Практическая работа №2

Тема 1.1.

1. Предмет учебного курса «Правоохранительные органы» можно определить, как совокупность учебно-научной, законодательно-нормативной, исторической и ознакомительной информации о системе правоохранительных органов России, организации работы и построении отдельных правоохранительных органов, правоохранительных органах отдельных зарубежных государств.

2. Учебный курс «Правоохранительные органы» является основной вводной обзорной юридической дисциплиной при подготовке юристов. Входящая в предмет курса информация об организации и построении системы правоохранительных органов России, отдельных видов органов по осуществлению правоохранительной деятельности составляет основу в изучении данного курса. Более глубокое познание правового регулирования деятельности правоохранительных органов предполагается в других основных и специальных юридических дисциплинах. Исходной базовой теоретической юридической дисциплиной при подготовке юристов является «Теория государства и права», где разрабатываются общие для многих отраслей права юридические понятия, которые используются и при изучении курса «Правоохранительные органы». Учебные курсы «Административное право» и «Конституционное право» также связаны с данным учебным курсом, предметы их изучения частично совпадают или аналогичны по изучаемому материалу.

3. Основные черты правоохранительной деятельности:

1) Назначение правоохранительной деятельности заключается в том, что она направлена на охрану и защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства и обеспечение выполнения ими своих обязанностей.

2) Для начала правоохранительной деятельности, как правило, должен быть в наличии повод, в качестве которого чаще всего выступает сообщение о правонарушении либо необходимости его предупреждения.

3) Правоохранительная деятельность осуществляется только на основании закона и в соответствии с законом (то есть определенный вид правоохранительной деятельности должен быть предусмотрен действующим законодательством), а в некоторых случаях - исключительно в установленной процессуальной форме. Произвольные действия государственных органов и должностных лиц недопустимы. Нарушение требования закона, допущенное в процессе правоохранительной деятельности, может само оказаться правонарушением, влекущим дисциплинарную, административную или уголовную ответственность. Что касается процессуальной формы, под ней понимается установленный процессуальным законом порядок производства по делу в целом, а также условия, последовательность, порядок совершения отдельных действий.

4) Правоохранительная деятельность осуществляется специально уполномоченными на то законом субъектами, наделенными для этого определенными правами и обязанностями. Лица, осуществляющие правоохранительную деятельность, как правило, должны иметь юридическое образование.

5) В ряде случаев правоохранительная деятельность связана с применением законных мер государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение. Эти меры различаются в зависимости от компетенции органа и тяжести совершенного правонарушения.

6) Законные и обоснованные решения, принятые субъектами правоохранительной деятельности, подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами. Неисполнение этих решений образует самостоятельное правонарушение, влекущее дополнительную ответственность.

 

Тема 2.1.

1. Предметом учебной дисциплины правоохранительные органы является изучение компетенции уполномоченных государственных правоохранительных органов их организация, структура, основные направления деятельности и требования, предъявляемых к лицам принимаемых на службу в эти органы.

2. Дисциплина «Правоохранительные органы» изучается с первого курса и является базовой юридической дисциплиной. Ее успешное освоение способствует лучшему пониманию положений уголовного права, уголовного процесса, административного права, административной деятельности, ОРД, гражданского права, гражданского процесса, конституционного права и др. Учебная дисциплина «Теория государства и права» изучает закономерности возникновения и развития государства, что позволяет при изучении дисциплины «Правоохранительные органы» глубже понять место, роль и значение правоохранительных институтов государственной власти. Дисциплина «Правоохранительные органы» имеет тесную связь с дисциплиной «Конституционное право Российской Федерации», предметом изучения которой являются конституционные принципы формирования и функционирования государственной власти и ее институтов, а также правовое положение личности при взаимоотношениях с государством. В свою очередь, взятая государством обязанность по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина определяет смысл и содержание деятельности правоохранительных органов. Дисциплина «Уголовный процесс» изучает основания и порядок возбуждения уголовного дела, его расследование. Предметом ее изучения являются и правовые вопросы, связанные с рассмотрением уголовных дел в судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, а также правовое положение участников уголовного судопроизводства, законность и обоснованность применения к ним мер уголовно-процессуального принуждения и др. Предметом дисциплины «Прокурорский надзор» являются цели, задачи, принципы, а также правовые, организационные и методические основы по осуществлению прокурорского надзора за соблюдением верховенства Конституции и законов. Изучение дисциплины «Правоохранительные органы» позволяет уяснить систему, структуру, основные направления деятельности органов прокуратуры, а также правовой статус сотрудников и работников прокуратуры.

3. Признаки правоохранительной деятельности:

1) правоохранительная деятельность осуществляется не любым способом, а с помощью применения юридических мер воздействия – принуждения. Защищая одни права, правоохранители объективно ограничивают другие права (досмотр в аэропорту). Деятельность по охране права сопровождается принуждением, а принуждение есть ограничение прав.

2) Применяемые меры должны строго соответствовать предписаниям закона. Не вся правоохранительная деятельность может быть полностью урегулирована законом. Контртеррористическая операция (правовой режим, устанавливаемый законом). Но: есть такие возможные ситуации в этом режиме, которые НЕЛЬЗЯ заранее предусмотреть в законе.

3) Реализуется в установленном законом порядке, т.е. с соблюдением определенных процедур. Уголовный процесс есть совокупность процедур, в ходе которых устанавливается виновное лицо, определяется мера наказание, применяются меры принуждения.

4) деятельность реализуется специально уполномоченными государственными органами.

5) обязательность решений, принимаемых правоохранительными органами.

 

6) гарантирована возможность обжалования решений, принимаемых правоохранительными органами или должностными лицами, установлена ответственность государства за вред, причиненный при осуществлении правоохранительной деятельности с установлением возможности требовать компенсации причиненного вреда.

4. Основные направления правоохранительной деятельности:

- выявление и расследование преступлений как деятельность, направленная на раскрытие преступлений, изобличение виновных лиц и привлечение их к уголовной ответственности;

- определение правосудия, то есть разбирательство в суде уголовных и гражданских дел и вынесение по ним законных и обоснованных решений (защита, восстановление, обеспечению реализации, осуществлению наиболее значительных прав и законных интересов);

- организационное обеспечение деятельности судов, направленное на обеспечение нормального функционирования судебных органов;

- прокурорский надзор как деятельность прокуратуры по предотвращению и пресечению нарушений закона с помощью специальных мер прокурорского реагирования;

- конституционный контроль, основной задачей которого является обеспечение соответствия Конституции РФ нормативно-правовых актов высших органов законодательной и исполнительной власти РФ;

- оказание юридической помощи лицам, привлекаемым к уголовной ответственности, а также в иных случаях.охрана правопорядка, обеспечение безопасности населения;

- оперативно-розыскная деятельность;

- оказание юридической помощи.

Каждое из этих направлений нацелено на достижение "своих" результатов:

- устранение нарушений предписаний Конституции РФ;

- справедливое разбирательство и разрешение гражданских и уголовных дел, материалов об административных правонарушениях;

- создание условий для нормальной деятельности судов;

- выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского реагирования;

- раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовка материалов для рассмотрения конкретных дел в суде;

- предоставление всем, кому это необходимо, возможности пользоваться квалифицированной юридической помощью, особенно тем лицам, которые привлекаются к уголовной ответственности, а равно оказание других юридических услуг.

Достижение таких результатов, в конечном счете, обеспечивает выполнение упомянутых выше общих задач правоохранительной деятельности.

Все названные направления (функции) взаимосвязаны и дополняют друг друга.

 

5. Правоохранительные органы —– государственные и негосударственные учреждения/лица, специально предназначенные защищать права и законные интересы граждан, организаций и государства с правом государственного принуждения.

Основные черты:

1.Они специально предназначены осуществлять правоохранительную деятельность в пределах своей компетенции.

2.Свою деятельность они осуществляют в особом порядке, предусмотренном законом.

3.Правоохранительные органы наделены определенными правами и несут ответственность за выполнение возложенных на них функций.

4.Как правило, государственные правоохранительные органы обладают правом государственного принуждения в пределах своей компетенции.

5.Сотрудниками правоохранительных органов, как правило, являются лица, обладающие специальными познаниями в области юриспруденции и иных отраслей знаний.

6.Законные требования сотрудников правоохранительных органов обязательны для исполнения под угрозой ответственности (уголовной, административной).

7.Каждый правоохранительный орган осуществляет правоохранительную деятельность в пределах компетенции, установленной законом

8. наличие в его распоряжении средств (предусмотренных законом полномочий), позволяющих решать указанные задачи.

