

5. Философия Древней Греции (основные школы и направления)

6. Теоцентрический характер средневековой философии.

7. Особенности эпохи Возрождения и их отражение в философии.

8. Философия Нового времени (основные проблемы и направления).

9. Немецкая классическая философия.

10. Основные направления современной западной философии.

11. Основные этапы развития и общая характеристика российской философии.

12. Бытие как предмет онтологии. Основные онтологические категории.

13. Атрибуты материи: пространство и время. Философские концепции пространства и времени.

14. Проблема развития в философии. Детерминизм и индетерминизм.

15. Диалектика как учение об универсальных связях, изменении и развитии. Исторические формы диалектики. Принципы, законы и категории диалектики.

16. Генезис и сущность сознания.

17. Понятия индивидуального и общественного сознания, их соотношение и взаимосвязь.

18. Уровни и формы общественного сознания, их характеристика и взаимосвязь.

19. Духовные ценности и их реализация в искусстве, религии и нравственности.

20. Субъект и объект познания. Сущность, структура и функции познавательной деятельности.

21. Научное познание и его специфические признаки

22. Проблема методологии научно-философского познания.

23. Философское определение общества. Источники и движущие силы общественного развития.

24. Сущность философской проблематики культуры и цивилизации.

25. Основные черты и особенности современного этапа мировой цивилизации.

26. Проблема свободы и ответственности личности и ее осмысление в различных философских, религиозных и этических концепциях.

27. Глобальные проблемы современности, их роль и значение жизни общества.

28. Перспективы человечества, сущность и методы предвидения будущего.

29. Специфика гуманитарных наук. Основания разделения наук на науки о природе и науки о духе (гуманитарные наук).

 

 

Примерные практические задания к экзамену:

  1. Составьте историческую цепочку типов мировоззрения и выявите логику их смены
  2. Почему определение философии как рефлексии над универсалиями культуры помогает более адекватно решать проблему исторического развития философии?
  3. Сопоставьте онтологии Платона и Аристотеля.
  4. Сопоставьте методологии познания Р.Декарта и Ф.Бэкона.
  5. Продолжите и поясните смысл тезиса софиста Протагора «Человек – есть мера всех вещей…»
  6. Начертите схему основных форм движения материи в виде усеченной трапеции. Чем она может быть завершена?
  7. Если вы разделяете принципы философского материализма, то можете ли вы согласиться с представлением о пространстве и времени как чистых формах бытия, выражающих соответственно протяженность и длительность как таковые, сами по себе?
  8. Сопоставьте факторы становления человеческого сознания в филогенезе и онтогенезе.
  9. Нарисуйте структуру сознания с пояснением, какие структурные компоненты обеспечивают те или иные функции сознания.
  10. Приведите аргументы и укажите конкретные примеры, подтверждающие мысль современного американского философа Куайна о том, что все факты «нагружены теорией»?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: