Методическая разработка урока
По дисциплине «Право»
Тема «Правомерное и противоправное поведение»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели урока
2. Тип урока
3. Вид урока
4. Учебно-методическое обеспечение урока
5. Структура урока
6. Ход урока
7. Нормативно-правовые акты и учебная литература
Цели урока
1. Образовательная: познакомить студентов с понятиями правонарушение и преступление, выяснить их особенности; разъяснить, что такое юридическая ответственность и каковы её виды.
2. Развивающая: продолжить работу по формированию умений анализировать предложенные ситуации, сопоставлять и соотносить их по категориям; навыков решения учебно-познавательных задач, а также ведения дискуссии и отстаивания собственной позиции.
3. Воспитательная: показать неотвратимость ответственности за совершение преступлений; сориентировать студентов на формирование нравственной личности; выработать иммунитет к аморальному, противоправному поведению.
2. Тип урока: урок изучения нового материала.
|
|
3. Вид урока: урок- практикум с использованием учебно-правовых ситуаций.
4. Учебно-методическое обеспечение урока:
- Конституция Российской Федерации, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г (с изменениями на 01.11.2018).
- Гражданский кодекс Российской Федерации – 1994 г (по состоянию с изменениями на 2018 г.).
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) 2001 г (с изменениями на 01.11.2018)
- Трудовой кодекс Российской Федерации – 2002 г (по состоянию на 30 ноября 2018).
Схемы урока(выводятся на экран)
- Схема 1. Виды правомерного поведения
- Схема 2. Виды правонарушений
- Схема 3. Состав правонарушения
- Схема 4.Функции и принципы юридической ответственности
- Схема 5. Виды юридической ответственности
- Карточки для обсуждения проблемного вопроса
5. Структура урока:
1. Вступительное слово преподавателя (постановка цели) - 2-3 мин.
2. Изучение нового материала с опорой на уже имеющиеся знания студентов – 65 – 70 мин.
3. Обсуждение проблемного вопроса – 15 мин.
4. Подведение итогов урока – 3 мин.
5. Домашнее задание – 1 мин.
ХОД У Р О КА
Вступительное слово преподавателя.
Представим обычный летний вечер на одной из улиц нашего города. Гражданин Савельев с женой возвращаются домой с вечеринки у приятеля, живущего на соседней улице. Оба, как говорят в таких случаях, слегка навеселе. На углу к мирно шествующей паре начинает приставать сильно подвыпивший господин, которому приглянулась супруга Савельева. Слово за слово, хулиган наносит удар мужу и хватает за руки женщину. Возмущенный супруг отталкивает хулигана, тот падает навзничь и ударяется о камень головой. В результате смерть наступает мгновенно. К сожалению, ситуация взята из реальной жизни, а кто прав и виноват будет решать суд.
|
|
Каждый из вас, приходя домой, включая телевизор или Интернет, в разговорах с родителями слышит о таких происшествиях, а может быть, знает о них не по-наслышке. Кроме того, если вы проанализируете свое поведение за последний месяц, то обнаружите, что мы сами можем оказаться в ситуациях, когда совершаем противоправные деяния, мелкие проступки, которые можно было бы предотвратить. Вот почему необходимо знать о юридической ответственности за неправомерное поведение, а также основы законодательства о правонарушениях.
Сегодня на уроке вы узнаете, какое поведение является правомерным, что такое правонарушение и каковы виды юридической ответственности.
Запишите план урока:
1. Правомерное поведение.
2. Правонарушение: понятие и признаки.
3. Состав и виды правонарушений.
4. Виды юридической ответственности
Изучение нового материала.
Правомерное и неправомерное поведение
Преподаватель:
Поведение – это взаимодействие человека с окружающей средой, опосредованное его двигательной (физической) и психической активностью.
Поведение человека в обществе с точки зрения права может быть правомерным, т.е. соответствовать нормам права или противоправным, т.е. нарушающим правовые нормы.
Правомерное поведение – законопослушное поведение, соответствующее предписанию правовых норм.
Все виды правомерного поведения поддерживаются и гарантируются государством.
Существует несколько классификаций правомерного поведения
(схема 1).
СХЕМА 1. Виды правомерного поведения
Правомерное поведение может быть активным (в случае реализации управомачивающих либо обязывающих юридических норм) и пассивным (воздержание от запрещающих действий).
Правомерное поведение подразделяют также на необходимое (желательное) (например, уплата налогов) и социально допустимое
( например, развод супругов).