6. Виды правоохранительных органов:

1) суды (общей юрисдикции, арбитражные и др.);

2) третейские суды;

3) органы прокуратуры (Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов Российской Федерации, районные, городские прокуратуры, военные прокуратуры, прокуратуры на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, иные специализированные прокуратуры);

4) Органы юстиции РФ;

5) Судебный департамент при Верховном суде РФ;

6) органы предварительного следствия (следователи Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотиков);

7) органы дознания (органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности, федеральные органы исполнительной власти в области государственной охраны, таможенных органы Российской Федерации, органы Службы внешней разведки Российской Федерации, органы Министерства юстиции РФ, органы по контролю за оборотом наркотиков, органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, органы внешней разведки Министерства обороны РФ, органы Федеральной службы судебных приставов, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов, капитаны морских судов, руководителей геологоразведочных партий и зимовок и глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации);

8) нотариат;

9) адвокатура (Федеральная палата адвокатов РФ, адвокатские палаты, адвокатские образования первого звена);

7. Источниками курса «Правоохранительные органы» являются законодательные и

другие правовые акты, определяющие задачи, функции, структуру, порядок организации и

деятельности правоохранительных органов. Они составляют правовую основу

организации и деятельности вышеуказанных органов. Среди многочисленных источников

данного курса есть те, которые обладают наибольшей юридической силой, например

Конституция РФ, и такие, которые распространяют свое действие на весьма узкий круг

лиц (ведомственная инструкция и т.п.). Традиционно все нормативные правовые акты,

регулирующие деятельность правоохранительных органов, можно классифицировать по

нескольким основаниям.

 

Практическая работа №2.

Вариант №1.

Задача 1.

1. Данное дело подлежит рассмотрению суду первой инстанции. В соответствии со ст.31 УПК РФ дело будет рассмотрено в областном суде, который является средним звеном системы гражданских судов общей юрисдикции.

2. Дела в судах первой инстанции рассматриваются судьями единолично. В случаях, предусмотренных федеральным законом, дела в судах первой инстанции рассматриваются коллегиально в составе трех профессиональных судей.

Состав суда для рассмотрения каждого дела формируется с учетом нагрузки и специализации судей путем использования автоматизированной информационной системы. В случае невозможности использования в суде автоматизированной информационной системы допускается формирование состава суда в ином порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства.

(ст.14 ч.1, 3 ГПК РФ).

Задача 2.

1. В случае, если сумма задолженности не превышает 50000 рублей, исковое заявление подаете в мировой суд, если превышает — то в районный. Дело будет рассмотрено судом первой инстанции и основным звеном гражданских судов общей юрисдикции.

2. Рассмотрение уголовных дел осуществляется судом коллегиально или судьей единолично. Состав суда для рассмотрения каждого уголовного дела формируется с учетом нагрузки и специализации судей путем использования автоматизированной информационной системы. В случае невозможности использования в суде автоматизированной информационной системы допускается формирование состава суда в ином порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства.

(ст.30 ч.1 УПК РФ).

Задача 3.

1. Данное дело подлежит рассмотрению суду первой инстанции. Дело будет рассмотрено в мировом суде, который является основным звеном гражданских судов общей юрисдикции.

2. Рассмотрение уголовных дел осуществляется судом коллегиально или судьей единолично. Состав суда для рассмотрения каждого уголовного дела формируется с учетом нагрузки и специализации судей путем использования автоматизированной информационной системы. В случае невозможности использования в суде автоматизированной информационной системы допускается формирование состава суда в ином порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства.

Суд первой инстанции рассматривает уголовные дела в следующем составе:

· мировой судья - уголовные дела, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 настоящего Кодекса.

Задача 4.

1. Гражданка З. должна подать апелляционную жалобу в областной суд. Жалоба будет рассмотрена в суде второй инстанции средним звеном системы гражданских судов общей юрисдикции.

2. Состав суда для рассмотрения каждого дела формируется с учетом нагрузки и специализации судей путем использования автоматизированной информационной системы. В случае невозможности использования в суде автоматизированной информационной системы допускается формирование состава суда в ином порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства.

Если иное не установлено настоящим Кодексом, рассмотрение дел в кассационном или апелляционном порядке осуществляется судом в составе судьи-председательствующего и двух судей.

(ст.14 ч.2, 3 ГПК РФ).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: