Федеральный проект «бережливая поликлиника», применение методов бережливого производства в медицинских организациях

Набирает обороты и становится все более популярной в России методика организации рабочего пространства под названием «система 5с». Она является инструментом бережливого производства и помогает создавать в кабинете, офисе или на предприятии такие условия, которые дают сотрудникам возможность экономить время и силы. Сейчас ее начинают применять и в медицинских организациях (МО). Мы рассмотрели, что подразумевает под собой система 5с в медицине и как реализовать ее в условиях клиники.

Почему 5с? Система работает благодаря пяти принципам, названия которых начинаются с буквы «С»:

· сортировка – разделение вещей на «нужное – не нужное»;

· соблюдение порядка – аккуратность;

· содержание в чистоте – уборка;

· стандартизация – установление норм и правил;

· совершенствование – самодисциплина.

Далее мы рассмотрим шаги внедрения 5 с технологий:

I. Открытие проекта по улучшению в медицинской организации.

Целью проектов является усовершенствование процессов, направленных на повышение удовлетворенности пациентов, доступности оказываемых услуг, увеличение эффективности и устранение существующих временных, финансовых и иных потерь, а также организация рабочих мест, обеспечивающая безопасность и комфортность работы сотрудников.

Результаты, которые могут быть достигнуты при реализации проектов:

1. Сокращение времени ожидания пациентом получения услуг МО;

2. Повышение удовлетворенности пациентов качеством и сроками получения услуг МО;

3. Обеспечение равномерного сбалансированного распределения функциональных обязанностей между врачами и средним медперсоналом, а также распределения функций персонала внутри отдельных структурных подразделений (например, регистратуры, клинической лаборатории и др.);

4. Оптимизация информационных потоков, в т.ч. повышение эффективности медицинской информационной системы, устранение дублирования и избыточного ручного труда при вводе информации в МИС;

5. Формирование рациональных потоков пациентов в зависимости от цели посещения медицинской организации.

6. Стандартизация лечебно-диагностических процессов на базе «лучших практик» и снижение их вариабельности;

7. Эффективное использование площади МО;

8. Прозрачность организации лечебно-диагностических процессов для пациентов и для руководителей МО;

9. Формирование компетенций персонала МО по быстрому выявлению проблем и их устранению;

10. Создание образцов выстраивания эффективных потоков для тиражирования их на другие МО;

11. Выявление среди персонала лидеров изменений, способных проводить улучшения на основе проектного подхода;

12. Устранение всех видов потерь в процессах (ожидание, лишние отчетные и учетные документы, лишние хождения, брак и т.д.)

13. Создание учебных модулей в программы обучения в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования, включая образовательные программы «Фабрика медицинских процессов» для проведения обучения студентов, интернов, ординаторов, сотрудников медицинских организаций и органов управления в сфере здравоохранения.

II. Определение приоритетных направлений работы и целей проекта.

Оптимизация процессов должна проходить комплексно, по всей цепочке оказания медицинской помощи, с участием всего персонала МО. Первоначально необходимо определить приоритетные (проблемные) направления. Для этого можно использовать несколько подходов (в любом сочетании):

1. Принять решение после открытого обсуждения на общем собрании администрации МО и владельцев процессов;

2. Провести анкетирование пациентов и/или персонала МО;

3. Определить проблематику органом управления здравоохранения;

4. Принять инициативное решение о применении «лучших практик»

 III. Организация работ по проекту.

При старте проекта немаловажно сформировать положительное отношение персонала МО к этой деятельности. Для выполнения работ по проекту необходимо создать рабочую группу. После определения приоритетных направлений выпускается приказ об реализации проекта, в котором:

1. Определяется структура управления проектом;

2. Назначается руководитель проекта;

3. Утверждается перечень пилотных проектов (процессов);

4. Утверждаются списки руководителей и членов рабочих групп;

5. Обозначаются четкие сроки реализации проекта, которые определяются руководителем.

IV. Картирование потока создание ценности.

Следующий шаг после выбора проблемного процесса - это картирование потока создания ценности (ПСЦ). Основной целью картирования является графическая визуализация процесса на базе текущей ситуации путем построения схемы всех связей в процессах. Такая схема показывает:

а) процесс и взаимоотношения между всеми участниками в процессе, от первой до последней операции;

б) каждую операцию и связанные с ней элементы.

Поскольку ключевой критерий оптимизации процесса – это время протекания, то каждый из элементов процесса необходимо хронометрировать. Важно определить, сколько времени занимает та или иная операция. Для этого используется процедура хронометража.

Описываются ПСЦ с разной степенью детализации. Уровень детализации зависит от поставленной задачи и уровня принимаемых решений по преобразованию потоков.

Часто ПСЦ не является линейным и предполагает наличие на определенных этапах входов информации, документов, потоков пациентов, других входящих элементов, которые тоже целесообразно описать. Описывать смежные потоки можно как на разных картах, так и на одной карте.

V. Проведение хронометража операций процесса.

Для анализа фактического времени, затрачиваемого на каждую операцию, необходимо провести наблюдение и замеры действий пациентов, медицинского персонала, работы информационных систем, медицинского и иного оборудования.

VI. Определение основных типов потерь.

Сократить потери – значит устранить все, что увеличивает затраты времени, капитала и ресурсов, необходимых для выполнения работы.

Традиционно выделяют 7 основных типов потерь (приложение 4):

1. перепроизводство;

2. лишние движения;

3. лишние перемещения/транспортировка;

4. запасы;

5. излишняя обработка;

6. ожидание;

7. брак.

VII. Анализ потерь

При анализе карты потока текущего состояния процесса необходимо детально просмотреть не только весь поток, но и каждый из элементов отдельно. В процессе анализа необходимо выяснить у участников процесса, с какими проблемами они сталкиваются. Разделить выявленные проблемы на внешние и внутренние по отношению к персоналу, вовлеченному в процесс. Выявить потребности участников процесса. По результатам проделанной работы рекомендуется составить сводную таблицу по потерям на каждом элементе процесса, что позволит определить долю каждой потери в общем объеме во временных характеристиках или трудоемкости (в зависимости от поставленной цели).

VIII. Инструменты бережливого производства.

1. Технология 5С. Организация рабочего места.

Применяется для организации рабочего места: хранение документации на рабочих местах и в персональных компьютерах работников, размещения предметов и медицинской техники, визуализации рабочего пространства.

2. Стандартизированная работа.

Разработанные и внедренные регламенты выполнения стандартных операций отражают оптимальный способ выполнения той или иной работы и служат основой для дальнейшей оптимизации. Стандарты чаще всего представлены в виде алгоритмов, должностных инструкций, регламентов и локальных нормативных актов. Стандартизированная работа является инструментом совершенствования процессов, позволяющим отслеживать улучшения в динамике. Использование стандартов способствует применению методов постоянного совершенствования процессов.

IX. Составление плана мероприятий и реализация улучшений.

Следующий шаг – составление плана мероприятий по достижению целей, в котором учитываются проблемы и предложения сотрудников, выявленные в процессе опроса. Это позволит составить план, в котором будут обозначены проблемы и ожидаемый результат после реализации мероприятия. Очень важно определить ответственных за каждое мероприятие и срок реализации.

X. Мониторинг и оценка процессов.

Основные задачи мониторинга – убедиться в том, что: 1. Предложенные мероприятия реализуются в срок. Отклонения фиксируются. Проводятся корректирующие мероприятия по соблюдению графиков мероприятий. 2. Внедренные предложения положительно влияют на эффективность процесса. 3. Существует положительная динамика изменения показателей эффективности. 4. Целевые показатели достигнуты. Большое значение имеет влияние изменений на сотрудников, участвующих в процессе. Возможно, в процессе работы появились предложения, замечания, которые необходимо учесть.

XI. Информационный стенд по проектам. 

Задача стенда – информировать сотрудников о проекте, ходе его движения. Визуализация информации позволяет руководителю оперативно оценивать состояние проекта, а остальным сотрудникам предлагать свои идеи. Информация на стенде должна обновляться не реже 1 раза в неделю (в зависимости от периодов проведения управляющих советов). Необходимо определить сотрудника, ответственного за ведение стенда, его обновление. Наличие информации в свободном доступе позволит организовать своего рода соревнование между рабочими группами, четко понять, на каком этапе находится проект и какая оперативная помощь нужна со стороны руководителя.

На базе ОГБУЗ «Валуйкая ЦРБ», так же как и во многих медицинских организациях, проходит внедрение федерального проекта «бережливая поликлиника». Проходя преддипломную практику, мы увидели нововведения касаемо методики организации рабочего пространства под названием «система 5с» и первые результаты.

В выпускной квалификационной работе нами был рассмотрен один из бережливых инструментов производства – стандартизированная работа, в частности лист контрольных вопросов, направленный на обеспечение безопасности пациента.

Разработанные и внедренные регламенты выполнения стандартных операций отражают оптимальный способ выполнения той или иной работы и служат основой для дальнейшей оптимизации. Программа «Безопасная хирургия спасает жизни», которая была создана подразделением ВОЗ «Безопасность пациентов» в рамках усилий Всемирной организации здравоохранения по сокращению числа случаев смерти в результате хирургических вмешательств во всем мире, относится к стандартной операции. Контрольный перечень вопросов по безопасности хирургических операций, выпущенный ВОЗ в качестве рекомендуемых руководящих принципов по безопасной практике, получил глобальное признание персонала операционных. Лишь несколько минут требуется для ответов на вопросы на трех критических стадиях операционного вмешательства. Это важно для обеспечения безопасной анестезии, надлежащей профилактики против инфекции, эффективной работы операционной бригады.

Все вопросы контрольного листа делятся на три группы, т.е. три этапа операции: перед началом операции, перед ушиванием раны, после ушивания раны. Чек-лист заполняется двумя операционными медицинскими сестрами, непосредственно принимающими участие в данной операции (приложение 5). Использование чек-листа в операционной исключает хирургические ошибки при проведении операций, снижает риск возникновения послеоперационных осложнений (хирургическая инфекция, термические ожоги), снижает риск возникновения анафилактического шока.

К первому этапу относятся все вопросы, которые касаются подготовки пациента, оборудования, стерильного материала и инструментария, готовности операционной бригады к проведению операции. В рекомендациях ВОЗ вопросы, которые в чек-листе отнесли к первому этапу, относятся к первому и второму этапу.

Второй этап в чек-листе называется – «перед ушиванием раны», т.к. этот этап операции является наиболее важным моментом профилактики оставления инородных тел, также на этом этапе можно определить объём кровопотери.

Третий этап чек-листа называется «после ушивания раны». На данном этапе повторно производится подсчет инструментария и материала. Маркируются образцы для исследований. Операционная бригада подтверждает название проведенного вмешательства, т.к. при наличии интраоперационных «находок» объем операции мог измениться. В листе отмечается наличие или отсутствие проблем с оборудованием во время оперативного вмешательства.

Таким образом, обеспечение безопасности пациентов является основной задачей сотрудников операционного блока. Введение в работу чек-листа упрощает контроль за безопасностью пациента, тем самым повышая качество работы сотрудников операционного блока. Использование листа контрольных вопросов во всех операционных блоках обеспечит повсеместное снижение уровня послеоперационных осложнений у пациентов.

 



Заключение

В ходе выполнения выпускной квалификационной работы нами были рассмотрены теоретические аспекты изучения абдоминальной боли у женщин репродуктивного возраста и деятельность медицинской сестры при абдоминальной боли у женщин репродуктивного возраста.

Анализ литературных источников отечественных и зарубежных авторов позволил сделать вывод о том, что синдром абдоминальной боли занимает ведущее место в клинической медицине не только из-за его распространенности, но и из-за клинической и прогностической значимости.

«Острый живот» – клиническое понятие, объединяющее ряд острых заболеваний органов брюшной полости, подлежащих срочному хирургическому лечению.

Абдоминальные боли у женщин репродуктивного возраста возникают в связи с различными болезнями органов малого таза. Причинами развития «острого живота» у пациенток с патологией органов репродуктивной системы могут быть внутрибрюшные кровотечения, острые воспалительные заболевания органов малого таза и их осложнения, а также нарушения кровоснабжения опухолей матки и придатков матки.

На догоспитальном этапе верификация диагноза при заболеваниях, сопровождающихся абдоминальной симптоматикой, трудна, так как для диагностики можно воспользоваться лишь анамнестическими и физикальными данными. Необходимо так же помнить о том, что каждое заболевание органов брюшной полости имеет собственный набор субъективных и объективных более или менее специфических признаков.

Болевой абдоминальный синдром требует углубленного обследования пациента для уточнения механизма его развития и выбора тактики лечения и сестринского ухода. Для определения прогноза и тактики ведения пациентов принципиально важно установить характер патологии (органическая или функциональная), являющейся причиной болевого синдрома. Понимание механизмов, лежащих в основе формирования боли, отчасти может помочь в установлении причины ее возникновения и выборе пути купирования.

В результате выполнения практической части работы мы выяснили, что синдром абдоминальной боли среди женщин репродуктивного возраста в Валуйском районе чаще встречается в возрастном диапазоне 18–35 лет. Структура острых гинекологических заболеваний, сопровождающихся болью в животе, в основном представлена эктопической беременностью, разрывом кисты яичника и острыми воспалительными гинекологическими заболеваниями. Клиника синдрома абдоминальной боли имела стертое, малосимптомное течение у четверти пациенток. Ведущим симптомом была боль в животе разной степени интенсивности и иррадиации. У всех пациенток абдоминальный синдром развился на фоне отягощенного акушерско–гинекологического анамнеза и нарушенной менструальной функции. Правильная организация сестринского ухода за пациенткой с абдоминальной болью позволила избежать осложнений и способствовала выздоровлению.

На базе ОГБУЗ «Валуйкая ЦРБ», так же как и во многих медицинских организациях, проходит внедрение федерального проекта «бережливая поликлиника». Проходя преддипломную практику, мы увидели нововведения касаемо методики организации рабочего пространства под названием «система 5с». Мы рассмотрели, что подразумевает под собой система 5с в медицине и как реализовать ее в условиях клиники.

В выпускной квалификационной работе нами был рассмотрен один из бережливых инструментов производства – стандартизированная работа, в частности лист контрольных вопросов, направленный на обеспечение безопасности пациента. Введение в работу чек-листа упрощает контроль за безопасностью пациента, тем самым повышая качество работы сотрудников операционного блока.. Использование листа контрольных вопросов во всех операционных блоках обеспечит повсеместное снижение уровня послеоперационных осложнений у пациентов.

Таким образом, гипотеза о том, что качественное выполнение этапов сестринского ухода за женщинами репродуктивного возраста с абдоминальной болью способствует предупреждению неблагоприятных исходов, подтверждена.

 



Список литературы

1. Абдулаев, А. Г. Госпитальная хирургия. Синдромология. [Текст] / А. Г. Абдулаев. М.:ГЭОТАР-Медиа, 2017 год. – 503 с.

2. Абузарова, Г. Р. Диагностика и дифференцированная фармакотерапия хронического болевого синдрома у онкологических больных. [Текст] / Г. Р. Абузарова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015 год. – 237 с.

3. Ананьева, О. В. Универсальный справочник акушера- гинеколога. [Текст] / О. В. Ананьева. М.: Рипол-классик, 2017 год. – 726 c.

4. Ахмедов, В. А. Основы клинического диагноза при заболеваниях внутренних органов: учеб. пособие. [Текст] / В. А. Ахмедов. М.: ИНФРА-М, 2016 год. – 171 с.

5. Ахмедов, В. А. Неотложная помощь при заболеваниях внутренних органов: учеб. пособие для студентов. [Текст] / В. А. Ахмедов. М.: ИНФРА-М, 2015 год. – 135 с.

6. Берн, Д. Л. Боль в животе острая. [Текст] /  Д. Л. Берн, А. А. Версилло, С. Н. Зейман. М.: Медицина, 2015 год. – С. 143–155.

7. Берек, Дж. Общая гинекология. [Текст] /  Дж. Берек, И. Адаши,        П. Хиллард. М.: Медицина, 2015 год. – С. 249–269.

8. Бисенков, Л. Н. Неотложная хирургия груди и живота: Руководство для врачей. [Текст] / Л. Н. Бисенков. СПб.: СпецЛит, 2015 год. – 574 с.

9. Бокарев, И. Н. Внутренние болезни: дифференциальная диагностика и лечение: Учебник. [Текст] / И. Н. Бокарев. Ереван: МИА, 2015 год. – 776 с.

10. Большаков, О. П. Оперативная хирургия и топографическая анатомия: Учебник. [Текст] / О. П. Большаков. СПб.: Питер, 2018 год. – 432 с.

11. Буянов, В. М. Хирургия: Учебник для мед.училиш. [Текст] / В. М. Буянов, Ю. А. Нестеренко. М.: Альянс, 2015 год. – 624 с.

12. Вейн, А. М. Кардиалгии и абдоминалгии. [Текст] / А.М. Вейн,                   А. Б. Данилова. М.: Медицина, 1999 год. – С. 428–434

13. Вихляева, Е.М. Патология репродуктивной системы в период ее становления. [Текст] / Е.М. Вихляева. М.: Медицина, 2016 год. – С. 307– 343.

14. Вишняков, Н. И. Общественное здоровье и здравоохранение: учебн. для студентов. [Текст] / Н. И.Вишняков, О. А.Гусев, Л. В. Кочорова, Е. Н. Пенюгина, С. Н. Пузин. М.: МЕДпресс-информ, 2018 год. – 880 с.

15. Грицюк, В.И. Настольная книга гинеколога: Справочник. [Текст] / В.И. Грицюк, Ю.А. Гуркин. СПб.: Диля, 2015 год. – 304 с.

16. Гомел, В. Реконструктивная и репродуктивная хирургия в гинекологии. [Текст] / В. Гомел, Э. И. Брилл. М.: Лаборатория знаний, 2016 год. – 440 c.

17. Гостищев, В. К. Общая хирургия. [Текст] / В. К. Гостищев. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016 год. – 736 с.

18. Ермолов, А. С. Диагностика и лечение острых хирургических заболеваний органов брюшной полости. Опыт московского здравоохранения 1992-2014 гг. [Текст] / А. С. Ермолов. М.: Видар-М, 2015 год. – 640 с.

19. Ерюхин, И. А. Острый живот. Догоспитальная диагностика. Руководство по неотложной хирургии органов брюшной полости. [Текст] / И. А. Ерюхин. М.: Триада–Х, 2016 год. – С. 9–30.

20. Каган, И. И. Топографическая анатомия и оперативная хирургия: Учебник. [Текст] / И. И. Каган. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018 год. – 669 с.

21. Ковалев, А. И. Стратегия и тактика неотложной абдоминальной хирургии. [Текст] / А. И. Ковалев. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 год. 360 с.

22. Кузнецов, Н. А. Общая хирургия. [Текст] / Н. А. Кузнецов. М.: МЕДпресс-информ, 2018 год. – 896 с.

23. Кулешова, Л. И. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии: учебник для студентов средн. проф. учеб. заведений. [Текст] / Л. И. Кулешова, Е. В. Пустоветова, В.В. Морозов. - 7-е изд. Ростов-на-Дону: Феникс, 2016 год. – 733 с.

24. Кязимов, М. Х. Амбулаторная хирургия: Практические рекомендации. [Текст] / М. Х. Кязимов. М.: Ленанд, 2015 год. – 104 с.

25. Маев, И. В. Болезни желудка. [Текст] / И. В. Маев, А. А. Самсонов, Д. Н. Андреев. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015 год. – 973 с.

26. Майоров, М.В. Предменструальный синдром: загадки патогенеза, проблемы терапии. [Текст] / М.В. Майоров. М.: Медицина, 2016 год. – С. 38–39

27. Майский, В. В. Фармакология с общей рецептурой: учеб. пособие для студентов учреждений средн. проф. образования. [Текст] / В. В. Майский, Р. Н. Аляутдин. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015 год. – 238 с.

28. Маслов, В. И. Малая хирургия. [Текст] / В. И. Маслов, Ю. Г. Шапкин. М.: ИНФРА-М, 2015 год. – 247 с.

29. Нестеренко, Ю. А. Хирурургия: Учебник для мед.училищ. [Текст] / Ю. А. Нестеренко, В. А. Ступин. М.: Альянс, 2016 год. – 624 с.

30. Нечаев В. М. Лечение пацинтов терапевтического профиля: учебник. [Текст] / В. М. Нечаев, Л. С. Фролькис, Л. Ю. Игнатюк и др. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019 год. – 880 с.

31. Новиков, В. Н. Внутрипросветная хирургия грудной и брюшной полостей: практическое руководство. [Текст] / В. Н. Новиков, Н. В. Ложкина. СПб.: СпецЛит, 2016 год. – 209 с.

32. Обуховец, Т. П. Сестринское дело и сестринский уход: учебное пособие. [Текст] / Т. П. Обуховец. М.: КНОРУС, 2019 год. – 680 с.

33. Попова, Ю. А. Болезни желудка. Полная энциклопедия. Диагностика, лечение, профилактика. [Текст] / Ю. А. Попова. СПб.: Крылов, 2017 год. – 320 с.

34. Ремизов, И. В. Основы патологии: учебник для студентов учреждений средн. проф. образования. [Текст] / И. В. Ремизов, В. А. Дорошенко. Ростов-на-Дону: Феникс, 2015 год. – 221 с.

35. Решетняк, В.К. Возрастные и половые различия восприятия боли. [Текст] / В.К. Решетняк, М.Л. Кукушкин. М.: Медицина, 2018 год. – С. 36–40

36. Рубинина, Э. Д. Хирургия: учебник. [Текст] / Э. Д. Рубинина, И. К. Гайнутдинова. Мю: Дашков и К, 2015 год. – 590 с.

37. Савельева, Г.М. Акушерство и гинекология. [Текст] / Г. М. Савельева, В. Н. Серов, Г. Т. Сухих. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015 год. – 1011 с.

38. Савельева, Г. М. Гинекология. [Текст] / Г. М. Савельева, В. Г. Бреусенко. М.: ГЭОТАР–Медиа, 2018 год. – 432 с.

39. Савельева, Г. М. Гинекология: нац. руководство: краткое издание. [Текст] / Г. М. Савельева, Г.Т. Сухих, И.Б. Манухина. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015 год. – 690 с.

40. Савельева, Г.М. Справочник по акушерству и гинекологии [Текст] / Г.М. Савельева. М.: Медицина, 2015 год. – 187с.

41. Серов, В. Н. Схемы лечения. Акушерство и гинекология. [Текст] / В. Н. Серов, Г. Т. Сухих, Е. Г. Хилькевич. М.: Литтерра, 2015 год. – 378 с.

42. Серов, В.Н. Неотложная помощь в акушерстве и гинекологии: краткое руководство [Текст]/ В.Н. Серов. М.: Гэотар–Медиа, 2008 год. – 240 с.

43. Смит, Н. Ч. Ультразвуковая диагностика в акушерстве и гинекологии понятным языком. [Текст] / Н. Ч. Смит. М.: Практическая медицина, 2015 год. – 304 c.

44. Смольянникова, Н. В. Анатомия и физиология: учебник для студентов мед. училищ и колледжей. [Текст] / Н.В. Смольянникова, Е.Ф. Фалина, В.А. Сагун. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015 год. – 536 с.

45. Федюкович, Н. И. Внутренние болезни: учебник для студентов образов. учреждений средн. проф. образования и науки. [Текст] / Н. И. Федюкович. Ростов-на-Дону: Феникс, 2015 год. – 505 с.

46. Цепунов, Б. В. Хирургия с сестринским уходом: учеб. пособие: для студентов мед. колледжей и училищ. [Текст] / Б. В. Цепунов, К. Н. Гоженко, Е. А. Жиляев. М.: Форум, 2015 год. – 574 с.

47. Широкова, Н. В. Основы сестринского дела: алгоритмы манипуляций: учеб. пособие для мед. училищ и колледжей. [Текст] / Широкова Н. В. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015 год. – 155 с.


 

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: